Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



История украинской литературы XIX ст.

Панас Мирный

(1849 - 1920)

 

В историю украинской литературы Панас Мирный вошел как автор реалистически-психологической прозы. Начав с традиционных для литературы первой половины XIX в. повествовательных жанров, в зрелый период он создал большие эпические полотна, которые составили целый этап в развитии украинской литературы.

Иван Франко оценил творческую личность Панаса Мирного как "сильный эпический талант" [1, 143], обратив внимание на его мастерство в психологическом анализе персонажей: "Панас Мирный (Афанасий Рудченко) принадлежит к числу виднейших украинских повістярів и определяется особо точной характеристикой действующих лиц и углублением их психологии" [1, 342].

Родился Панас Мирный (литературный псевдоним Афанасия Яковлевича Рудченко) 13 мая 1849 года в Миргороде в семье мелкого чиновника. в 1862 г. окончил Гадячское уездное училище. В четырнадцать лет поступил на чиновничью службу. Служил по канцеляриях в Гадяче (1863-1864), Прилуках (1865-1867), Миргороде (1867 - 1871). От 1871 г. жил в Полтаве, работая сначала бухгалтером губернского казначейства, а затем на различных должностях в казенной палате. В 70-х годах XIX в. он стал свидетелем "хождение в народ", когда около 40 губерний Российской империи (в том числе и Полтавская) было охвачено активной народнической пропагандой. Примечательной является участие Панаса Мирного в деятельности полтавского народнического кружка "Уния". 1914 г. П. Я. Рудченко получил чин действительного статского советника. После 1917 г. работал в Полтавском губернском финансовом отделе. Позже М. Зеров оценил образ жизни Панаса Мирного - писателя и Панаса Рудченко - чиновника как "постоянное роздвоювання на чиновника коронной службы и украинского писателя - народовця" |2, 333].

Одним из факторов формирования литературно-эстетических взглядов Панаса Мирного была литературная ситуация в Украине начала 70-х годов XIX ст. На то время уже была оценена по достоинству творчество Г. Шевченко, утвердилась повествовательная традиция (творчество Г. Квитки - Основьяненко, Марко Вовчок, А. Стороженко, П. Кулиша и др.), сложилась определенная система жанров во всех родах литературы.

В целом литературно-эстетическую программу Панаса Мирного можно определить как ориентацию на реалистический тип творчества. Процесс становления прозаика - реалиста не исключал использование романтических элементов (это ощутимо даже в сугубо реалистическом романе "Разве ревут волы, как ясли полные?": сон Корточках, элементы детективной истории в ходе рассказа о разбой Корточках и его "товарищей", детективный сюжет в рассказе "Охота" и др.), хоть элементы романтического, на первый взгляд, мировоззрение можно поставить в зависимость от индивидуального мировоззрения художника. Итак, реалистический метод изображения будет осознаваться писателем как не только адекватное "фотографирование" действительности, но и как сложный процесс создания художественной реальности, целостной картины мира.

Из наставников Панаса Мирного в плане "теоретической ориентации" главную роль сыграл Иван Билык. Именно он (в основном во время совместной работы над преобразованием повести "Цепкая" на роман "Разве ревут волы, как ясли полные?") подчеркивал необходимость социально-психологического анализа в реалистическом произведении. Его замечания к повести "Цепкая" является не только источником исследования художественной лаборатории двух авторов социально-психологического романа, но и в определенной степени теоретическим обоснованием реалистичного создания многоплановой художественной действительности в целом. Литературное наследие Панаса Мирного характеризует его как мастера слова, который высшей ценностью художественного творчества считал правду жизни. Стремление исследовать человеческую душу в разных жизненных обстоятельствах на основе реалистического метода изображения способствовало появлению определенных социальных типов в произведениях Панаса Мирного (крестьянина, помещика, мещанина). В процессе становления индивидуальной манеры писателя в сфере психологического анализа художественный мир наполняется не запрограммированными характерами - типами, а яркими человеческими личностями.

Используя наряду с психологическим анализом принцип социального детерминизма, Панас Мирный закономерно за основу выбирает проблемы тогдашней действительности. Это один из признаков украинского реализма второй половины XIX века. В поле зрения писателя попадает история крестьянки, которая идет на заработки в города ("Бес попутал", 1872). Поломанная судьба бедной девушки является своеобразным продолжением традиции еще Г. Квитки-Основьяненко и Т. Шевченко. Но проза Панаса Мирного свидетельствует и появление новых тем по сравнению с предыдущей литературной эпохой. Так, первую повесть Панаса Мирного "Пьяница" (1874) посвящен изображению трагической истории мелкого чиновника - выходца из крестьянской среды. Наряду с психологическим исследованием персонажа на первый план выдвигается проблема адаптации человека с "добропорядочным патриархальным воспитанием" до чужого среды - города. Подобную ситуацию обрисован в романе "Гулящая", где картины трагической судьбы Христе Притиківни (бывшей крестьянки) разворачиваются в городе. По внутренней сути проблематика в этих двух прозаических произведениях подобная, но авторское исследование различных по своей природе психических типов свидетельствует о оригинальные художественные воплощение писательской мысли, что выражается в жанровой и тематической специфике.

Новый литературный характер (интеллигента - разночинца) появляется в повести "Лихие люди" ("Товарищи", 1877). Общепризнанным мнением является утверждение о том, что это произведение "опережает" свою литературную эпоху. Оригинальный путь психологического анализа в этом случае базируется на благоприятной почве: главный персонаж - образованный человек с высоким интеллектуальным уровнем.

Однако в центре писательскую внимания - крестьянство второй половины XIX в. На времени была проблема крестьянской судьбы в новых условиях - освобождение от крепостного права (реформа 1861 года). Интерес для психологического исследования составляет личность крестьянина, который формально становится хозяином своей судьбы, но все-таки остается на нижних ступенях социальной иерархии. Традиционная тема взаимоотношений крестьянства и дворянства по-новому раскрывается в повестях "За водой" (1883), "Голодная воля" (ориентировочно середина 80-х годов), "Горе давнее и нынешнее" (1897). Та же крестьянская тематика - в основе многопланового романа "Разве ревут волы, как ясли полные?". Однако содержание этого большого художественного полотна масштабнее, чем содержание повестей из крестьянской проблематике. Изображая историю украинского села за полтора века, авторы выходят на уровень трактовки изменения образа мышления во время смены социально-исторических обстоятельств. А в то же время освещается постепенный переход от казацкого к патриархально-крестьянского строя жизни в Восточной Украине от первой половины XVIII в. до середины XIX века.

Распространенное того времени просветительская трактовка личности повлияло на способ исследования Панасом Мирным внутреннего мира персонажей. Традиция характеров под влиянием внешних условий жизни (известная еще из прозы Т. Шевченко, Г. Квитки - Основьяненко) ощутима и в Панаса Мирного. Поэтому в его произведениях взаимодействие человека и внешнего мира является взаимодействием представителей разных социальных слоев (романы "Разве ревут волы, как ясли полные?", "Проститутка", незавершенные крупные прозаические произведения), взаимовлиянием человеческой индивидуальности и различных бытовых или социально-исторических ситуаций (процесс воспитания в произведениях "Поджигательница", "Пьяница", "Горе давнее и нынешнее" и др.).

Эстетическая ценность прозы Панаса Мирного связана еще и с тем, что именно во второй половине XIX в. в украинской литературе происходил отход от фольклорных реминисценций (писатели, группировавшихся вокруг журнала "Основа") к созданию собственно художественной литературы как вида словесного искусства.

Реалистический метод письма стал тем фактором, который высвободил художественное мышление от старых эстетических канонов и открыл пространство для осмысления бытия и созидания художественной реальности на основе познания жизненных закономерностей и поисков оптимального пути воплощения авторской мысли. "В отличие от художников предыдущих эпох и направлений, писатель - реалист находится в неопосередкованому отношении к действительности - в том смысле, что, неподвластный готовым моделям, формам и формулам, он может свободно, творчески "добирать" всю систему средств изображения в соответствии с "требованиями" изображаемых жизненных явлений, их характера и структуры" [3, 17]. Такая свобода художественного мышления предполагает не разрушение, а свободу использования имеющихся эстетических достижений (в том числе жанровых форм). Неканонізованість художественного изображения предопределяет то, что в эпоху реализма так называемая стилевая типология основывается именно на индивидуальных стилях, которые подчинены в большей степени внутреннему миру личности, чем эстетическим канонам. Расширение горизонтов художественного мышления нагляднее всего проявляется в эпических формах (и в творчестве Панаса Мирного), где в середине XIX в. происходит переход от традиционных повествовательных жанров к такой не канонизированной формы, как роман.

