ЛИТЕРАТУРА 
КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XX ВВ. 
УКРАИНСКАЯ 
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XVIII - 90-Х ГГ. XIX СТ.
Михаил 
Коцюбинский (1864-1913)
Михаил 
Михайлович Коцюбинский родился 5 сентября 1864 г. в городе Виннице в семье 
чиновника. Начальное образование получил в Барской школе; в течение 1876-1880 гг. 
учился в Шаргородской духовной семинарии. Мечтам Коцюбинского о гимназии 
и университет через сложные семейные и материальные обстоятельства не осуществиться 
суждено; недостаток систематических знаний пришлось наверстывать за помощью 
самообразования. Писатель интересовался общественной жизнью, увлекся идеями 
народовольцев, за участие в нелегальном движении попал под полицейский надзор. 
1891 года Кодюбинський сдал экзамен на право работать народным учителем. После 
достаточно непродолжительного периода учи-телювання он получил должность сотрудника 
Філоксерної комиссии, занимавшейся организацией борьбы с вредителем винограда 
филлоксерой. Работая в комиссии, писатель с 1892 по 1896 год проживал в 
Бессарабии и в Крыму. Знакомство с жизнью молдавского и крымско-татарского 
народов отразилось на тематике его произведений. На начало работы в комиссии 
приходится сближение Коцюбинского с «Братством тарасовцев» - организацией 
молодых интеллектуалов, которые стремились во всем быть последовательными, «сознательными» 
украинцами в противовес старшему поколению так называемых украинофилов, склонных к 
сотрудничества с колониальной
 администрацией. 
После перенесенной в 1896 - 1897 гг. болезни писатель непродолжительное время был 
сотрудником Житомирской газеты «Волынь», а в 1898 году переселился в 
Чернигова, где работал в земской управе. Одновременно он принимал активное участие в 
культурной жизни города, устраивал литературные вечера, поддерживал начинающих писателей. 
В 1900-х годах состояние здоровья Коцюбинского значительно ухудшилось. Чахотка и больное 
сердце заставляют его выезжать на лечение в Италию. Благодаря пенсии, что дало 
писателю Общество сторонников украинской литературы, науки и искусства, он 
получил возможность оставить обременительную работу в земстве. Однако обострение 
болезни не позволило полностью переключиться на литературную работу. Умер 
писатель 12 апреля 1913 г., похоронен в Чернигове.
До первых 
литературных попыток Коцюбинский прибегал еще в дванадцятилітньому возрасте, позже, 
учась в семинарии, писал стихи и прозу. В 80-х - 90-х годах писатель 
прошел сложный путь усовершенствования литературной техники. Некоторое время его проза 
еще оставалась в стилевых рамках этнографического реализма с его вниманием к 
крестьянских тем и побутописанням, в то же время в ней увиразнилась четкая тенденция 
к усилению психологизма. В настоящее время автор написал интересные рассказы для детей: 
«Харитя», «Елка», «Маленький грешник», обратился к морально-этической и 
социальной проблематики в произведениях «На веру», «П'ятизлотник», «Хо», «Для 
общего добра» и др.
Логичной в 
творческой эволюции Коцюбинского стала воззвание к украинским писателям, 
составленная им вместе с М. Чернявским. Авторы призывали к обновлению тематики 
произведений и литературного стиля, считая, что украинскому писательству не стоит 
ограничиваться лишь крестьянскими темам, ориентируясь на вкусы интеллигентного 
читателя. Провозглашенные намерения Коцюбинский стремился реализовать в своей художественной 
практике. С начала 1900-х в его творчестве усиливается импрессионистическая (от 
фр. impression - впечатление) манера письма, что предполагает специфическую технику 
воспроизведение непосредственных впечатлений, которые и составляют то «сообщение», что несет 
в себе произведение. Ярким примером импрессионистического стиля является новелла Коцюбинского 
«Intermezzo».
