Украинская литература 10-х годов ХХ века
Михаил Коцюбинский
(1864-1913)
Коцюбинский напоенный соками богатейшей земле своей - и через это он стал бессмертным: великие светочи человечества давно уже расступились, чтобы дать место и ему в очереди борцов, мыслителей и искателей правды.
(Павло Тычина)
Михаил Коцюбинский как писатель-новатор отошел от идеи народничества, стал одним из самых талантливых европейских прозаиков-импрессионистов, которые искусно воспроизводили меняющиеся впечатления и наблюдения об окружающем мире, раскрывая тончайшие нюансы человеческих чувств и переживаний.
Писатель и ученый Валерий Шевчук отметил: «Творчество Коцюбинского вошла в золотой фонд украинской литературы, а если говорить о литературе ХХ века, то именно он был одной из самых ярких звезд, которые ее утверждали».
«Вся жизнь моя - в литературе» (Михаил Коцюбинский)
Родился Михаил Коцюбинский 17 сентября 1864 года в городе Виннице в семье мелкого служащего Михаила Матвеевича, продолжателя старинного боярского рода. Мать будущего писателя, Гликерия Максимовна Абаз, происходила из польской шляхты, получила образование и имела изысканные художественные вкусы, поэтому развивала чувство прекрасного и любовь к литературе и искусств в своих детей.
Как было принято в те времена, в семье Коцюбинских разговаривали на русском языке, хоть и искренне любили все украинское: песни, предания о славном прошлом, украинские блюда, обычаи и обряды. Однажды, в детстве тяжело заболев, как вспоминал позже Михаил Коцюбинский, «я в горячке начал говорить по-украински, чем немало удивил родителей». Неожиданно украинское вещание стало будто тем пророческим знаком, что прозірливо предвещал ребенку судьбу украинского патриота. Паренек с радостью ходил на ярмарку слушать лирников, особенно деда Киприана, из рассказов которого узнал о вековой истории родного народа, и сам еще десятилетним пробовал составлять украинские песни за известными ему фольклорными образцами. Миша учился сначала дома с учителем Акимом Богачевським, который успешно подготовил подопечного до поступления в последний класс начальной школы в городке Бар на Подолье, куда переехала семья. Парень усердно учился, много читал, проявлял незаурядные творческие способности. Прочитав один из ученических произведений Коцюбинского, учитель русской словесности восторженно воскликнул: «Это будущий писатель!» Поэтому на двенадцатом году жизни, поощренный похвалой школьного наставника, Коцюбинский взялся писать повесть с финского жизни. Тогда еще юный начинающий и предположить не мог, что ему суждено стать одним из величайших художников.
Шаргородское духовное училище, куда поступил после окончания начальной школы Михаил Коцюбинский, считалось заведением для детей священников и обедневших дворян, однако знания здесь давали основательные. Ученики этого учебного заведения изучали богословские науки, историю Российской империи, французский язык, географию. Наиболее сознательные выпускники читали произведения Тараса Шевченко, Марка Вовчка, Григория Квитки-Основьяненко и европейских классиков. Продолжил обучение Михаил в духовной семинарии в Каменец-Подольском. Впрочем, долго учиться здесь юноше не пришлось: после смерти отца он стал единственным кормильцем матери и четырех младших детей. От горя Гликерия Максимовна почти полностью потеряла зрение, и Коцюбинские переехали к ее сестре Марии Блоневської в Винницу. Мечта Михаила об университетском образовании осталась несбыточной, поэтому он занимался самообразованием, давал частные уроки, опасаясь полиции, потому что официального разрешения учительствовать не имел.
На времена юности Михаила Коцюбинского приходятся годы, когда прогрессивная молодежь Российской империи искренне пыталась служить народу, не гнушаясь даже методами террора против чиновников. Михаил Михайлович еще в Каменце-Подольском сблизился с членами тайного кружка народовольцев, который назывался «Подольской женой», пропагандировал передовые идеи среди народа. Связь Коцюбинского с настроенными против государственного устройства молодыми людьми привел к тайного надзора полиции и обысков в доме Блоневської в 1883, 1884, 1885 годах. Кроме захвата освободительным движением, Михаил Михайлович находил утешение в собственном творчестве.