Эволюция стиля Панаса Мирного связана с процессом появления новых жанров в творчестве писателя и в украинской литературе второй половины XIX века. Становление объективного типа рассказы знаменовало развитие жанра повести ("Пьяница", "Лихие люди", "Горе давнее и нынешнее", "Цепкая"). Многоплановость художественного мышления, стремление изобразить целостную картину мира во всех личностных взаимосвязях, во временных и пространственных И художественных плоскостях способствовали появлению романному жанру.

Принадлежность Панаса Мирного к культурной эпохи второй половины XIX века. (период не только углубление в философские проблемы человеческой личности, но и пересмотра национальной истории в целом) стала одним из факторов осознания художником жизненного материала как разнообразия ситуаций, между которыми должен быть определенный причинно-следственная связь. Реальная действительность для Панаса Мирного есть не просто "исходным пунктом" для создания адекватной картины - образа мира, а своеобразным толчком к построению индивидуальной философско-эстетической концепции бытия.

Закономерно, что атмосфера тогдашней эпохи обусловила тематику произведений писателя - реалиста. Фактически, продолжая тему "маленького человека", популярную не только в украинской, но и в других европейских литературах, Панас Мирный дал оригинальную ее интерпретацию. С одной стороны, определенный характер - тип действует объективных общественных и бытовых условий, с другой - автор пытается посмотреть на личность с точки зрения общественной и индивидуальной морали (ранние рассказы "Анюта", "Жидовка"). Встает проблема индивидуального характера, который формируется и проявляется в среде с устоявшимися представлениями о месте человека в общественной иерархии ("Народолюбець", "Пьяница").

60-70-е годы - время, когда основная масса населения (крестьянство) официально стала свободной. Сложилась ситуация, при которой человек якобы может реализовать свой внутренний потенциал. Первоочередной становится проблема исследования внутреннего мира крестьянина в новых для него условиях, когда он сам должен взвешивать каждый жизненный шаг и выбирать свой путь. Развитие такого характера происходит в процессе постоянного взаимодействия как с привычными патриархальными условиями, так и с новым, неизвестным доселе миром - городом ("Разве ревут волы, как ясли полные?", "Шлюха", "Как ведется, так и живется", "Голодная воля", незавершенные произведения "Семья Бородаев", "Оборванец" и др.).

Творчество Панаса Мирного в литературном процессе XIX в. разворачивается, по словам М. Рудницкого, как целый переходный этап от создания первых собственно художественных образцов нового типа письма конца XIX - начала XX вв.: "Мирный, что одним корнем цепко держится почвы, на которой вырос талант Марка Вовчка, имеет в своем генеалогическом дереве такие ростки, пахнущие нашей современной литературой - Коцюбинским, Стефаником, Винниченко" 14, 5]. В связи с этим можно вести речь о своеобразном процессе развития прозаического повістування в творчестве "корифея украинской прозы".

Эволюция художественного сознания Панаса Мирного связана со становлением объективного типа рассказа, что стал определяющей чертой украинской прозы второй половины XIX века.

Поскольку художественную структуру непосредственно обусловлено организацией сознания личности, от имени которой и ведется собственно изложение истории, главные типы повістування различаются по следующим критериям: изложение художественного материала устами созданного автором условного героя имеет вид повествования от первого лица (субъективное повествование), а развертывание событий без видимого ссылки на источник информации, т.е. изложение непосредственно от автора, имеет вид повествования от третьего лица (объективная рассказ). Это дает возможность наглядно показать особенность индивидуального метода Панаса Мирного в создании человеческих характеров (в том числе и психологический анализ) на фоне целостной картины действительности. Кстати, писатель замечал, что автор не должен вмешиваться в план рассказа произведения; он должен избегать субъективных выводов и оценок (письмо к М. Коцюбинского от 30 июня 1898 г.). И все-таки прослеживается эволюция повествовательной формы от субъективного рассказчика -"всезнавця" (в ранних рассказах и первом печатном произведении "Бес попутал" (1872) к разно-субъектной (объективной) рассказы в дальнейшей творчества.

Рассказ Панаса Мирного от первого лица, хотя по внешним оформлением и подобная повествования литературных предшественников, не является традиционным повістуванням субъективного типа. Рассказ "Анечка" (ориентировочно 1868-1870 годов) - едва ли не единственное в наследстве Панаса Мирного, которое можно считать субъективным типом повістування в чистом виде. И это произведение не столько воспоминаниями рассказчика -"всезнавця" о прошлых событиях, как рассказом об изменениях во внутреннем мире самого рассказчика. Собственно действие (сюжет) можно считать способом выражения внутренней сущности субъекта повествования. Сюжетная линия рисуется путем изображения действий двух лиц: Анечки, имя которой вынесено в заголовок и которая фактически является центральным персонажем повествования, и рассказчика. Но так называемый план действия рассказчика фиксирует изменение его настроения в зависимости от поведения другого персонажа (Ган-нуси). Поэтому складывается ситуация, в которой на первом плане - спос-ного наблюдения автора - творца по внутренним миром рассказчика, а собственно событийный аспект является лишь средством исследования изменения настроения. Действие персонажа на протяжении всего рассказа сопровождается монологичным описанием впечатлений и размышлений рассказчика. То есть процесс развертывания художественного повествования имеет вид дежурства описанного события и комментария к ней.

Уже в первых попытках пера Панаса Мирного художественное изложение не входит в пределы четко очерченных двух аспектов повествования от первого лица (сюжет героя и сюжет рассказчика). Психологический стержень в художественном сознании художника, определенный им самим как наблюдение за "движениями" человеческой души "во время превратностей судьбы, во время великой радости, несчастья, горя" [5, 324], доминирует над традиционной литературной форме и приводит к поискам нового типа авторского самовыражения.

Иллюстрацией неусталеної структуры субъективного повествования является рассказ "Жидовка" (ориентировочно 1868-1870 годов), где начало подается от имени объективного рассказчика, а далее речь идет от лица рассказчика, который был предметно представлен во вступительной части. Таким образом, повествование имеет три плана повествования: от лица объективного рассказчика, что стоит ближе всего к собственно автора; от имени рассказчика -"всезнавця"; собственно действие изображенных персонажей. Создается ситуация, будто изображаемый мир существует в сознании объективного наблюдателя, а история, лежащая в основе сюжета, рассказанная рассказчиком - персонажем (повествование от первого лица), воспринимается как воспоминания субъективного рассказчика (Петра Петровича Мухи) и одновременно как действительность второго порядка. Центральная сюжетная линия является лишь средством для оттенения эмоциональной окраски повествования. Ход мысли сочетается с коментувальною интерпретацией поступков персонажей, течением переживаний.

Рассказ "Жидовка" и "Анечка" можно назвать мелодраматическими историями несчастной любви. Однако в развитии достаточно прямолинейных сюжетов проявляется определенная система связей между персонажами (в этом случае между центральным персонажем и рассказчиком), что свидетельствует о началах психологического анализа. В процессе наблюдения одного персонажа за другим формируется определенный взгляд. Тогда отдельная история переходит от простой художественной информативности художественного изображения.

Выход прозаического повістування Панаса Мирного еще на раннем этапе творчества за пределы традиционного повествования свидетельствует о его свободное эпическое мышление. Даже в традиционном жанре рассказа автор делает попытку не просто смоделировать жизненную ситуацию, а объяснить ход событий: "Что же это действительно за девушка, как и зачем пришла она к поджогу?" [6, 57]. На почве этого возникает скрытая полемика между потенциальным рассказчиком и объективным наблюдателем в рассказе "Поджигательница" (начало 70-х годов). Автор - исследователь раскрывает процесс влияния обстоятельств на способ действия персонажа в той или иной ситуации. Хотя, как и ранее, доминирует сознание ведущего повістування, он пытается не просто дать собственную интерпретацию конкретной истории, а выяснить причину, которая обусловила ту или действие персонажа. Рассказ "Поджигательница" фактически является первой попыткой объективного рассказа. Но фигура традиционного рассказчика затушевана лишь частично: в отдельных эпизодах устанавливается его прямой диалогический контакт с читательской аудиторией ("Невеселые то картины, читальниче..."), хотя в целом рассказ воспринимается как рассказ от третьего лица. Однако попытка психологического исследования в "Палійці" имеет несколько схематический вид. Известный еще в начале произведения следствие стал закономерным, ибо судьба Солохи была предопределена еще после изображение несчастного случая, произошедшего с ней в детстве. Персонажу не остается существенных возможностей выбора.

