ЛИТЕРАТУРА
КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XX ВВ.
УКРАИНСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XVIII - 90-Х ГГ. XIX СТ.
Михаил
Коцюбинский (1864-1913)
Михаил
Михайлович Коцюбинский родился 5 сентября 1864 г. в городе Виннице в семье
чиновника. Начальное образование получил в Барской школе; в течение 1876-1880 гг.
учился в Шаргородской духовной семинарии. Мечтам Коцюбинского о гимназии
и университет через сложные семейные и материальные обстоятельства не осуществиться
суждено; недостаток систематических знаний пришлось наверстывать за помощью
самообразования. Писатель интересовался общественной жизнью, увлекся идеями
народовольцев, за участие в нелегальном движении попал под полицейский надзор.
1891 года Кодюбинський сдал экзамен на право работать народным учителем. После
достаточно непродолжительного периода учи-телювання он получил должность сотрудника
Філоксерної комиссии, занимавшейся организацией борьбы с вредителем винограда
филлоксерой. Работая в комиссии, писатель с 1892 по 1896 год проживал в
Бессарабии и в Крыму. Знакомство с жизнью молдавского и крымско-татарского
народов отразилось на тематике его произведений. На начало работы в комиссии
приходится сближение Коцюбинского с «Братством тарасовцев» - организацией
молодых интеллектуалов, которые стремились во всем быть последовательными, «сознательными»
украинцами в противовес старшему поколению так называемых украинофилов, склонных к
сотрудничества с колониальной
администрацией.
После перенесенной в 1896 - 1897 гг. болезни писатель непродолжительное время был
сотрудником Житомирской газеты «Волынь», а в 1898 году переселился в
Чернигова, где работал в земской управе. Одновременно он принимал активное участие в
культурной жизни города, устраивал литературные вечера, поддерживал начинающих писателей.
В 1900-х годах состояние здоровья Коцюбинского значительно ухудшилось. Чахотка и больное
сердце заставляют его выезжать на лечение в Италию. Благодаря пенсии, что дало
писателю Общество сторонников украинской литературы, науки и искусства, он
получил возможность оставить обременительную работу в земстве. Однако обострение
болезни не позволило полностью переключиться на литературную работу. Умер
писатель 12 апреля 1913 г., похоронен в Чернигове.
До первых
литературных попыток Коцюбинский прибегал еще в дванадцятилітньому возрасте, позже,
учась в семинарии, писал стихи и прозу. В 80-х - 90-х годах писатель
прошел сложный путь усовершенствования литературной техники. Некоторое время его проза
еще оставалась в стилевых рамках этнографического реализма с его вниманием к
крестьянских тем и побутописанням, в то же время в ней увиразнилась четкая тенденция
к усилению психологизма. В настоящее время автор написал интересные рассказы для детей:
«Харитя», «Елка», «Маленький грешник», обратился к морально-этической и
социальной проблематики в произведениях «На веру», «П'ятизлотник», «Хо», «Для
общего добра» и др.
Логичной в
творческой эволюции Коцюбинского стала воззвание к украинским писателям,
составленная им вместе с М. Чернявским. Авторы призывали к обновлению тематики
произведений и литературного стиля, считая, что украинскому писательству не стоит
ограничиваться лишь крестьянскими темам, ориентируясь на вкусы интеллигентного
читателя. Провозглашенные намерения Коцюбинский стремился реализовать в своей художественной
практике. С начала 1900-х в его творчестве усиливается импрессионистическая (от
фр. impression - впечатление) манера письма, что предполагает специфическую технику
воспроизведение непосредственных впечатлений, которые и составляют то «сообщение», что несет
в себе произведение. Ярким примером импрессионистического стиля является новелла Коцюбинского
«Intermezzo».
