Украинская литература 10-х годов ХХ века
Литературный процесс конца XIX - начала ХХ веков
В разнообразии художественных направлений
Появление в украинской литературе новаторских произведений связана с именами писателей, которые пытались «вполне современным европейским способом изобразить жизнь украинского народа» (Иван Франко). Прежде всего назовем Ольгу Кобылянскую и Лесю Украинку. Талантливой буковинцы принадлежит пальма первенства в постижении глубинных процессов человеческой психики, в частности, женской («Царевна», «Человек»), средствами нового письма. Ольга Кобылянская начала в украинской прозе стиль, получивший название неоромантизма. «Новоромантичний флаг» подняла своей драматургической творчеством и Леся Украинка. Неоромантична гуманистическая концепция обеих писательниц основывалась на чувственной сфере человека, эмоционально-интуитивном познании мира, духовном, «освободительном» порыве «в голубизну», стремлении к полноте бытия, обнаружения человеческого потенциала, стремлении совместить гармонию идеала с жизненной правдой. В центре художественного изображения неоромантиків была яркая, неповторимая личность, которая противостояла серой массе.
К импрессионизму пришел в своих художественных поисках Михаил Коцюбинский. Для его письма характерными были психологизм, пластичность и лиричность стиля, эскизная манера. Проза Михаила Коцюбинского отмечается звукописью, тонкой игрой цветов, светотеней, намеков, что преобладали над другими зображально-выразительными средствами («На камне», «Цвет яблони», «Intermezzo»). Экспрессивной манере художественного письма обозначены новеллы Василия Стефаника «Кленовые листья», «Каменный крест», «Новость», «Мария» - своеобразные художественные студии души покутского крестьянства. Произведения этого блестящего мастера слова демонстрируют монументальное мышление в форме художественной миниатюры. Концентрация чувств, динамичность ситуаций, колоритность персонажей, лиричность, психологизм и философичность письма, высокая культура характеризуют новеллистический мир Стефаника.
Новаторские поиски в украинской литературе рубежа столетий были задекларированы поэтическими манифестами и реализованы в художественной практике. Культ красоты, романтика «магии ночи», звучность поэтического слова характерны для символистского письма Николая Вороного и Александра Олеся. Альманахи, появившиеся стараниями Николая Вороного («Из-за туч и долин», 1903) и Михаила Коцюбинского и Николая Июня - ского («Из потока жизни», 1905), реализовали попытки украинских художников приблизить родной словесности «до новейших течений и направлений в современных литературах европейских».
Зарождение и распространение идей модернизма в украинской литературе на Западной Украине связано с литературным группировкам «Молодая Муза», что существовало в Львове в 1907-1909 годах, а также с журналом «Украинская хата», который выходил в Киеве в течение 1909-1914 годов. Членами «Молодой Музы» были Михаил Яцкив, Петр Карманский, Василий Пачовский, Богдан Лепкий, Степан Чарнецкий, Владимир Бирчак, Сидор Твердохлиб, Остап Луцкий. «Молодо - музівців» объединяло стремление искать новых путей в искусстве, усваивать достижения мировой поэзии, интегрироваться в общеевропейский культурный процесс. По мнению литературоведа Николая Ильницкого, «Молодая Муза» была «одним из звеньев в цепи литературных организаций многих стран Европы - «Молодая Бельгия», «Молодая Германия», «Молодая Польша» и др., что провозгласили своим лозунгом символизм и служение красоте». Интерес молодых писателей к символизму обуславливался их неприятием натурализма и побутовізму, стремлением к многомерности и трансцендентности. «Молодомузівці» ввели и активно эксплуатировали новые для украинской литературы темы - мировой скорби, самоубийства, погружение в трансцендентную (ту, что находится за гранью познания) суть явлений, бунта личности против приземленности лица, против однообразия, обыденности жизни.
Украинские писатели конца ХІХ - начала ХХ веков не чурались ни социальных тем, ни национальных традиций украинской литературы. Своеобразное соотношение Красоты и Правды определяет особенность украинского модернизма. Если для европейского модерниста красота - это не только форма, но и содержание произведения, цель его творчества, способ совершенствования мира, то для украинского модерниста красота - понятие более реалистичное, чем условное, витворене воображением.