В то же время конкретное содержание рассказа не замыкается на фактическом материале изображенного мира. Ситуации - модели действительности обобщаются. Момент художественного обобщения материала можно считать сознательной целью автора. В рассказе "Поджигательница" конкретная жизненная ситуация выступает как проявление общей тенденции: "В наших украинских селах много таких хозяев, таких, добрых, трудолюбивых, которые целый век свой в работе и работе, руки и ноги покоя не имеют, спина не разгибается никогда и, не смотря на их каторжный труд, тяжелый, облитый и потом и кровью, все судьба им не служит, не заботится... Такой недотепа, такой безталанник был и Гриша Вареник, отец этой самой девушки" [6, 57-58]. Процесс обобщения неизбежно ведет к "свободной" рассказы и до появления авторского голоса в художественном произведении.

Авторская философско-эстетическая концепция воплощается через посредничество фигуры объективного рассказчика (ближайшего к автору и найнепомітнішого в тексте). Сочетание психологического первоистока в художественном видении Панаса Мирного с объективным типом повествования позволило расширить границы изображаемого мира и представить его как процесс. Уже в рассказе "Народолюбець" (начало 70-х годов) прослеживается тенденция не только к анализу отдельных событий, но и к исследованию жизненной судьбы персонажа как процесса становления личности. Причем автор не находится вне плана произведения, - он участвует в извечном диалоге с читателем через рассказчика и персонажей. Рассредоточение лица собственно автора на составляющие (голоса персонажей и рассказчика) является основой диалогического повістування. В результате этого наблюдения и анализ художественных событий происходит с разных позиций.

Тенденция к диалогической объективной рассказы наблюдается в рассказе "Бес попутал" (1872), где рассказчик является одновременно и центральным персонажем. В традиционно оформленных диалогах главное действующее лицо (Варка Луценкова) вынуждена сама комментировать свои реплики, используя ремарки: "Вот, - говорю, - не знать, где и птичка ночевать будет, что ее злой часом в чужой край прибило!" Одно лицо одновременно действует и наблюдает сама за собой и за другими персонажами.

В целом рассказ "Бес попутал" является исповедью рассказчика - персонажа. Тема печальной судьбе деревенской девушки, которая пошла в наймы к городу, довольно распространенная в прозе первой половины и середины XIX в. В трактовке этой традиционной истории оригинальным является то, что соблазнителем крестьянки выступает представитель, по сути, одного с ней социального слоя. Поэтому ведущим является не социальный конфликт, а морально-этический. На первый план выдвигается состояние человеческой души, которое передается преимущественно через внешние проявления (действие). Автор, однако, не ограничивается таким приемом и пытается глазами самого же рассказчика - персонажа заглянуть внутрь собственной души. Наблюдения персонажа за собственным внутренним состоянием приобретает наибольшей силы наглядного изображения в финальной сцене рассказа. Психологическое исследование подано безотносительно к времени повествования как процесс бреда: "в глазах пятна мелькают, широкие кружала ходят - то желтые, то синие, зеленые, то огненно-красные... Вот вроде что осіяло..."

Активный стержень здесь принадлежит сознания персонажа. Он сам управляет ситуацией, создавая наиболее благоприятную атмосферу для выражения своей сути. Соотношение сознаний автора и персонажа смещается в сторону персонажа. Автор, маскируясь под фигуру рассказчика, не исчезает. Он занимает позицию восприятия. Таким образом, уже в рассказе "Бес попутал" на первый план выходит процесс наблюдения за персонажем, а сам персонаж становится не только пассивным объектом изображения, но и субъектом.

В рассказе "Пьяница" (1874) появляется фигура независимого рассказчика и едва ли не впервые в прозе Панаса Мирного осуществлен переход от субъективного к объективному типа прозаического изложения. Рассказчик и персонаж находятся в разных планах повістування. Роль объективного рассказчика не повторяет всевластное функцию рассказчика от первого лица, присутствие которого ощущалось постоянно. Создается особая атмосфера деятельности персонажа.

Действующее лицо является фигурой, внешне неуправляемой, свободной в выборе собственного жизненного пути. Герой - ставленник автора - создает иллюзию саморазвития в мире, который является моделью действительности. Как повновартісна личность персонаж один на один взаимодействует с внешним миром за счет внутренней потенциальной энергии и под влиянием объективных обстоятельств становится целостным характером.

По объективным содержанием произведения центральный персонаж - мелкий чиновник Иван Ливадний - становится жертвой среды. Под ударами судьбы он морально деградирует, приходит в упадок духом и, наконец, умирает в госпитале. По-другому складывается судьба его родного брата Петра Ливадного. Воспитывались они в почти одинаковом социальном мире, а стали фактически антиподами. С одной стороны, налицо влияние Просвещения на трактовку темы "маленького человека" (формирование характера происходит под влиянием среды, как, например, в повести "Близнецы" Т. Шевченко), с другой стороны, автор акцентирует внимание на чисто человеческих факторах, которые взаимодействуют с внешними обстоятельствами.

Для психологических исследований автор выбирает не отдельный отрезок жизни личности, а пытается проследить человеческую судьбу от рождения до смерти. Цепь последовательных ситуаций создает однонаправленный жизненный путь персонажа в замкнутых временно-пространственных рамках художественной действительности. На рассказчика возлагается функция високомайстерного обыгрывание последовательных событий с постепенным приближением то до действующего лица, то до читателя, чтобы в конечном итоге представить вечную проблему "человек и мир" в обратной связи, посмотреть на мир глазами персонажа, проникнуть в его сознание и показать, кем является личность для тех, кто ее окружает.

В процессе интенсивного проникновения во внутренний (духовный) мир человека инициативу полностью передано действующему лицу. Эффект отсутствия посторонних наблюдателей создан в эпизоде писания Иваном Ливадним письма к брату: он остается наедине с собой и представляет поступки своего брата, сопоставляя их с собственными мировоззренческими принципами. Лист, который можно сравнить с внутренним монологом, дает представление читателю о душевную организацию персонажа, но движение мысли не перерастает в реальные действия (письмо осталось не отправленным). После неудачной попытки заявить вслух о себе Ливадний снова попадает под давление обстоятельств, и взаимодействие между человеком и миром продолжается в одном направлении. Это сопровождается постепенной деградацией личности. Несмотря на фатальное завершение судьбы героя, проводя его через жизненные испытания, автор делает попытку сформировать взгляд действующего лица на действительность (это ярче всего выражено в письме). Изображение внутренней активной позиции персонажа через написание письма присуще и рассказу "Народолюбець": "Все неправды отцу долго лежали в молодом сердце, долго кипели в нем, пока таки и пролетели, не острым словом в кругу своего общества, а палящим упреком в письме к отцу".

Таким образом, через столкновение двух противоположных позиций (позиции персонажа, высказанной в письме, и позиции адресата - воображаемого собеседника) автор творит диалогическую ситуацию. Сам принцип диалога предполагает движение мысли во времени. Такая високомайстерна игра авторского воображения устраняет схематическую статичность повествования и объединяет временные плоскости произведения в единое динамическое целое. "Связав прошлое и настоящее своего героя в единое целое, - пишет М. Пивоваров, - писатель этим самым избежал статичности в его обрисовке. С этого времени образ Ивана подается в процессе развития, в движении, в противоречиях" [7, 78].

Связь прошлого и настоящего через внезапный поворот в прошлое является традиционным приемом Панаса Мирного. В рассказе "Пьяница" - это рассказ о детстве Ивана Ливадного в начале второго раздела; в повести "Голодная воля" - припоминание жизнь Василия Кудрявого к моменту основных событий. В романе "Разве ревут волы, как ясли полные?" такой прием применен, когда после раздела "Полевая царевна" дается информация о событиях, которые предшествовали рождению Чігіки Варениченка. Далекой ретроспекцией есть вся вторая часть в том же произведении, а в романе "Проститутка" перемещения в прошлые временные плоскости имеют вид отдельных историй - монологов действующих лиц (история Марьи).

Воспроизведение внутреннего состояния персонажей путем последовательного приближения к ним фигуры рассказчика ведет к тому, что повістувач все время вынужден выкладывать разные мировоззренческие позиции. При этом не игнорируется и его собственная позиция, которая не является сочетанием различных взглядов. Авторский взгляд на поставленные проблемы формируется в позатекстовій сфере. Его мировоззренческую позицию определено более широким масштабом, чем просто принадлежностью к конкретной общественной прослойки. Построение модели реального мира через формирование и взаимосвязь различных взглядов, активное взаимодействие характеров и обстоятельств свидетельствует о понимании реальности как неисчерпаемого разнообразия ситуаций в процессе их постоянного взаимодействия.

