3.2. Урок-встреча с поэзией
На уроках литературы, посвященных изучению поэтических произведений, учитель должен заботиться, чтобы учащиеся не только овладевали литературный материал, но и развивали творческое мышление, углублялись в атмосферу поиска. Поэтому следует подбирать такие задания, которые бы стимулировали активность школьников, способствовали развитию творческих способностей.
Не и выразительное чтение поэтических произведений, которое способствует проникновению в мир изображаемого, открытию красоты и силы художественного слова, развитию художественных вкусов учащихся; и составление "ассоциативных паутинок" и "анкет образа", что развивает ассоциативное мышление, которое ведет к мышлению диалектически-понятийного. Надо отметить, что, предлагая такие задания ученикам, учитель должен предусмотреть соответствующую последовательность действий, выполнение которых вело бы от восприятия и ощущений к представлениям и понятиям:
- знакомство с образом или словом;
- наблюдения над ним;
- определение важнейших признаков и свойств;
- место в ряду других - подобных или разных - образов, слов;
- анализ выделенных признаков, связей;
- выделение и систематизация среди них общих и индивидуальных;
- применение образа, слова в других условиях, относительно других объектов, которые характеризуются такими же или подобными свойствами или признаками.
На уроках, посвященных изучению поэтических произведений, целесообразно использовать музыку, песни. Это усиливает восприятие услышанного, прочитанного, вызывает у школьников переживания, наслаждение от прекрасного, желание творить самому.