Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ВНО по украинской литературе

ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XX ВВ.

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XVIII - 90-Х ГГ. XIX СТ.

Михаил Коцюбинский (1864-1913)

Михаил Михайлович Коцюбинский родился 5 сентября 1864 г. в городе Виннице в семье чиновника. Начальное образование получил в Барской школе; в течение 1876-1880 гг. учился в Шаргородской духовной семинарии. Мечтам Коцюбинского о гимназии и университет через сложные семейные и материальные обстоятельства не осуществиться суждено; недостаток систематических знаний пришлось наверстывать за помощью самообразования. Писатель интересовался общественной жизнью, увлекся идеями народовольцев, за участие в нелегальном движении попал под полицейский надзор. 1891 года Кодюбинський сдал экзамен на право работать народным учителем. После достаточно непродолжительного периода учи-телювання он получил должность сотрудника Філоксерної комиссии, занимавшейся организацией борьбы с вредителем винограда филлоксерой. Работая в комиссии, писатель с 1892 по 1896 год проживал в Бессарабии и в Крыму. Знакомство с жизнью молдавского и крымско-татарского народов отразилось на тематике его произведений. На начало работы в комиссии приходится сближение Коцюбинского с «Братством тарасовцев» - организацией молодых интеллектуалов, которые стремились во всем быть последовательными, «сознательными» украинцами в противовес старшему поколению так называемых украинофилов, склонных к сотрудничества с колониальной

администрацией. После перенесенной в 1896 - 1897 гг. болезни писатель непродолжительное время был сотрудником Житомирской газеты «Волынь», а в 1898 году переселился в Чернигова, где работал в земской управе. Одновременно он принимал активное участие в культурной жизни города, устраивал литературные вечера, поддерживал начинающих писателей. В 1900-х годах состояние здоровья Коцюбинского значительно ухудшилось. Чахотка и больное сердце заставляют его выезжать на лечение в Италию. Благодаря пенсии, что дало писателю Общество сторонников украинской литературы, науки и искусства, он получил возможность оставить обременительную работу в земстве. Однако обострение болезни не позволило полностью переключиться на литературную работу. Умер писатель 12 апреля 1913 г., похоронен в Чернигове.

До первых литературных попыток Коцюбинский прибегал еще в дванадцятилітньому возрасте, позже, учась в семинарии, писал стихи и прозу. В 80-х - 90-х годах писатель прошел сложный путь усовершенствования литературной техники. Некоторое время его проза еще оставалась в стилевых рамках этнографического реализма с его вниманием к крестьянских тем и побутописанням, в то же время в ней увиразнилась четкая тенденция к усилению психологизма. В настоящее время автор написал интересные рассказы для детей: «Харитя», «Елка», «Маленький грешник», обратился к морально-этической и социальной проблематики в произведениях «На веру», «П'ятизлотник», «Хо», «Для общего добра» и др.

Логичной в творческой эволюции Коцюбинского стала воззвание к украинским писателям, составленная им вместе с М. Чернявским. Авторы призывали к обновлению тематики произведений и литературного стиля, считая, что украинскому писательству не стоит ограничиваться лишь крестьянскими темам, ориентируясь на вкусы интеллигентного читателя. Провозглашенные намерения Коцюбинский стремился реализовать в своей художественной практике. С начала 1900-х в его творчестве усиливается импрессионистическая (от фр. impression - впечатление) манера письма, что предполагает специфическую технику воспроизведение непосредственных впечатлений, которые и составляют то «сообщение», что несет в себе произведение. Ярким примером импрессионистического стиля является новелла Коцюбинского «Intermezzo».

В ней поиск внутреннего равновесия личности героя передается через поток сложных и меняющихся впечатлений. Отдельные произведения прозаика сочетают элементы реалистического стиля с импрессионистическим. Это касается и повести «Fáta morgana», изображает украинское село перед беспорядками 1905-1907 гг. и во время этих событий. Первая часть произведения, завершена в 1903 г., стилистически выписана в реалистической манере. Вторую часть повести было завершено в 1910 г. Не удивительно, что семилетняя временная дистанция и драматические события в жизни общества, что произошли за это время, обусловили эволюцию стиля в направлении усиления импрессионистической составляющей. Вообще впечатление от первой русской революции стали основой целого ряда первоклассных произведений писателя - «Смех», «Он идет», «Неизвестный», «Persona grata», «Кони не виноваты» и др.

Последний период творчества Коцюбинского характеризуется его интересом к загадочному мира народной мифологии. Ре-зультатом такой заинтересованности стало появление одного из лучших произведений писателя «Тени забытых предков». Обратившись к жизни карпатских украинцев, автор изобразил поэтический мир древних гуцульских традиций, сильных и неудержимых чувств, органического единства с природой.

В общем художественная практика Коцюбинского свидетельствует о значительном прогрессе в развитии украинской прозы. Для нее характерны тенденции проблемно-тематического обновления, интересные жанровые и стилевые поиски. Писатель по праву считается одной из наиболее ярких и оригинальных фигур в украинской литературе конца XIX - начала XX века.

«Михаил Коцюбинский (1864-1913 гг.) начал свою литературную деятельность рассказами в манере старших писателей-семидесятников; на первых его произведениях... большой сказывается влияние Левицкого... Но уже и тогда чувствовал себя в рассказах Коцюбинского, эта этнографическая манера будто сдерживает его, не дает вполне обнаружить что-то свое, собственное; что не укладывалось в рамке органически чуждой ему манеры. Так же не соответствовала сути художественной удачи Коцюбинского и вторая фаза его исканий, когда видно было некоторое влияние на нем французской манеры, наиболее Мопассана. <...> И только сбросив с себя и натуралистическую одежду, как и предыдущую этнографическую, Коцюбинский стал настоящим Коцюбинским. Од украинского реализма взял он твердый определенный грунт и прозрачную ясность мысли; ед французского натурализма - трезвый взгляд и безбоязненное искания нужной ему красоты везде, куда только может глаз художника заглянуть. Но от себя добавил сюда своей собственной самому ценному черты: это глубокое общение с психикой героев, затейливость художественных образов, умение передавать настроения и внутренние переживания, наконец бунт против засорения души ненужным грузом, протест против мелкой рутины, аристократизм духа и неуклонном идти к свету, к красоте, к идеалу - это уже самому Поселку принадлежит, это его собственное, неодолженная добро. Эта своя собственная черта, все разворачиваясь и визволяючись из-под чужих влияний, воцарилась наконец целиком и дала действительно сильного художника - художника прежде всего. Коцюбинский таки нашел себя, и в последних произведениях становится перед нами совсем не тем писателем, каким начинал свою литературную деятельность, - не тем, прежде всего, с точки зрения художественных средств, которых употреблял в начале своей литературной карьеры и предпринимаемых теперь. Тогда это был реалист, что пытался рисовать подробности того, что видел вокруг себя, - на конца это импрессионист, что больше всего следит общего впечатления, не заботясь о деталях; тогда внешние происшествия его интересовали, сюжет, - напоследок - внутренний мир, психические переживания, часто вне всякого выразительным сюжетом, заменили передний план его творчества. Творческий синтез, тайнами которого орудовав Коцюбинский безупречно, вывел писателя на его собственную дорогу в писательстве и дал мощного художника, что держит читателя все время неотступно под влиянием своей силы».

(Ефремов С. О. История украинского писательства.- К., 1995.- С 540-541.)