УРОК 3
Тема. Семейно-бытовые песни "Солнце низенько, вечер близенько", "В конце плотины шумят ивы", "За огородом утки плывут", "свети, Свети", "Лугом иду, коня веду". Культ романтизированных чувств, сентиментальный пафос, традиционная символика. ТЛ: Углубление знаний по поэтики народной песни.
Цель: проанализировать тексты и мелодии песен "Солнце низенько, вечер близенько", "В конце плотины шумят ивы", "За огородом утки плывут", "свети, Свети", "Лугом иду, коня веду", определить их мотивы, тематику, художественно-поэтические средства, в частности, образы-символы. Углубить понятие о поэтику народной песни, показать ее особенности, воспитывать высокие эстетические вкусы, любовь к украинским песням.
Оборудование: выставка изданий семейно-бытовых песен; видео - и фонозаписи исполнение песен о любви; репродукции картин украинских художников, таблица "Основные особенности народных песен".
Межпредметные связи: изобразительное искусство: И. Соколов "С базара", Г. Пимоненко, "Соперницы", "Святочное гадание", С. Васильковский "А что иметь скажут"; музыкальное искусство: музыка М. Лысенко в украинских народных песен.
Если для мира украинская песня является диковинкой искусства, то для нас она не только эстетическая категория, но и хлеб и память, источник жизни, основа национального сознания.
Д. Павлычко
Ход урока
И. Мобилизация внимания учащихся. Мотивация учебной деятельности.
1. Прослушивание стихотворения Ярослава Аиста "Украинской народной песни".
Эта неба ясна, необъятная синь,
Языков песни моего народа ширь...
и более глубокого в мире нет океана,
Чем песни народной настоящая глубь.
Это и незаиленный, чиста криниця,
С которой нам пить и не напиться,
Под звуки бандуры кобзарский пение несется,
Будто с нами говорит душа Украины.
2. Слово учителя.
- По свидетельству зарубежных ученых, украинская песня - одна из самых богатых по количеству известных создателей, так и по поэтической и музыкальной совершенством. Известный украинский ученый Г. Скука в монографии "Украинская песня в мире" (1989 г.) собрал и тщательно проанализировал то, как воспринимали и изучали украинские песни в разных странах мира.
По его данным, в настоящее время уже собрано около двадцати тысяч украинских песен с мелодиями; что же до текстов, то их сотни тысяч. Ученый отметил: "Если подчеркивать вклад украинского народа в мировую культуру, то песня и дума - самые заметные дары, принесенные нами во всечеловеческую духовную сокровищницу ".
II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.
1. Выразительное чтение учащимися изученных наизусть народных песен.
2. Работа в группах.
Ученики объединяются в группы и анализируют одну из песен ("Солнце низенько, вечер близенько", "В конце плотины, шумят ивы", "За огородом утки плывут", "свети, Свети", "Лугом иду, коня веду"), определяя их мотивы, тематику, художественно-поэтические средства, в частности, образы-символы.
(Материал для учителя.
Народная песня "Солнце низенько " воспевает любовь парня и девушки, которые ждут вечера, чтобы встретиться. Главное в отношениях молодых людей - верность и честность, нежность. Парень называет девушку "мое сердечко", девушка - "мой голубочку". их чувства такие глубокие, что влюбленные не представляют себе жизни друг без друга. В песне есть характерные возгласы, ласкательно-уменьшительные слова и другие средства выразительности.
Народная песня "В конце плотины шумят ивы... " рисует трогательную картину, как молодая девушка полюбила казака, а тот "поехал за Десну" выполнять свой воинский долг. Служба у казака тяжелая, опасная - не вернулся казак, как обещал, а девушка грустит, плачет, переживает, ей всякое "дело не мило". Девушка трудолюбивая, моторная - и ивы посадила, чтобы закрепить плотину, и выращивает огурчики, а судьба неблагосклонно отнеслась - не прислала того, кто сердцу мил. Песня мелодичная, эмоциональная, с повторами и окличними предложениями, с параллельным изображением картин природы и явлений человеческой жизни.