Вследствие активизации сознания персонажа расширяются смысловые грани произведения. В изображенной картине человеческого бытия открываются неизведанные пласты, которые и побуждают к исследованию, анализу процесса взаимосвязанных ситуаций. Появляется авторское слово, воплощенное через "партию" независимого рассказчика. Жанр рассказа в том виде, который является традиционным для первой половины XIX ст., постепенно исчерпывается. Угол художественного зрения писателя расширяется, и наступает момент, когда он путем эксперимента ищет другую жанровую форму для воплощения своей мысли.

Рассказ "Пьяница" является своеобразным этапом в эволюции эпического мышления Панаса Мирного. Происходит становление объективного повістування и переход к более прозаической формы - повести.

Стремление создать целостную картину бытия в причинно-следственной взаимосвязи ситуаций выражено в писателя попытками в пределах одного произведения совместить разные сюжетные линии, отдельные истории. Подтверждением могут быть фрагменты крупных прозаических произведений "Всколыхнул" ("Вечерницы", "Род"); "Сотрясение. Карло Карлович", "(Семья Бородаев) - (Председательша) - Учительница". По ориентировочным датировкой разделов "Сотрясение" и "Карло Карлович" началом 70-х годов [6, 515] попытки написания больших прозаических произведений относятся еще к раннему периоду творчества Панаса Мирного.

То, что эпическое мышление Панаса Мирного предусматривает не только изображение набора ситуаций, но и создания целостной картины бытия через конкретные образы, повлекло за собой разрастание произведений за счет авторского исследования вглубь изображенного мира, а не через экстенсивное расширение угла зрения рассказчика. Это характерно для романному жанру, который отличается от других жанров тем, что его "интересуют именно связи между гранями и процессами жизни, он ищет "всеобщий" связь явлений" [8, 140].

Вершиной эпического мышления Панаса Мирного считаются романы "Разве ревут волы, как ясли полные?" (1875) и "Проститутка" (1883-1884), где автор в центр художественного исследования ставит неординарного человека и детально прослеживает ее психологическое состояние при разных обстоятельствах.

В 70-х годах XIX в. главной темой украинских писателей было жизни села. Традиционный социальный характер (патриархальный хозяин) после реформы 1861 г. приобрел нового трактовка - крестьянин оказался перед проблемой выбора способа хозяйствования, в конечном итоге - выбора своего жизненного пути.

Замысел романа "Разве ревут волы, как ясли полные?" ("Пропащая сила") возник в Панаса Мирного весной 1872 г. во время путешествия, впечатления от которой были описаны в очерке "Подоріжжя от Полтавы до Гадячого" (Правда. 1874. № 10-13). Сравнительно узкий смысл (появление разбойника Корточках под влиянием "дурных условий бытия") Панас Мирный воплотил в повести "Цепкая". На основе собранного материала в течение 1872-1875 годов в соавторстве с братом - Иваном Билыком создавался роман "Разве ревут волы, как ясли полные?". Завершен 1875 г. и тогда же произведен через цензуру, произведение это впервые напечатано в 1880 г. в Женеве при содействии М. Драгоманова.

Второй автор произведения (Иван Билык) отстаивал мнение о необходимости создания в украинской литературе "народного романа на основе искреннего реализма". Именно он написал новые разделы ("Новый век", "Старое и новое"), которые воспроизводят конкретную историческую атмосферу 70-80-х годов XIX ст., а также дополнил историческими фактами разделы второй части. Итак, действие романа "Разве ревут волы, как ясли полные?" происходит на фоне истории украинского села за полтора столетия.

Центральной проблемой эпопеи "Разве ревут волы, как ясли полные?" есть конфликт "пропащей силы" (Цепкая) с патриархальным средой пореформенного села. Сюжет есть почти детективной историей, в ходе которой предстают картины жизни крестьян, мещан, деятельности новообразованного земства и т.д. История жизни центрального персонажа Корточках Варениченка складывается так, что он проходит через многочисленные ситуации испытания: с детства среди односельчан считался "уродом"; уже в взрослом возрасте не удалось стать добропорядочным хозяином через потерю земельного надела; столкнулся с несправедливым ведением официальными лицами судебных дел с низшими слоями населения. Как натура деятельная, не смог найти утешения в спокойном семейной жизни и во время неудачных поисков правды оказался в среде преступников, ища "спасения" в пьянстве и розбійництві.

Картины романа густо заселено характерами не только разного социального типа, но и разной психической организации. Так, противоположностью Чипки есть его жена Галя. Не может понять поступков своего товарища Грицко, который стал добропорядочным хозяином (его образ жизни вполне соответствует моральным устоям его социальной среды). Ситуация обостряется, когда фактически врагами становятся мать с сыном (Матрена после многочисленных колебаний отдает Цепкую к рукам официального суда).

Отдельными сюжетными линиями, но органичным дополнением центральной истории есть экскурс в прошлые времена и рассказ о "династию" Гудзів и параллельно с этим - владение Песками Польскими панами.

Внимание привлекает прежде всего центральный персонаж Чипка Варениченко, который является одной из загадочных фигур в литературе второй половины XIX века. Этого героя можно определить как общественный тип того времени. Новое в характере Чипки - результат столкновения абсолютно противоположных первнів. Противоречие в его внутреннем мире - это, фактически, вечное различие между стремлением к наиболее полного самовыражения, реализации большой потенциальной энергии и постоянным противодействием внешних обстоятельств, невозможностью достичь идеального миропорядка (вимальованого в воображении). Итак, неординарная личность выпадает из общественной иерархии; возникает конфликт со средой и внутренняя драма души.

В аналитической прозе Панаса Мирного невозможно провести четкую грань между собственно замечаниями рассказчика и непосредственным выражением внутреннего состояния персонажа. Происходит постоянное чередование этих двух планов исследования, в чем и заключается внутренний драматизм повествования. В исследовании личности через внутреннее драматизування рассказы активно взаимодействуют сознания рассказчика и персонажа.

Активизация сознания персонажа (формирование его позиции) свидетельствует о том, что личность предстает не только частью изображаемого мира, но и творит свой собственный мир, который вступает во взаимодействие с миром других персонажей и со всем композиционным світообразом. Образцом диалога с окружающим миром может быть внутренний монолог персонажа, когда выяснение проблемы происходит через обращение к воображаемых собеседников: "Бедный мой папа! - думал он. - Не знал ты судьбы с самого детства, - может, вплоть до смерти... Гоняла она тебя с одного края света на другой; от барского двора до Дона, от Дона - до приема... Где же теперь ты? Что теперь с тобой?.. Ой, Боже наш, Боже! Ты - всемирный царь: ты все видишь, все знаешь... Ты один смотрящий над землей - и имеешь волю над ней... Почему же ты не скараєш злого - пусть не наказывает хорошего?!"

При высоком психологическом напряжении в "разговор" персонажа с самим собой прибавляются еще и внутренние голоса (кроме реальных голосов рассказчика и персонажей). Так, в эпизоде размышлений Корточках над совершенным преступлением (раздел "Первая ступень") равномерный бег размышлений прерывается риторическими предложениями: "А до этого что вытворял?! Где делась лошадь, овцы, корова? Где одежда, что мать произвела? где делась мать? куда она пошла? где приклонила седую голову?!" Это дает возможность автору полностью отдать инициативу действующему лицу и поставить ее перед выбором дальнейшего жизненного пути через осмысление пройденного этапа. Введение дополнительного голоса косвенно свидетельствует существование точки зрения, что не только выступает в оппозиции к тому, какой персонаж формирует своими действиями, а является одной из движущих сил его саморазвития.

Процесс саморазвития индивидуального характера происходит, безусловно, в системе связей между персонажами - характерами, которые выражают ту или иную тенденцию жизни. К персонажам, которые создают окружение Корточках, принадлежит образ общественного пастуха деда Власа, Чіпчиної матери Матрены, жены Гали ("розбишацької дочери"). В системе взаемопереплетених сюжетных линий люмпены - Бревно, Мотня и Крыса; порядочный хозяин Грицко Супруненко; представители социальной верхушки - паны Польские, сословный Дмитренко, земский деятель Шавкун и др. Взаимодействие колоритных личностей не только творит динамику художественной истории, но и является средством освещения различных взглядов, залогом неповторимого эпического драматизма.