В ней поиск
внутреннего равновесия личности героя передается через поток сложных и
меняющихся впечатлений. Отдельные произведения прозаика сочетают элементы реалистического стиля
с импрессионистическим. Это касается и повести «Fáta morgana»,
изображает украинское село перед беспорядками 1905-1907 гг. и во время этих
событий. Первая часть произведения, завершена в 1903 г., стилистически выписана в
реалистической манере. Вторую часть повести было завершено в 1910 г. Не удивительно, что
семилетняя временная дистанция и драматические события в жизни общества, что
произошли за это время, обусловили эволюцию стиля в направлении усиления
импрессионистической составляющей. Вообще впечатление от первой русской революции
стали основой целого ряда первоклассных произведений писателя - «Смех», «Он идет»,
«Неизвестный», «Persona grata», «Кони не виноваты» и др.
Последний
период творчества Коцюбинского характеризуется его интересом к загадочному
мира народной мифологии. Ре-зультатом такой заинтересованности стало появление одного
из лучших произведений писателя «Тени забытых предков». Обратившись к жизни
карпатских украинцев, автор изобразил поэтический мир древних гуцульских
традиций, сильных и неудержимых чувств, органического единства с природой.
В общем
художественная практика Коцюбинского свидетельствует о значительном прогрессе в развитии
украинской прозы. Для нее характерны тенденции проблемно-тематического
обновления, интересные жанровые и стилевые поиски. Писатель по праву считается
одной из наиболее ярких и оригинальных фигур в украинской литературе
конца XIX - начала XX века.
«Михаил
Коцюбинский (1864-1913 гг.) начал свою литературную деятельность рассказами в
манере старших писателей-семидесятников; на первых его произведениях... большой
сказывается влияние Левицкого... Но уже и тогда чувствовал себя в рассказах
Коцюбинского, эта этнографическая манера будто сдерживает его, не дает вполне
обнаружить что-то свое, собственное; что не укладывалось в рамке органически чуждой ему
манеры. Так же не соответствовала сути художественной удачи Коцюбинского и вторая фаза
его исканий, когда видно было некоторое влияние на нем французской манеры, наиболее
Мопассана. <...> И только сбросив с себя и натуралистическую одежду, как и
предыдущую этнографическую, Коцюбинский стал настоящим Коцюбинским. Од
украинского реализма взял он твердый определенный грунт и прозрачную ясность мысли; ед
французского натурализма - трезвый взгляд и безбоязненное искания нужной ему
красоты везде, куда только может глаз художника заглянуть. Но от себя добавил сюда
своей собственной самому ценному черты: это глубокое общение с психикой героев,
затейливость художественных образов, умение передавать настроения и внутренние
переживания, наконец бунт против засорения души ненужным грузом, протест
против мелкой рутины, аристократизм духа и неуклонном идти к свету, к
красоте, к идеалу - это уже самому Поселку принадлежит, это его собственное,
неодолженная добро. Эта своя собственная черта, все разворачиваясь и визволяючись
из-под чужих влияний, воцарилась наконец целиком и дала действительно сильного
художника - художника прежде всего. Коцюбинский таки нашел себя, и в последних
произведениях становится перед нами совсем не тем писателем, каким начинал свою
литературную деятельность, - не тем, прежде всего, с точки зрения художественных средств, которых
употреблял в начале своей литературной карьеры и предпринимаемых теперь. Тогда это был
реалист, что пытался рисовать подробности того, что видел вокруг себя, - на
конца это импрессионист, что больше всего следит общего впечатления, не заботясь
о деталях; тогда внешние происшествия его интересовали, сюжет, - напоследок -
внутренний мир, психические переживания, часто вне всякого выразительным сюжетом,
заменили передний план его творчества. Творческий синтез, тайнами которого
орудовав Коцюбинский безупречно, вывел писателя на его собственную дорогу в
писательстве и дал мощного художника, что держит читателя все время
неотступно под влиянием своей силы».
(Ефремов С.
О. История украинского писательства.- К., 1995.- С 540-541.)