Творческие достижения украинской драматургии начала ХХ века лучше всего представлены творчеством Леси Украинки, Александра Олеся и Спиридона Черкасенко. Леся Украинка считала реалистический и натуралистический способ «фотографировать» окружающей среды «унижением своего таланта». Ее неоромантические драматические произведения фиксируют стремление к гармонии идеала с жизненной правдой, попытку сделать возможное действительным, преподнести заурядную действительность к высотам духа («Одержимая», «Лесная песня»). Поражает жанровое разнообразие драматических произведений Леси Украинки: драматическая сцена («Ифигения в Тавриде»), диалог («В дома работы, в стране неволи»), этюд («Иоганна, женщина Хусова»), драматические поэмы («Одержимая», «Боярыня», «Кассандра»), драма («Каменный хозяин»), фантастическая драма («Осенняя сказка»), драма-феерия («Лесная песня»). По уровню идейной напряжения и художественного совершенства драматургия украинской писательницы стоит в ряду наиболее значимых достижений всемирной драматургии. В стилевом русле символизма развивалась драматургия Александра Олеся («По дороге в сказку», «Трагедия сердца», «Над Днепром») и Спиридона Черкасенко («Ужас», «Должен»).
Завершая обзор украинской литературы конца ХІХ - начала ХХ веков, отметим, что этот период является первым этапом в эволюции украинского модернизма, который первоначально имел название декаданса (от франц. decadence - упадок). Для него характерны пессимизм, вызванный уверенностью в господстве в мире хаоса, уродства, зла, которых человек в состоянии отвлечь; фатализм, обусловлен ощущениями усталости, отчаяния, разочарования в человеке, бегства от жизненных реалий; красота угасания, которая проявлялась в описаниях замирание природы и смерти человека, преобладании бледных красок, настроений печали и тоски. Среди европейских художников декадентами считают Артюра Рембо, Поля Верлена, Стефана Малларме, Мориса Метерлинка, Эмиля Верхарна, Оскара Уайльда. В Украине признаки декаданса имеющиеся в определенных произведениях Ивана Франко (сборник «Увядшие листья»), Николая Вороного, молодомузівців, Григория Чупринки, Николая Філянського; в России - Александра Блока, Андрея Белого, Дмитрия Мережковского, Федора Сологуба и других.
Николай Бурачек. Овини. Начало ХХ ст.
Следующим этапом исследователи называют собственно модернизм, что охватывает 20-е-60-е годы ХХ века. Это время считают периодом расцвета модернизма, который творили европейские и американские художники Франц Кафка, Джеймс Джойс, Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, Джордж Оруэлл, Герман Гессе, украинские - Иван Франко, Василий Стефаник, Леся Украинка, Ольга Кобылянская, Николай Хвылевой, Иван Драч, Лина Костенко, Василь Стус, российские - Михаил Булгаков, Андрей Платонов, Марина Цветаева, Иосиф Бродский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина и другие.
Третьим этапом модернизма является авангардизм, который возник во время Первой мировой войны и просуществовал до конца ХХ века. Авангардизм называют искусством протеста и разрушения, ведь его представители пытаются разрушить привычные представления о мире, нравственные нормы, художественные критерии, выступают против фальши, лицемерия, шаблонов в литературе и т.д.
Развитие модернизма в украинской литературе на рубеже ХІХ-ХХ веков был воспринят неоднозначно и вызвал литературных дискуссий. Все направления модернизма - символизм, неоромантизм, импрессионизм, экспрессионизм, футуризм и другие - объединяло стремление новой формы и антиреалістична направленность. Однако художники, которые разделяли принципы эстетики модернизма, обычно, не провозглашали разрыва с социальной тематикой и национальной традицией, а стремились совместить ее с новыми западноевропейскими веяниями. Итак, особенностями модернизма в Украине считают сочетание романтического и реалистического типов творчества, синтез разнообразных стилей модернизма, тесная связь модернизма с национальным, социальным жизнью.