Эпическая драматизация - художественная условность, ибо, по традиции прозаического словесного искусства, різносуб'єктний диалог творится через видоизменение голоса рассказчика. Однако одновременная акция разноголосых противоборствующих первнів наглядно демонстрирует ход эпического события, приближая художественную условность к реальной ситуации и избегая монотонного пересказывание событий, что фактически уже состоялись.

Наибольшего сходства с действительностью эпическая драматизовано рассказ приобретает в массовых сценах. В романе "Разве ревут волы, как ясли полные?" они похожи с собственно драматическими полилогами, где беглые замечания рассказчика имеют вид сценических авторских ремарок (сцена бунта в разделе "На свободе").

Взаимодействие различных позиций, что создает внутренний мир романа, в Панаса Мирного происходит на фоне постулатов патриархальной морали украинского общества. Этот способ мышления, доминантный мировоззрение наглядно воплощаются из-за освещения так называемого "общественного мнения". Сам рассказчик, ведя объективное повістування, невольно пристает к общепринятому взгляду относительно организации человеческого общества. Но это не является полной ассимиляцией с соответствующим общественным слоем. Потому и освещение "общественного мнения" часто реализуется как результат наблюдений и имеет вид цитирования: "Под ним тлеет восемь невинных душ, загубленных в одну ночь "страшным человеком " (курсив наш. - О. Г.). Таким образом, "общественное мнение" - также своеобразная позиция, которая, хотя и не принадлежит конкретному лицу, создает общий фон для взаимодействия всех остальных.

Внутренний драматизм рассказа через постоянную смену точек зрения - продукт объективного звучания текста, а не авторского замысла. И все же авторы чувствовали важность изменения точек наблюдения в ходе художественной мысли. Иван Билык в замечаниях к повести "Цепкая" писал: "...тебя необходимо расширить горизонт и посмотреть на жизнь, как она есть, а не в изолированном фокусе - разбойничестве. Автор должен не с разбойнического притона смотреть на мир, а напротив, - с мировой точки на разбойнический притон".

Драматизация прозаической формы становится одним из жанротвірних средств романа второй половины XIX в. Стремление писателя - реалиста не просто "сфотографировать" действительные ситуации, а понять движущие силы человеческого поведения, логическую закономерность, взаимосвязь различных аспектов целостной картины бытия или же полный алогизм ходу событий ведет к тому, что описанная ситуация достигает высшей степени напряжения через постановку вопросов и получения ответов или прямого столкновения различных взглядов. Через формирование авторского слова над текстом раскрывается не только индивидуальная манера по конструктивной организации прозаической формы, но и демонстрируется авторская философия бытия. Традиционная романная форма в интерпретации автора представляет конкретную картину эпохи сквозь призму авторского сознания и обобщает поставленные проблемы, открывая пространство для размышлений читателя.

Своеобразие романа "Разве ревут волы, как ясли полные?" заключается в том, что он имеет двух авторов. Единый план рассказа эпического произведения состоит как бы из двух различных авторских точек зрения. Каждый из авторов "творит" своего рассказчика, а вместе с тем - свою версию воплощения авторской мысли. Рассказчик Панаса Мирного, выступая объективным наблюдателем, занимая позицию на различных дистанциях в отношении отдельных персонажей, периодически почти полностью сливаясь с голосами действующих лиц, не показывает своего присутствия в той или иной ситуации. О наличии такой точки наблюдения читатель может только догадываться, исходя из общего впечатления о течении рассказа. Рассказчик Ивана Билыка также занимает объективную позицию, чем определяется общая стилевая тенденция романа. Однако в эпизодах здесь неизменно ощущается присутствие постороннего лица, и персонажи даже несколько утрачивают свободу действий в художественном пространстве, находясь под ее властью. Так, сцену земских выборов (раздел "Старое и новое") представлена как картину, которую наблюдают с одной неизменной точки. К тому же персонажи полностью управляемые рассказчиком, о чем свидетельствует прямое словесное замечание с использованием притяжательного местоимения: "Хоть наши дукачи были в добрых синих жупанах, а все-таки такая необычная смелость колола барские глаза".

Панас Мирный и Иван Билык создали два разные типы рассказчика. Литературоведческая мысль от И. Франка к О. Беленького единодушна в том, что это - одна из причин не достигнутой гармонии между авторами романа.

Представление о эстетическую ценность романов Панаса Мирного состоит в большой степени в зависимости от временно-пространственной организации художественной действительности. Часто упоминаемым является факт внезапного прерывания сюжета второй частью в романе "Разве ревут волы, как ясли полные?". Прием далекой ретроспекции не совсем понимали даже сами авторы. Недаром Иван Билык называл эту часть "проклятой" и предлагал исключить ее из романа. Однако экскурс в далекое прошлое не просто "работает" на общую идею, а охватывает первые два этапа центрального конфликта (истории Мирона и Максима Гудзів), без чего "современная драма" (история Корточках) не имела бы смысла. Кроме того, в романе "Разве ревут волы, как ясли полные?" перемещения в историческое прошлое определяет не только своеобразие временно-пространственной организации художественного произведения, а также является средством выражения авторской позиции относительно осознания хода украинской истории за полтора столетия.

Две предыстории сюжетной линии Корточках разворачиваются через сосуществование двух типов мышления (казацкого и патриархального). Жизнь личностей прямо или косвенно связано с определенными историческими фактами, которые выступают не только событийным фоном, но и факторами формирования мировоззрения.

Аналогичными являются внезапные трансформации выложу в давнее прошлое в начале романа (когда после раздела "Полевая царевна" представлено в разделе "Двужон"); перемещениями меньшего масштаба является история о "преступлении" малого Корточках перед Богом (раздел "Детские годы"), рассказ деда о Чіпчиного отца. В викладовій организации романа такое смещение имеет вид припоминания. По этому же принципу введено историю Марьи в романе "Проститутка".

Доказательством того, что постоянное оперирование временными плоскостями органичен для художественного мира художника, есть замечания Ивана Билыка к повести "Цепкая": "Обыкновенно рассказывая чью-либо жизнь, люди не говорят о ней - за здорово живешь, что вот, мол, был такой-то, отец у него такой-то, жил так-то etc. А всегда вспоминают жизнь чью-либо и приводят ее в пример - по поводу каких-либо воспоминаний". Для Панаса Мирного "характерно как поступательное изображения, так и "прыжки" назад, в прошлое, с тем самым последовательно-поступательным изображением событий до точки ретроспекции и даль-шим их продолжением в "настоящем" художественном времени" [9, 118].

Внезапные перемещения времени повествования в прошлое усложняют конструкцию романному жанру. Стремление воссоздать целостную картину бытия через закономерная связь явлений является причиной сочетание настоящего и прошлого времен. В романе, где судьбу центральных персонажей прослежена на фоне общей картины своего времени, фабула не замыкается в пределах одного временного отрезка. Используя в осознании содержания эпохи собственный авторский опыт и опыт предшественников, писатель создает романное картину с обобщающим значением на фоне разомкнутой художественного времени.

Некоторую дисгармонию в организации художественного времени, внесенную второй частью в романе "Разве ревут волы, как ясли полные?", можно связать еще и с теми обстоятельствами, что в период написания произведения романный жанр в украинской литературе находился на стадии становления. Собственный писательский опыт играл едва ли не решающую роль в выработке формы для полноценного воплощения авторской мысли, о чем, в частности, свидетельствуют многочисленные редакции и переработка текста произведения.

Оригинальность внутренней структуры романному жанру Панаса Мирного заключается в том, что исследования изображаемого мира происходит на основе сочетания логического и эмоционального первнів. Наряду с драматизацией эпического рассказа присутствует и лирический элемент, который вносят, в частности, пейзажи. Природа, хоть и является эмпирической данностью, но такой, которая приспособлена к восприятию психологических нюансов в поведении персонажа и в общем эмоциональном колорите произведения. Своеобразный лиризм прослеживается в эпической прозе писателя в сосуществовании мира реального и нереального (сны, грезы): "И снится Чепцы - словно сон, и чудится - будто быль". Если психологический анализ происходит в так называемом нереальном мире, то снимаются любые условности реальной жизни. Авторская мысль переходит даже в мир символов. Сознание персонажа не тяготится моментным жизненными реалиями и свободно оперирует цветовыми и звуковыми образами.

