Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Нестандартные уроки по украинской литературе

Тема урока. "ВЕСНЫ РОЗСПІВАНОЇ КНЯЗЬ... " (По поэзии Богдана-Игоря Антонича)

Цель урока: ознакомить учащихся с фигурой Б.-И. Антонича, его жизненным и творческим путем, особенностями поэтических произведений; способствовать розвитко-ви речи девятиклассников, их творческих способностей, умения анализировать стихотворения, выражать собственные мысли и собственную оценку прочитанного; средствами поэзии воспитывать у школьников любовь к прекрасному, стремление к самосовершенствованию и гармоничных отношений с людьми и окружающим миром.

Оборудование. Портрет поэта, стенд "Изучаем творчество Б.-И. Антонича", выставка произведений, анкеты образов, "Литературоведческая справка", "Толковый словарик к уроку" (на партах у каждой группы), листочки-задания, листочки-отметки.

Ход урока

Учитель (на фоне лирической мелодии). Он вырос из ветки дерева. Ходил по земле, положив руку на ветер. Во второй руке держал зонт неба. А на плече у него было солнце. У него была сестра ... Лиса. У него был брат ... ученый Лис. У него было много друзей - все звери и растения. Он слышал шепот травы, собирал в ладони росяний грусть кленов и искал ключи от весны. А когда находил, шел к трактиру, которая была на Луне, и напивался ее вволю. Хмелов от нее. Он был князем...

Еще горы курятся от снега, семь стрел как будто семь песен, и юноши поздравляет день окрыленный наименованием: Игорь.

Горят скрипки в свадебном ворот, на ней стобарвний флаг дня. Иду в восторге и исступлении, весны розспіваної князь.

"Князь".

Об этом "князя розспіваної весны" мы и будем говорить на сегодняшнем уроке. Напьемся солнца и красоты с его великолепных стихов.

(Ученики записывают тему урока.)

Учитель. Кто же такой Богдан-Игорь Антоныч? Вы проработали литературу о нем, ознакомились с материалами выставки и сможете легко ответить на вопрос. За правильные ответы (класс работает в трех группах) получите зеленые листочки, которые прикріплюватимете до дерева, нарисованного на листах, что на ваших партах. В конце урока увидим, на чьем дереве распустилось больше листочков.

(Группы отвечают поочередно.)

1. Где и когда родился Бы.-И. Антоныч?

2. Где получил начальное образование?

3. Где учился позже?

4. Чем увлекался в юности?

5. Когда вышла его первая сборка и как она называлась?

6. Когда появился второй сборник поэта и какое название она имела?

7. Какие еще сборки Богдана-Игоря Антонича увидели свет в 1933-1937 годах?

8. Объясните лексическое значение слова "ротация". (Если учащиеся не могут дать ответ на данный вопрос - обращаются к "Литературоведческой справки".)

9. Почему стихи Б.-И. Антонича называют модерністичними?

10. Какие литературоведческие статьи и книги о поэте вы знаете?

11. Кто является автором предисловия к книге стихов Богдана-Игоря Антонича "Великая гармония"?

12. Когда и почему умер поэт?

Учитель. Произносим слово "Антоныч" - и у нас сразу возникают особые ассоциации. Попробуем составить "ассоциативное гроздь".

(Ученики выполняют задание, затем зачитывают написанное.)

Учитель. Вы прочитали много стихов поэта о красоте окружающего мира и природы. (Учащимся было предложено прочитать стихотворения "Первый снег ", "Ранний ветер", "Рюмки", "Рассвет", "Клены", "До весны", "Зеленая Евангелия", "Лес", "Ночь", "Утро", "Чудо", "Вещий дуб", "Черемушки", "Забытая земля", "Черемуховый стихотворение", "Калина", "Зима", "Весна", "Вишни", "Вечер", "Молитва", "Князь ", "Автопортрет ".)

На зеленых листочках (на доске написаны строки из стихотворений - по две цитаты из одного стихотворения. Но они размещены не по порядку. Попробуйте найти пару - цитаты из одного произведения - и указать название стихотворения.