Усадьба Коцюбинского в Виннице, ныне музей
Первое прозаическое произведение Коцюбинского - рассказ «Андрей Соловійко, или Вченіє мир, а невченіє тьма» (1885). Его стихотворение «Наша хатка» напечатал львовский журнал «Звонок» (1890). Вскоре Коцюбинский совершил путешествие во Львов, где познакомился с Иваном Франко, который существенно повлиял на мировоззрение молодого художника. По совету Ивана Яковлевича Коцюбинский попробовал себя в жанре художественного перевода, довольно искусно переведя отдельные произведения Адама Мицкевича, Генриха Гейне, Элизы Ожешко, Федора Достоевского.
В 1885 году Михаил Михайлович вошел в подпольной «Молодой общины» украинофилов-социалистов, за что был привлечен к судебной ответственности. Подчеркнем, что политический выбор Михаила Михайловича отвечал духу времени, ведь социалистическими идеями тогда увлекалась большинство передовых людей. В Виннице юноша имел большой авторитет, поэтому общественность избрала его гласным городской думы. Пытаясь оправдать доверие избирателей, Михаил Коцюбинский неоднократно выступал против отдельных постановлений думы, но скоро понял, что ничего изменить не удастся и с отчаяния перестал посещать заседания. К тому же, националистические убеждения художника окрепли настолько, что в 1892 году он вошел в тайного «Братства тарасовцев», лозунгом которого было национально-культурное возрождение Украины. Одним из направлений деятельности общества являлось расширение тематических границ украинской литературы, отрицание ее узкого народническо-просветительского назначения, повышения художественности произведений художественной литературы. Своеобразный литературный манифест «тарасовцев» Михаил Коцюбинский готовил вместе с педагогом Николаем Чернявским.
1891 года Коцюбинский экстерном сдал экзамен и получил аттестат народного учителя. С этого времени он уже мог работать без помех. Михаил Михайлович устроился домашним учителем детей бухгалтера сахарного завода Мельникова. В свободное время Коцюбинский бесплатно учил грамоте и крестьянских детей, за успехи вознаграждая их конфетами. Ученики очень любили своего наставника и доверительно рассказывали ему о своей жизни. На основе детских рассказов Коцюбинский написал замечательные рассказы «Харитя», «Елка», «Маленький грешник». Высоко оценил «Харитю» Панас Мирный, который сразу после публикации этого произведения в журнале «Звонок» написал автору: «Прочитал я ее и не успел опомниться. В такой небольшой приповістці и так много сказано! И как сказано? Чистой, как колодезная вода, народном языке; ярким, как солнечный луч, рисунком, небольшими отборными очерками, разворачивают перед глазами большую - безмерно большую картину человеческого горя, красоты мировой, проявляют бездну глубоких мыслей, тасмні порыв души, ушибы небольшого сердца. И так только настоящий художник может писать!»
В селе Лопатинцы на Винниччине, где Михаил Михайлович учительствовал в течение двух лет, он также создал повесть для взрослых читателей «На веру», которую напечатал львовский журнал «Правда» (1892). Искреннее отношение к детям, с которыми Коцюбинском приходилось общаться на Подолье, в Бессарабии, Крыму и Карпатах, было одной из доминирующих черт Михаила Михайловича. Подавая его яркий словесный портрет в зрелые годы, фольклорист Владимир Гнатюк отметил: «Среднего роста, стройный, худощавый, в последних временах тропики покосившийся, одетый скромно, но все без малейшего упрека и, конечно, с каким-то цветком в бутоньерке. Цветы - это была его страсть и роскошь... страстно Любил природу и давал этом выражение на каждом шагу. Любил добрых людей, приятное общество, а знайшовшись в нем, любил вести бесконечные разговоры. Необыкновенно любил детей и никогда не прошел круг них. чтобы их не задеть, не заговорить и не пошутить немного».