Реалистический метод, которым обозначена творческое наследие Панаса Мирного и И. Франко в статье "Литература, ее задачи и важнейшие ціхи" назвал научным, предусматривает создание художественной реальности как процесса познания основных закономерностей человеческого бытия. Эта особенность является не только признаком стиля отдельных авторов, но и характеризует ведущую тенденцию реалистической литературы второй половины XIX в. По словам Д. Наливайко, "среди других направлений и типов художественного творчества реализм отличается тем, что из системы функций искусства, полифункционального по своей природе, ведущей в нем становится познавательная функция" [3, 22]. Психологическое исследование в романах Панаса Мирного, собственно, и является способом познания внутренней сути человека. Открывая пространство для развития сознания персонажа, автор создает ситуации, в которых персонаж вынужден делать выбор своего жизненного пути. Познание действительности происходит в сознании. Создается эффект, будто не автор формирует представление о человеке, рассматривая внешние проявления ее поведения, а сам персонаж исследует окружение (целенаправленно, связано с его деятельностью). Если в романе "Разве ревут волы, как ясли полные?" главную роль относительно возможного трагического финала играет "общественное мнение", которая еще с детских лет Чипки готовит почву для деградации личности, то в романе "Проститутка" коллективная мораль длительное время не вступает в прямой конфликт с личной моралью персонажа. "Общественное мнение" возникает как результат познания Христею незнакомого ей ранее среды. Постулаты общественной морали вызывают активность внутреннего мира персонажа в момент, когда он оказывается перед выбором жизненной судьбы. В подтексте этот процесс познания неизвестного среды содержит авторский прогноз трагической развязки. Окончательным этапом является история Марьи, спроектированная на судьбу Христе, в сознании которой возникают прямые ассоциации с собственной жизнью.

Благодаря открытому романному пространству, а также исследовательской природе романному жанру внутренняя суть характеров и в романе "Разве ревут волы, как ясли полные?", и в "Проститутки" остается не определена окончательно. Каждый характер постоянно находится в процессе становления. И авторская мысль также - в движении от неизвестного к известному. Поэтому художественное познание действительности предполагает не только описание типичных для определенного общественного строя обстоятельств, но и таких, которые, возможно, еще не проявились в полной мере и внешне выглядят непонятными. Так, вскоре после появления романа "Разве ревут волы, как ясли полные?" В. Барвинский в статье "Незамічена повесть из украинской жизни" (Дело. 1882. Ч. 12) писал о образ Чипки как исключительный: "Цепкая это тип обычного, так сказать, обычного парня, не произведение обычной судьбы крестьянских детей, а произведение необычных, исключительных, хоть и не очень слишком редких обстоятельств".

Психологическое исследование Панаса Мирного - это настоящее экспериментирования, когда внутренний мир действующего лица - тайна не только для автора, но и для самого персонажа. Тогда процесс душевных изменений подается как внутренняя драма, где полностью снимается любая запрограммированность. А драматическое напряжение ситуации творится в тот самый момент, когда персонаж оказывается на жизненном перепутье. И даже он сам (участник сюжетного действия) часто не может разобраться в своих мыслях, чтобы прийти к конкретному выводу, который бы указывал на выход из затруднительного положения.

"Христе делалось страшно. Страшно того, что ждет она, страшно саму себя... Она прислушивалась, в ее душе творилось, что в ее сердце заводилось. А заводилось там что-то стремное..." В то время, когда точка зрения действующего лица еще не сформирована, проблема выбора дальнейших действий остается открытой. Постоянная незавершенность, открытость в обігруванні психологических ситуаций в романах Панаса Мирного дает основание утверждать, что внутренняя свобода художественного действия базируется на авторской свободе относительно осознания и отражения действительности.

Одновременно с так называемым спонтанным созданием художественной действительности Панасу Мирному свойственно и планирование наперед ходу действия. Примером соблюдения определенной схемы может быть развернутый план перерастания повести "Цепкая" в роман - эпопею. В романе "Проститутка" прослеживаются определенные этапы в ходе сюжетного действия. Об этом писал сам Панас Мирный в письме к М. Старицкого от 27 ноября (по н. ст.) 1881 г.: "Каждую часть надеюсь изготовить так, чтобы всякая имела свою самостоятельность или цельность. Когда в селе (1 ч.) давит Притиківну свой дука Грицко, то в огороде (вторая) не легче придавит городянский крамар Загнибеда. Благодаря ему, вола улазить в такую напасть, которая згоне ее мать с мира. А без матери что ее побуждает к селу? Круглая сирота, служить она станет у кого? В огороде и служить лучше, и работа легче. Притиківна нанимается в огороде к господину (третья часть). Другой быт, высшие городские обычаи захватывают ее совсем, с телом и душой, и Притиківна, влюбив барича, ступает на скользкий путь. Раз ступив на зыбкую кладку, она не здержиться и мчится дальше - вниз головой. О сем расскажет 4 часть "Побираться". Отдельные картины романа отражаются в сознании участников действия как жизненные случайности. Со стороны же автора - рассказчика идет целенаправленное компоновки художественного материала, где каждая случайность в конкретной судьбы личности становится закономерностью в ходе взаимодействия человека и среды.

Опредмечена в романе художественная мысль представляет сюжетные коллизии максимально приближенно к реальности, реалистично. Они имеют масштабное значение, что и дает возможность в разнообразии жизненных ходов увидеть глубокие связи и на основании обобщения обрисовать картину закономерных изменений в процессе бытия. Вспомним хотя бы замечание Панаса Мирного о разбойнике Гнедко как безталанну ребенка своего времени. Такое обобщение, как известно, возникло на основе реального факта.

Стремясь отыскать причинно-следственные связи в жизненных ситуациях, Панас Мирный захватил такие широкие сферы тогдашней действительности, что роман "Проститутка" стал широкой синтетической картиной возраста. Центральная сюжетная линия - трагическая история деревенской девушки, которая стала наймичкой, а далее - городской проституткой; ее жизнь заканчивается тем, что, вернувшись в село, она замерзает под корчмой, которая некогда была ее родительским домом. Вокруг этой истории группируются характеры, которые составляют целостную картину украинского общества второй половины XIX в. Только перечень так называемых "социальных титулов" дает возможность представить атмосферу взаимодействия разнородных индивидуальностей: сборщик налогов с крестьян Супруненко Григорий, крестьянин среднего достатка Карпо Здор, городской лавочник Загнибеда, владелец графского поместья Колесник, потомок старшинского рода Лошаков, предприимчивый чиновник Проценко и многие другие. Короткие истории о каждом из них свидетельствуют о процессе развития змальовуваної личности, на основе чего мир романа предстает целостной картиной бытия, который развивается по своей внутренней логике.

Проблема романов Панаса Мирного ("пропащей силы") прочитывается и в повести "За водой", написанной в соавторстве с Иваном Билыком в 80-х годах. Потенциальная энергия крестьянской массы проявляется в виде стихийного бунта. В некоторых моментах это произведение имеет художественные особенности сходны с повестью "Цепкая": наблюдения за противостоянием центрального персонажа Григория Коваля и среды сопровождается натуралистической описательностью.

В начале 80-х годов написано повесть "Голодная воля". Художественный материал к этому произведению собирался еще в 70-х годах и был частично использован в романе "Разве ревут волы, как ясли полные?" В центре внимания - и сама проблема развития личности (характера крестьянина) в новых условиях (после отмены крепостного права). Результатом деятельности персонажа (Василия Кудрявых) за объективных условий своего времени является опять-таки проблема "пропащей силы". Повести "За водой" и "Голодная воля" написано в уже сложившейся манере прозаического изложения, которая развилась в романах Панаса Мирного.

Объективный тип повествования сохраняется в повестях "Лихие люди" (1875), "Горе давнее и нынешнее" (1897). Обращение к жанру повести, а позже и появление коротких розповідних форм (очерка) "Среди степей" (1898), новеллы "Сон" (1905), рассказы - "Лови" (1883), "Ерунда" (1909) не свидетельствуют об упадке романному мыс-ления Панаса Мирного, потому повістування базируется на тех же принципах художественного письма: исследование внутреннего мира человека на фоне изображенных разнообразных жизненных ситуаций, поиски причинно-следственной взаимосвязи в ходе событий.

Оригинальным явлением в творчестве Панаса Мирного есть повесть "Лихие люди". Произведение написано почти одновременно с романом "Разве ревут волы, как ясли полные?", когда главной задачей автор видел исследования психологических коллизий человека, попавшего в стрессовую ситуацию. Это подтверждает и первоначальное название - "Что во время дума и делает человек, когда ему не дадут спать".