В ней поиск 
внутреннего равновесия личности героя передается через поток сложных и 
меняющихся впечатлений. Отдельные произведения прозаика сочетают элементы реалистического стиля 
с импрессионистическим. Это касается и повести «Fáta morgana», 
изображает украинское село перед беспорядками 1905-1907 гг. и во время этих 
событий. Первая часть произведения, завершена в 1903 г., стилистически выписана в 
реалистической манере. Вторую часть повести было завершено в 1910 г. Не удивительно, что 
семилетняя временная дистанция и драматические события в жизни общества, что 
произошли за это время, обусловили эволюцию стиля в направлении усиления 
импрессионистической составляющей. Вообще впечатление от первой русской революции 
стали основой целого ряда первоклассных произведений писателя - «Смех», «Он идет», 
«Неизвестный», «Persona grata», «Кони не виноваты» и др.
 Последний 
период творчества Коцюбинского характеризуется его интересом к загадочному 
мира народной мифологии. Ре-зультатом такой заинтересованности стало появление одного 
из лучших произведений писателя «Тени забытых предков». Обратившись к жизни 
карпатских украинцев, автор изобразил поэтический мир древних гуцульских 
традиций, сильных и неудержимых чувств, органического единства с природой.
В общем 
художественная практика Коцюбинского свидетельствует о значительном прогрессе в развитии 
украинской прозы. Для нее характерны тенденции проблемно-тематического 
обновления, интересные жанровые и стилевые поиски. Писатель по праву считается 
одной из наиболее ярких и оригинальных фигур в украинской литературе 
конца XIX - начала XX века. 
«Михаил 
Коцюбинский (1864-1913 гг.) начал свою литературную деятельность рассказами в 
манере старших писателей-семидесятников; на первых его произведениях... большой 
сказывается влияние Левицкого... Но уже и тогда чувствовал себя в рассказах 
Коцюбинского, эта этнографическая манера будто сдерживает его, не дает вполне 
обнаружить что-то свое, собственное; что не укладывалось в рамке органически чуждой ему 
манеры. Так же не соответствовала сути художественной удачи Коцюбинского и вторая фаза 
его исканий, когда видно было некоторое влияние на нем французской манеры, наиболее 
Мопассана. <...> И только сбросив с себя и натуралистическую одежду, как и 
предыдущую этнографическую, Коцюбинский стал настоящим Коцюбинским. Од 
украинского реализма взял он твердый определенный грунт и прозрачную ясность мысли; ед 
французского натурализма - трезвый взгляд и безбоязненное искания нужной ему 
красоты везде, куда только может глаз художника заглянуть. Но от себя добавил сюда 
своей собственной самому ценному черты: это глубокое общение с психикой героев, 
затейливость художественных образов, умение передавать настроения и внутренние 
переживания, наконец бунт против засорения души ненужным грузом, протест 
против мелкой рутины, аристократизм духа и неуклонном идти к свету, к 
красоте, к идеалу - это уже самому Поселку принадлежит, это его собственное, 
неодолженная добро. Эта своя собственная черта, все разворачиваясь и визволяючись 
из-под чужих влияний, воцарилась наконец целиком и дала действительно сильного 
художника - художника прежде всего. Коцюбинский таки нашел себя, и в последних 
произведениях становится перед нами совсем не тем писателем, каким начинал свою 
литературную деятельность, - не тем, прежде всего, с точки зрения художественных средств, которых 
употреблял в начале своей литературной карьеры и предпринимаемых теперь. Тогда это был 
реалист, что пытался рисовать подробности того, что видел вокруг себя, - на 
конца это импрессионист, что больше всего следит общего впечатления, не заботясь 
о деталях; тогда внешние происшествия его интересовали, сюжет, - напоследок - 
внутренний мир, психические переживания, часто вне всякого выразительным сюжетом, 
заменили передний план его творчества. Творческий синтез, тайнами которого 
орудовав Коцюбинский безупречно, вывел писателя на его собственную дорогу в 
писательстве и дал мощного художника, что держит читателя все время 
неотступно под влиянием своей силы».
(Ефремов С. 
О. История украинского писательства.- К., 1995.- С 540-541.)