Со своей женой, Верой Устимівною Дейшею, Михаил Коцюбинский познакомился в 1894 году. Она считалась настоящей красавицей, к тому же высокообразованным, музыкально одаренной. Девушка виртуозно играла на пианино, была слушательницей Бестужевском курсов, еще и принимала участие в борьбе за народные права и на полгода была за это осуждена. На приглашение жениха она приехала в Крым в сентябре 1895 года, а в январе 1896 года влюбленные поженились. Вера Устимовна оказалась прекрасной хозяйкой, хорошо относилась к старушке матери своего мужа, должным образом заботилась о довольно большое семейство, ведь в браке с Михаилом Михайловичем вырастила четырех детей. В конце 1896 года у молодых супругов родился первенец Юрий, который впоследствии стал одним из большевистских лидеров, уничтоженных тоталитарной системой. 1937 года Юрия Коцюбинского на основе сфабрикованных показаний расстреляли. Так погиб тот, на кого отец возлагал свои надежды, кто мог принести славу и пользу родному краю.
С 1892 года Коцюбинский работал членом філоксерної комиссии, созданной для борьбы с эпидемией на виноградниках в Бессарабии - сначала вблизи Кишинева, затем на побережьях рек Прута и Дуная. «Эти края дали мне очень много впечатлений, и я с удовольствием вспоминаю время своей службы на філоксері, хотя пришлось пережить и много горького», - вспоминал художник. Через три года писатель продолжил это дело в Крыму, но осенью 1896 года так тяжело простудился, что вынужден был покинуть работу в полевых условиях. Нелады со здоровьем и ощущение психологического дискомфорта привели к решение возвращаться в родной край. Коцюбинский надеялся на должность в Черниговском земстве, однако ему категорически отказал губернатор, который считал писателя неблагонадежным за публикацию повести «Для общего добра» в галицком журнале «Заря» (1896). В этом произведении было показано трагедию нищеты молдавских тружеников в результате политики царского правительства, не заинтересованного в финансировании мероприятий для восстановления пораженных болезнью виноградников.
В 1898 году Михаил Коцюбинский с семьей переехал в Житомир, где начал издавать газету «Волынь», а впоследствии вернулся в Чернигов, где ему предложили возглавить отдел сельскохозяйственной статистики в губернском земстве. Чернигов в те времена был небольшим провинциальным городом, однако размещенным неподалеку от Киева, что давало возможность писателю участвовать в литературных и общественных мероприятиях. Вместе с единомышленниками Коцюбинский основал в Чернигове местную организацию «Просвита», не боясь откровенно афишировать свои украинские патриотические убеждения, хоть на работе пришлось общаться только на русском языке. Культурно-просветительская деятельность писателя еще больше обеспокоило губернатора, который натравил на Коцюбинского жандармов и шовинистически настроенную публику, что добилась исключения из «Просвиты» и художника, и его жены.