1. Моя страна звездная, библейская и пышная...

2. Ручьи полощут серебро тишине, в росе купается трава.

3. Получается месяц до дубравы писать элегии на пнях...

4. И буквы, словно звезды, светящие в раскрытой книге на столе...

5. Стол обрастает буйным листьями, и вместе с креслом я уже куст...

6. Снег зеленеет в свете ночи, снег блакитніє в свете дня.

7. Только дуб один сквозь белое море, дельфин растительный вдаль плывет...

8. Где вечера из Евангелия, где рассветы, где небо солнцем привалило белые деревни...

Учитель. А теперь поговорим о эти стихи подробнее. Сначала - "Поэтический вернисаж" - чтение стихов наизусть.

(Ученики читают стихи на фоне лирических мелодий.)

Учитель. Следующая задача - анализ стихотворений Б.-И. Антонича. У меня на листочках - названия стихов. Вытащите по одному (каждая группа) для художественного анализа.

(Минуту-две учащиеся готовятся, а потом предлагают художественный анализ стихотворений.)

Учитель. Мир стихов Богдана-Игоря Антонича очень заселен. Какие же образы встречаем в его стихах? (Солнце, весна, день, ночь, рассвет, вечер, ветер, дуб, клен, луна, звезды и т. д.) Я раздаю вам анкеты, которые вы сейчас заполните. Чью анкету вам придется заполнять, мы узнаем, когда вы возьмете один из листочков, на обратной стороне которых написаны названия образов.

(Ученики работают над анкетами, затем зачитывают их. Учитель, как домашнее задание, предлагает написать анкету лирического героя стихов Б.-И. Антонича.)

Учитель. Прочитав поэзии Богдана-Игоря Антонича, вы, видимо, посмотрели на мир другими глазами, увидели больше, ощутили сильнее. Вам, наверное, и самим захотелось писать стихи о весне, что за окном, о солнце, о дожде, о ветре... Попробуйте это сделать. Составляем сенкани. Ключевое слово - любое из тех, что мы называли.

(Ученики составляют сенкани и зачитывают их. После этого демонстрируют всем свои "деревья", определяют, на котором из них "распустились" больше всего листиков.)

Учитель. Завершается наш урок, и я бы хотела спросить, что с него запечатлелось в ваших сердцах. (Ответы учащихся.) Сегодня мы причастились сонцесяйною поэзии Богдана-Игоря Антонича, его любовью ко всему живому. Для нас он остановил в своем слове миг и запечатлел вечность. Уміймо увидеть ее и прикоснуться к ней сердцем и душой.

Красные клены и серебряные клены, над кленами весна и ветер. Дочасності краса незглибна, неужели же тебе не пьянеть?

Я, солнцу жизнь продав за сто червонцев безумие, захваченный язычник всегда, поэт весеннего похмелья.

"Автопортрет "

Анкета образа

1. Какой? Какая? Какое?

2. С чем ассоциируется?

3. С чем можно сравнить?

4. Что делает? Что с ним делается?

5. Как выполняется действие?

6. Где выполняется действие?

7. Когда выполняется действие?

8. Почему это происходит?

9. Какой вывод можно сделать о

10. Нравится ли вам такой образ? Если да, то чем?

Литература.

1. Антонин Бы.-И. Великая гармония. Модернистская поэзия XX вв.: Для ст. шк. возраста/ Сост., передм., прим. Д.В. Павлычко. - К.: Радуга, 2003. - 350 с.

2. Ильницкий Н.Н. Богдан-Игорь Антонич: Очерк жизни и творчества. - К.: Сов. писатель, 1991. - 207 с.

3. Козий Д. Трояке источник творческого вдохновения Б.-И. Антонича //Слово. - Эдмонтон, 1970.

4. Драч И. Духовный меч. - К., 1983.

5. Антонич Б.-И . Растет малец, словно куст калины /Сост. Дмитрия Павлычко; Послесловие Ивана Малковича. - К.: Радуга, 1990.