Украинская литература 1940-1950 годов
Обзор украинской литературы 40-50-х годов
Великая Отечественная война изменила способ бытия украинских писателей: 109 художников слова воевали на фронте, в партизанских отрядах, кто оказался в эвакуации в Саратове, Уфе и других городах, 25 пали смертью храбрых. В оккупированном фашистами Киеве Союз писателей Украины возглавила Елена Телига, которая издавала журнал «Літаври», организовывала литературная жизнь. Она отказалась сотрудничать с оккупантами, поэтому была расстреляна в Бабьем Яру вместе с поэтом Иваном Ірлявським. В немецком концлагере лишили жизни поэта Олега Ольжича, пал в бою поэт Юрий Липа.
24 июня 1941 года Павел Тычина опубликовал стихотворение «Мы идем на бой». Особый резонанс вызвала его поэзия «Я утверждаюсь!», в которой Тычина высказал идею бессмертия народа и Украины, которая изображается как образ карающей мстительницы («Фашистская грязь! Трепещи - я розвертаюсь!.. Тебе же я кладу доску гробовую! / Я утверждаюсь, я утверждаюсь, / ибо я живу»). По радио Николай Бажан читал стихотворение «Клятва», выражая решимость и непреклонность в борьбе с фашизмом и веру в свободу Отечества: «Вкладывает меч в руки верного сына / Наш край, чтобы этот меч был. / Никогда, никогда не будет Вкраина / Рабой немецких палачей!». 26 ноября 1941 года Максим Рыльский озвучил по радио «Слово о родной матери», из Саратова и Москвы транслировались передачи на украинском языке, которые вели Петр Панч, Дмитрий Белоус, Ярослав Галан, Иван Цюпа, Терень Масенко и другие. Писатели своим словом поспособствовала освобождению Украины, вселяя надежду в победу над немецкими оккупантами. Образец високопатріотичної поэзии - «Любите Украину» Владимира Сосюры.
Художественный мир лирики. Еще Цицерон афористично сказал: «Среди лязга оружия музы молчат». Поэты, реагируя на вызов истории, уподобляли свое слово к штыку, призывая читателей оказать решительное сопротивление фашистской чуме. Это обусловило тематику, жанровый репертуар произведений, стилевые искания художников. В поэзии преобладают ораторские интонации, патетика и искренний лиризм. Своего расцвета достигла гражданская лирика, которая ярко проявила себя в творчестве Николая Бажана, Максима Рыльского, Владимира Сосюры, Павла Тычины, Андрея
Андрей Малышко
Сергей Григорьев. Родная мать. 1970
Малышко и других поэтов. Доминирующей была лирико неоромантична стилевое течение, в котором прославлялись подвиги воинов на фронте, в тылу врага, национальная героика прошлого. «Так прошлое - не могила, / Креста призрачный силуэт, - / Недаром же мужественного Даниила / Теперь воспевает поэт» - писал Максим Рыльский. К мужественного образа Даниила Галицкого обратился Николай Бажан в одноименной поэме, Шевченко - Андрей Малышко («Тарасу Шевченко»), Тараса Бульбы - Леонид Первомайский («Песня Тараса Бульбы»). Лирический герой поэтических произведений художников - боец за свободу Отечества: «В поэзию вошел солдат в старой шинели, с автоматом на груди, в сапогах, покрытых пылью походов. Его характер - звитяжність, любовь к Родине и ненависть к врагу. Этот солдат - суровый и гневный в боях, но у него бывают свои печали, когда он вспоминает о семье, о своем доме, сожженную врагом в далеком селе», - писал в 1944 году Андрей Малышко.
Развиваются такие жанровые разновидности лирики: стихотворение-послание («Письмо к землякам» Владимира Сосюры; «Бойцам Южного фронта» Максима Рыльского); ода («Мой народ» Павла Тычины); стихотворение-фельетон («Свинья-наполеончик» Павла Тычины); баллада («Баллада о Матвее Подкову», «Кашевар», «Баллада о Колосочок» Андрея Малышко, «Баллада о подвиге» Николая Бажана); медитация («В бессонную ночь (Думы об Украине)» Павла Тычины, «В сердцах отвага соколиная» Владимира Сосюры, «Я рубашку найду вышиванку» Андрея Малышко); песня («Песня о Морозенко», «Направо - лебеди» Андрея Малышко). Отмечаются художественными открытиями поэмы «Похороны друга» Павла Тычины, «Даниил Галицкий» Николая Бажана, «Сын Украины» Владимира Сосюры, «Прометей» Андрея Малышко, «Неопалимая купина» Максима Рыльского.