Творческое наследие Михаила Коцюбинского чрезвычайно интересен также превосходной новелістикою. Наиболее высокохудожественными считают новеллы «На камне» и «Цвет яблони», написанные в Чернигове в 1902 году. Оба произведения отмечены им прессионистическими чертами. Новеллу «На камне» сам автор назвал акварелью. Это произведение справедливо считают жемчужиной психологической прозы в красном украинском писательстве начала XX века. Литературовед Сергей Ефремов о новом этапе творчества Коцюбинского, что как раз и открывался этим произведением, писал: «От украинского реализма взял он твердый грунт и прозрачную ясность мысли; от французского натурализма - трезвый взгляд и огромное искания нужной ему красоты повсюду, куда только может глаз художника заглянуть. Но от себя добавил сюда своей собственной най более ценную черты: это глубокое общение с психикой героев, изобретательность художественных образов, умение передавать настроения и внутренние переживания, наконец, бунт против засорения души.., протест против мелкой рутины, аристократизм духа и неуклонном идти к свету, к красоте, к идеалу - это уже самому Поселку принадлежит, это его собственное, не заимствованное добро». В 1905 году участились факты поджога помещичьих имений и расправы бунтарей над господами. Правительство бросило войска на подавление крестьянских восстаний. Коцюбинский стал не только очевидцем, но и участником противостояний, сознательно подвергался опасности, стремясь быть вместе с народом. В письме к Ивану Франко о ситуации в Восточной Украине он сообщал:«Мы живем, как на вулкане, или лучше - мы сами тот вулкан, жерло которого слепой правительство хочет засыпать щепой и тем остановить взрыв». Как чиновник Михаил Михайлович получал данные о человеческих потерях в революционных событиях и количество обреченных к смертной казни бунтарей. Эти страшные данные добавляли Коцюбинском немало страданий. Свои переживания, усталость и истощение он передал в новелле «Intermezzo», а революционные события описал в повести «Fata morgana», новеллах «Подарок на именины» и «Кони не виноваты».
Повесть «Fata morgana* Коцюбинский писал в два этапа: первую часть закончил в 1903 году, вторую - в 1910 году, продолжив тему борьбы крестьян за землю и подавления восстаний карательными отрядами. В основу повести легли действительные факты. Писатель стремился вывести типичные образы крестьян, показать, какую большую роль играла частная собственность на землю в их жизни. Главными героями повести стали Андрей и Маланка Волы, которые имели своих прототипов - супруги Соломчиних из села Лопатинцы. Через образ Маланки художник передал крестьянский дух украинского народа, его любовь к земле и предковічне умение на ней работать. Освещены в повести и революционное движение, правдиво воссоздана атмосфера сложной противоречивой эпохи.
Новеллы «Подарок на именины» и «Кони не виноваты» поражают страшной жизненной правдой. В первой рассказывается о том, как полицейский чиновник делает садистский подарок своему малолетнему сыну, приведя его на казнь революционерки. Главный персонаж следующей новеллы - помещик Малина - либерал и народолюбець, притворно возмущенный недостойными поступками сына. Когда же возникает угроза разграбления восставшими крестьянами его имении, Малина соглашается на пребывание в усадьбе карательного отряда конных казаков, мотивируя свое решение тем, что лошади не виноваты и нуждаются в пище и отдыхе, не принимая во внимание того, что казаки приехали жестоко расправиться с бунтарями.
Литературоведы творчество Михаила Коцюбинского разделяют на произведения реалистичны - «На веру» (1892), «ціпов'яз» (1893), «Для общего добра» (1896), «Дорогой ценой» (1902), психологические - «В сетях шайтана» (1899), «Куколка» (1901), «Поединок» (1902), «На камне» (1902), социальные - «Смех» (1906), «Fata morgana» (1904; 1910), «Кони не виноваты» (1912), «Подарок на именины» (1912). Высокохудожественные психологические новеллы Коцюбинского одновременно имеют выразительные черты импрессионизма: «Цвет яблони» (1904), «Intermezzo» (1909), «Хвала жизни» (1912). О художественные особенности этих произведений Валерий. Шевчук писал: «Никто никогда ни к Коцюбинского, ни после него не создавал пластикой слова такого исключительного впечатления, и именно в этом нам видится немеркнущая величие его художественных тканей. Он умел создавать неповторимую «материю прозы», которая всегда чаруватиме читателя, не глухого к эстетических восприятий». К наиболее колоритных произведений последнего периода жизни Коцюбинского принадлежат рассказы «Что записано в книгу жизни» (1911) и повесть о жизни гуцулов «Тени забытых предков» (1912), написанная под влиянием незабываемых путешествий художника в Карпаты.