Художественное повествование в повести построено на основе постоянного дежурства нынешней и прошлой временных плоскостей. Временное смещение является как бы традиционным приемом в прозе Панаса Мирного. Однако традиционный экскурс в прошлое с постепенным возвращением к моменту ретроспекции прослеживается лишь в начале повести, где выяснены обстоятельства, при которых герой попал в тюрьму. Следующие картины прошлых событий не имеют очевидной связи с тем повістування, поэтому не могут рассматриваться как такие, которые возникают в воспоминаниях или ассоциациях рассказчика или персонажа. Прошлое предстает в виде бреда Петра Оболтуса. Такие экскурсы, фактически, является игрой больного воображения личности. Сам рассказчик говорит не только о полусонное состояние Петра Оболтуса, но и о нарушении нормального отображения действительности в его сознании: "Глаза его были открыты - только он не видел ничего вокруг себя... Не его слабым глазам проглядеть ту густую темноту, которая сразу обняла дом!.."

Поскольку герой вполне находится в стрессовом состоянии, то одновременно с сознательной сферой деятельности мысли вступает в действие и сфера подсознания; в один момент сочетается настоящее и прошлое. Петр Увалень, словно сторонний наблюдатель, как картину за картиной, просматривает историю своей жизни.

В ходе постоянного изменения настоящего и прошлого времен взаимодействуют миры реальный и ирреальный. Последний выполняет функцию воспоминаний, которые появляются в сознании героя. Процесс перехода в другой временно-пространственное измерение происходит как бы вне сознания персонажа, по инициативе автора. Сознание самого героя вступает позже, когда Петр Федорович узнает введенных действующих лиц. "Что за чудо? - подумал Петр Федорович. - И лицо матери, и лицо ребенка такие знакомые?.. Это же я!., это же мать моя!" - чуть не вскрикнул он и еще сильнее впился глазами в причуду". Прежние события появляются в Оболтуса на подсознательном уровне. Рассказчик воспроизводит определенную картину и дальше сам комментирует все происходящее. Герой занимает позицию наблюдателя, хотя фактически действует его сознание, в сферу которой и проникает рассказчик. При таких обстоятельствах, происходит распыление внимания рассказчика. Во-первых, его функцией является отбор соответствующей информации и изложение ее таким образом, будто он сам знаком с тем, о чем рассказывает; во-вторых, он наблюдает за психологической реакцией героя на процесс восстановления в памяти бывших событий. Объективный рассказчик сохраняет стороннюю позицию. Непосредственным формальным признаком наличия отстраненной точки наблюдения является повествование от третьего лица. Поэтому, несмотря на элементы нового типа прозаического изложения (изображение художественного действия как игры сознания персонажа), манера Панаса Мирного остается в русле объективного рассказа.

Воплощение авторской эстетической концепции в повести "Лихие люди", как и в прозе Панаса Мирного зрелого периода, происходит через последовательное изображение картин, которые объединены в одно целое фигурой объективного рассказчика. Рассказ разворачивается через смену коротких картин - грез или картин - снов, которые можно назвать статическими. Но понятие "картина" может иметь и более широкое значение - как составная часть большого эпического полотна. Так, цикл "Как ведется, так и живется" (ориентировочно конец 70-х годов) был задуман автором как совокупность отдельных историй. В письме к М. Старицкого от 25 марта (7 апреля) 1882 г. Панас Мирный писал: "Когда имелась мысль в таких обрисках подать (как Щедрин в "Семействе Головлевых") целый ряд народных типов от дедов до сего времени, связав их воедино одной идеей: как из поколения в поколение випародовлювались наши талантливые люди..."

Изображая в повести "Лихие люди" параллельно жизненные пути Петра Оболтуса и его "товарищей" через картины бреда и сна, автор в сконденсированном виде дает обобщенную картину современного. Акцентируя внимание на человеческой сущности, писатель в самой личности ищет причину ее жизненных коллизий. Разные судьбы людей, которые воспитывались в примерно одинаковом среде, удостоверяющих одну из определяющих черт позиции Панаса Мирного - художника - поставить в центр художественной реальности человека, отыскать в ней самой первопричину жизненных коллизий, увидеть связь между ними, взаимодействие отдельных человеческих мікросвітів.

При раскрытии сознания персонажей время рассказа переключается из грамматического прошлого на настоящее, фиксируются непосредственные впечатления от увиденного и услышанного. Но если в отдельных эпизодах повестей "Лихие люди" и "Горе давнее и нынешнее" грамматический настоящее время имеет значение художественного прошлого, то в очерке "Среди степей" сплошной изложение в настоящем времени воспринимается как непосредственное созерцание и мгновенные впечатления. Из письма Панаса Мирного до М. Коцюбинского от 11 сентября (30 августа) 1898 г. известно, что ведущим элементом авторского замысла и было изображение соотношения между внешним окружением и его отражением во внутреннем мире человека: "Эта небольшая работа будет носить название "День в пути", то есть будет рисовать путевые картины от утра до ночи и выявлять - который имеет влияние на душу человеческую красота мировая, какие чувства расшевеливает и или вторая картина".

Оставаясь верным художественному заданию - "заглянуть в мужскую душу глубоко-глубоко..." [5, 324], Панас Мирный в краткой эпической форме концентрирует внимание на эмоциональном состоянии человека, находящегося наедине с природой. Хотя сюжет произведения непосредственно связан с путешествием рассказчика, на первом плане - мысли, эмоции, вызванные созерцанием действительности. Присущий писателю картинный способ изображения мира теперь стал чуть ли не основным фактором создания очерка. Если в предыдущих эпических произведениях Панаса Мирного картины - описания окружающего мира (в частности, пейзажи), существуя как отдельные фрагменты, сопровождали ход общего действия, связанной с авторским исследованием причинно-следственной связи жизненных ситуаций, то в очерке "Среди степей" краткие сообщения о собственно путешествие является как бы своеобразной декорацией, которая часто даже тяготит свободный полет чувства рассказчика и на мгновение задерживает развитие мысли. Одновременно подается информация относительно развертывания фабулы и процесса изменения психологического состояния человека, которая является и центральным персонажем, и объективным наблюдателем, мгновенно фиксирует малейшие собственные душевные "движения". Авторское слово существует через голос единственного лица - рассказчика, который, будучи традиционным организатором эпического рассказа, является еще и основой композиции в нарисовому жанре.

Изображение сферы мыслей и чувств происходит прежде всего через авторское самонаблюдение, самопознание. Повествование в таких случаях ведется, как правило, от первого лица, а главной фигурой является я - персонаж, как в новелле "Сон" Панаса Мирного. Такая форма повістування, присущая в основном малым жанрам, не является повторением повествования от первого лица в ранней прозе писателя, что было своеобразной литературной традиции в первой половине XIX в. Рассказчик наблюдает в первую очередь за собственным внутренним миром; форма повістування приближается к сплошному авторского монолога, что можно сопоставить даже с потоком сознания.

Система условных образов в воображаемом мире в новелле "Сон" формируется в воображении рассказчика в период особого психического состояния - сна. Рассказ в этом малом эпическом жанре является не результатом наблюдения неординарного случая или жизненной ситуации, а скорее художественной материализацией сплетение мыслей, впечатлений, ассоциаций рассказчика: "Иногда среди того эона закльовувались в голове небольшие ростки каких-то тайных ... чего-то такого, что не давалось ни мыслью обхватить, ни глазами постичь. Потом те ростки, цепляясь одно за одно, сплетались в отрывки чего-то где-то виденного или давно неслыханного, а еще позже - эти отрывки мыслей, связываясь друг с другом, разворачивали перед закрытыми глазами пышный рисунок какого-то другого жизни - тайной, как и сон тот, блестящего и утішного, как и его привиденьки".

Прием сна в Панаса Мирного - это своеобразный мостик к предметному изображение сферы мысли. Находясь в сонном состоянии, я - персонаж отмежевывается от внешнего мира и имеет возможность на первый план выдвинуть сферу духовную. Прозаическое изложение приобретает вид лирической повествования. Однако даже в условиях появления неоромантичних тенденций на рубеже XIX - XX вв. эпическое мышление Панаса Мирного тяготело все-таки до предметного изображения. Символические образы в новелле "Сон" сразу же поддаются расшифровке. "Мрак - враг мировой". "Я увидел женскую фигуру перед собой, свирепую и страшную...

Кто же ты такая, страшная, лютая? - истошно вскрикнул я.

Во-ол-л-я! - с в течение произнесла она".