Межпредметные параллели. Современный японский режиссер Сехэй Имамура создал фильм «Легенда о Нараяму». и В этой картине сын, который оставил, по обычаю предков, немощную мать в горах умирать, на мгновение возвращается, чтобы сообщить ей о добрый знак: идет снег. Коцюбинский гораздо раньше написал психологическую новеллу «Что записано в книгу жизни», в которой поражает эпизод добровольной емер и те матери, что стала обузой для всей семьи и попросила сына отвезти ее зимой в роще. Кстати, в сцене похорон Ивана из повести «Тени забытых предков» писатель тоже показал торжество жизни над смертью. Возле мертвого Ивана остаются только три немощные бабушки, потому что остальные занята весельем при костре на улице и погребальными играми. Эти три женщины ассоциируются с античными мойрами, богинями судьбы человека: Лахесис вытаскивала жребий, определяя судьбу, Клио пряла нить жизни, Атропос обрезала нить жизни.
Коцюбинский был полиглотом, знал польский, русский, болгарский, итальянский, молдавский, французский, румынский, татарский, турецкий и цыганский языки. Это давало прозаику возможность читать много произведений на языке оригинала, переводить некоторые из них, свободно общаться и переписываться с европейскими художниками, путешествовать. Например, трижды Коцюбинский побывал на итальянском острове Капри (1909, 1910, 1911), где лечился, творчески работал, встречался с Максимом Горьким, Иваном Буниным, Федором Шаляпиным, другими зарубежными художниками.
Коцюбинский сделал существенный прорыв вперед как прозаик и теоретик литературы, который направил развитие украинского писательства в русле модернизма.
Тяжелым жизненным испытанием для Коцюбинского была болезнь сердца, которая ежегодно все больше мешала художнику заниматься творчеством. Михаил Михайлович тратил немало средств и времени на лечение, однако лучшие кардиологические клиники Германии, Италии, Австрии мало чем помогали. В начале 1913 года писатель вернулся в Чернигов, где 25 апреля умер. Последними словами умирающего были: «Я жить хочу!» Было тогда Михаилу Михайловичу лишь 48 лет. На смерть давнего друга откликнулся Панас Мирный статьей «Над раскрытой могилой славного сына Украины М. Коцюбинского», в которой писал:«Пал великий мастер родного слова, что в огненном горниле своего творческого духа переливал его в самоцветные хрустале и. как великий строитель, выводил свои художественные произведения, полные художественного вкуса, глубокой задумчивости и безмерно широкой любви к людям».
Похоронили Коцюбинского на Болдиной горе в Чернигове, где особенно любил отдыхать художник. Здесь установлен памятник писателю (скульпторы Ф. Коцюбинский, С. Андрейченко). На Южном Буге есть скала Коцюбинского, а в городе Шаргороде установлена памятная стела (скульптор М. Непустой). В Виннице действует музей Коцюбинского, в Баре, Шаргороде и Лопатинцях открыты музейные комнаты, посвященные писателю.
Словарная работа. 1. Запомните новый срок.
Импрессионизм (фр. impression - впечатление) - направление в искусстве и литературе середины XIX - начала XXI веков, представители которого пытались воссоздать окружающий мир во всей его изменяемости и подвижности, а также показать тончайшие оттенки настроения, чувств человека. Возник во Франции, которая считается колыбелью импрессионизма. В этом стиле творили художники Клод Моне, Эдуар Мане, Эдгар Дега, Камиль Писсаро, Огюст Ренуар. В Украине художниками-импрессионистами считают Александра Мурашко, Николая Бурачека. Представителями импрессионизма в литературе является Альфонсом Доде, Ги де Мопассан, Стефан Цвейг, Кнут Гамсун. Среди украинских прозаиков в этой И стилевой манере работали Михаил Коцюбинский, Григорий Косынка, Андрей Головко, Николай Хвылевой, Гнат Михайличенко, Мирослав Ирчан.
Памятник Михаилу Коцюбинскому в Виннице. Скульптор М. Вронский