Голосом рассказчика с помощью предметных реалий определяются обобщенные понятия и тут же истолковывается их значение. Поэтому лицо, от имени которого ведется повістування, одновременно выстраивает мир конкретных образов и осуществляет акцию преобразования значений для достижения полісемантичного эффекта.

Литературная ситуация конца XIX - начала XX вв., когда появилась общая тенденция к философскому наполнению художественных образов, повлияла и на творческие планы Панаса Мирного. В письме к Я. Жаркая от 17 ноября (по н. ст.) 1901 г. писатель излагает свои мысли относительно содержания мистерии "Искушение": "...сего года, или лучше - сии осени, написал 4-х актовый мистерию "Соблазн"... Задумал я, видите, сделать степень в еще никем не задержанную сферу - философию, то есть написать философскую драму. Ради нашей, только что ставшего на дыбы языка это грудное дело. Надо было выбрать подходящую тему. Я и взял для нее легенду о грехопадении, чтобы показать борьбу двух сил: веры и разума". Однако поиски кардинального изменения в методе письма имели бы вид искусственного "подтягивания" писателя к неоромантизму. Несмотря на намерения самого автора, природа его таланта осталась в русле реализма. Элементы новой манеры художественного изображения можно считать следствием художественной смелости, эксперимента автора.

Эпичность, которая является основой художественного изображения Панаса Мирного, - не только внешняя форма проявления авторского сознания (прозовість), но и глубинная суть мышления писателя. Это касается проблемы эпичности в его драматургии. Сам автор неоднократно высказывал мнение о том, что его пьесы не предназначались для сценического воплощения. Так, в письме к С. Ефремова 1901 г. говорится о прозаическую суть его драматических произведений в целом: "Они писались не ради кону - те же повести, только скомпонованы в драматической форме". В целом структура драм напоминает больше драматизированную рассказ, чем собственно пьесу. Здесь налицо все тот же спокойный тон повествования, неторопливый ход событий, затянутость отдельных монологов действующих лиц, которые можно сопоставить с внутренними монологами в прозаическом произведении ("Не угашай душу", 1905; "Перемудрив", 1884; "Пагуба", 1896; "В монахинях", 1884).

Единственной драмой Панаса Мирного, поставленной на сцене, была "Лимеривна" (1892). В пьесах писателя проявился драматический подход, который в прозаических текстах наблюдается в виде много-субъектной рассказы, взаимодействия разных точек зрения. Каждая из мыслей, которые принимают участие в общей "разговоре", имеет четко очерченного автора и предстает в уже сформированном виде. М. Пивоваров характеризует художественную ценность пьес Панаса Мирного именно мастерством в сфере диалога: "Драматургические попытки имели большое значение для совершенствования диалогов в прозаических произведениях Мирного. Это была своего рода практика мастерства диалога как одного из важнейших средств типизации" [7, 31].

Поскольку прозаический текст - это рассказ от имени определенного лица, которая не является безликой фигурой, возникает проблема сущности сознания рассказчика. Почти вся украинская литература XIX в. преимущественно базировалась на крестьянской тематике. В связи с этим объективный рассказчик, функция которого в психологической прозе заключается не только в наблюдении внешнего воздействия, но и в исследовании духовной сферы, начинает смотреть на мир глазами персонажа, воспринимать действительность через мироощущение представителя крестьянской среды. Оригинальным проявлением органического связи автора - рассказчика с крестьянским средой является изображение исторических событий (экскурс в прошлое в романе "Разве ревут волы, как ясли полные?").

Рассказ с позиций патриархального типа мышления не является, однако, закономерностью в эпической прозе Панаса Мирного. В отдельных эпизодах позиция проводника повістування становится альтернативной изображаемому среде: "слышал ты, серое земледелие, розтикане по горам и по долинам, по хуторам и селам, или ты слышало то истошный вскрик дворянской радости?

Нет, ты не слышало, тебе некогда было прислушиваться. Домашние хлопоты, хлопоты села, хутора, а больше всего хлопоты возле земли тебе ближе, чем второе" [10, с. 496].

Определенную роль сыграл здесь такой фактор, как социальный заказ. Писатель - реалист, стремясь изобразить жизненные коллизии человека на фоне своего времени, сознательно в центр событий в патриархальном мире ставил личность, воспитанную этой средой.

Преимущество крестьянской тематики в творчестве прозаиков второй половины XIX в. в определенной степени ограничивала возможности психологического исследования. Уже представители старшего поколения реалистов выходят за пределы повествования с позиций крестьянского мировоззрения. У Панаса Мирного свидетельством этого являются произведения не из жизни села: "Лови" (1883), "Ерунда" (1909), "Лихие люди" (1877).

Характеризуя творческую личность Панаса Мирного, стоит упомянуть о его переводческий труд. Ему принадлежат переводы произведений А. Пушкина, К. Рылеева, М. Лермонтова, М. Огарева, А. Островского ("Гроза" - вместе с Иваном Билыком), В. Шекспира ("Король Лир"), Г. Лонгфелло ("Дума о Гайявату"). Пользуясь характерной для украинских дум образно-стилистической и ритмической системой, писатель осуществил оригинальный перепев "Слова о полку Игореве" - "Дума про Игровое войско" (1883).

Поэтическое наследие Панаса Мирного насчитывает около трехсот стихотворений. Однако сам автор чувствовал их художественное несовершенство и называл "ничтожным стихосложением". Поэзию Панаса Мирного ("К музе", "Украине", "К современной музы" и много других) можно считать скорее упражнениями с шлифовка художественного слова, чем искусным поэтическим обыгрыванием авторской мысли.

Манера прозаического изложения Панаса Мирного в большой степени дает представление о основные типологические черты реалистической психологической прозы второй половины XIX века. Формирование объективной рассказы непосредственным источником имеет общую тенденцию в украинской литературе этого периода: постепенный переход от изображения художественного материала через сознание субъективного рассказчика к так называемой объективизации и возникновения категории объективного рассказчика. Объективное изображение, что предполагает не только накопление художественного материала вследствие расширения угла зрения рассказчика, но и поиски причинно-следственной связи жизненных коллизий, исследования реальности вглубь, характеризует эпическое мышление Панаса Мирного как романне.

Объективная манера повествования стала средством построения світообра - зу как системы, саморазвивающейся за внутренними законами. Реалистичное изображение целостного предметного мира включает взаимодействие личностей, которые формируются на основе взаимосвязей с окружающей средой, в процессе сосуществования разных субъектов сознания. Это наглядно воплощается через эпическое многоголосие. В ходе познания законов всеобщей связи явлений, то есть поисков внутренней логики жизни, в одно целое объединяются различные временно-пространственные структуры, которые, на первый взгляд, могут и не иметь очевидной связи.

Изображение мира как эпического события, т.е. создание целостной предметной картины действительности, - доминантная черта в художественном мире Панаса Мирного и на позднем этапе творчества, в время появления неоромантичних тенденций в ук-украинской литературе конца XIX - начала XX вв.

Этот факт становится очевидным, если сравнить его метод письма с импрессионистическим методом изображения. Там на первом плане - сфера духовная, которая подается в виде потока мысли, эмоции. А предметный мир словно теряет целостность; он "размыт", из него выбираются самые удачные элементы для целостного освещения внутреннего мира человека. Таким образом, реалистический метод письма Панаса Мирного, для которого важнейшей функцией становится познания многогранной действительности через создание целостного предметного мира, стал источником создания психологической прозы высокой пробы и сложного художественного процесса взаимодействия автора с изображенным миром.

 

 

Контрольные вопросы и задания

Можно считать вполне изолированными друг от друга сферами литературную деятельность и "чиновничью службу" писателя?

Какие этапы эволюции присущи повістувальному изложения Панаса Мирной?

Какими факторами обусловлено моральное вырождение Корточках (роман "Разве ревут волы...?")? Благодаря каким качествам этот роман, отличительный отсутствием в нем положительного героя, принадлежит к выдающимся явлениям украинской прозы XIX века. ?

Подумайте над ролью случая и закономерности в судьбе Христе (роман "Проститутка"). Или автор оставлял возможность выбора для героини, она является типичной жертвой обстоятельств?

В каких произведениях и творческих замыслах Панаса Мирного фигурирует образ интеллигента - народолюбця? Какие художественные решения писателя сопровождают реализацию программы этого героя?

Чем, по Вашему мнению, объясняется большой объем так называемой незаконченной прозы Панаса Мирного?

Какую оценку в критике - тогдашней и наших дней - получила творчество писателя?