Семейно-бытовая песня "За огородом утки плывут " построена на противопоставлении и диалоге парня и девушки. Народная мораль утверждает мысль о том, что пару себе надо выбирать по любви, а не за богатство, состояние. Хотя каждая мать хочет для сына "королевны", а себе богатой невестки, сын прислушивается к своему сердцу и сватает дочь бедной вдовы, ибо "зачем мне во дворе волы и коровы, как не будет в моем доме любой беседы!" Песня немного задиристая, с употреблением приема параллелизма ("утки плывут - нищие замуж идут, утята крячуть - богатые плачут").
Песня "Миры, миры місяченьку..." изображает классический "любовный треугольник" - девушка любит парня, а тот находит себе другую. Девушка напоминает об их искренние ранее отношения, о том, что "и сухие дубы цвели", а затем и "зеленые завяли", как влюбленные расстались. Она готова птичкой стать, чтобы прилететь к милому на разговор, и корит тех, кто их разлучил, намекая, что на чужом несчастье своего счастья не построишь. Диалоги, повторы, поэтический параллелизм и другие средства выразительности делают произведение художественно совершенным.
Шуточная песня "Лугом иду, коня веду " построена в форме диалога девушки, к которой казак ухаживал, и переборчивого казака. Казак не против свататься, но хочет более богатой девушки, несмотря на то, что сам "ленивый". Пока перебирал, молоденькая девушка вышла замуж, а казак постарел неженатым.
В песне употребленный прием параллелизма, сказочные присказки, колоритные сравнения, которые раскрывают главную мысль произведения - выбирают пару не для обогащения кармана, а для обогащения души, для утешения сердца, а кто перебирает, остается ни с чем).
3. Выступления представителей групп.
4. Творческое задание.
- Рассмотрите репродукции картин "С базара" И. Соколова, "Соперницы" и "Святочное гадание" М. Пимоненко, "А что иметь скажут" С. Васильковского и определите, к каким именно из анализируемых песен они могут служить иллюстрациями.
5. Проблемный вопрос.
- Как вы считаете, что играет в песни более важную роль - слова или мелодия? Аргументируйте свой ответ.
6. Объяснение учителя с использованием таблицы "Основные особенности народных песен".
(Справка.
Основные особенности народных песен:
• выражение чувств, переживаний, настроений, размышлений;
• краткое сообщение об обстоятельствах, которые их вызвали, элементы описаний;
• высокая поэтичность языка;
• соответствие мелодии словесному тексту;
• грустная стихотворная форма;
• наличие нерифмованных строк;
• выполнение пением;
• одновременное возникновение слов и мелодии;
• устное распространение и хранение;
• вариантность текста и мелодии;
• малый объем. (По А. Бандурой и Г. Бандурой).
Пожалуй, редко можно найти человека, который бы не восхищался украинской народной песней. Чем же она так привлекает слушателей?
Прежде всего, своим особым поэтическим языком и краткой, меткой, образной.
Например:
Из-за горы, из-за кручи
Буйное войско выступает.
После прочтения этих коротких строк в нашем воображении возникает крутая гора, из-за которой выступает большое войско, сверкает оружие, слышится ржание лошадей и стук копыт.
Поэтичность песен достигается с помощью таких художественных средств, как эпитеты, сравнения, гипербола, ласкательные слова. Часто в песнях отдельные высказывания повторяются. Нередко отдельные строчки поются дважды.
Такие повторы помогают яснее выразить главную мысль, усиливают мелодичность песен, делают их построение слаженной и стройной.
Неповторимая красота песни в единстве слова и мелодии.
Сам язык песни стихотворная, ритмическая, а потому очень благозвучное. Эта звучность усиливается еще и мелодией.
Если мелодия - крылья песни, то для их взлета нужна идейно-эмоциональная наснаженість слова.
Следовательно, такие особенности песни, как лаконизм, стабильность размера, ритмичность, использование разнообразных художественных средств, создающих высокую поэтичность языка, мелодичность и соответствие содержания мелодии песни, широкий диапазон отображаемых настроений, искренность чувств - все это обеспечило народным песням непременный успех.
Народная песня живет веками и будет жить в народе, вдохновляя даже профессиональных деятелей искусства на творчество).
7. Познавательное задание.
- Как называется наука, изучающая народные песни? Что вам известно о собирателей и издателей украинского песенного наследия?
(Материал для учителя. Одной из первых сборников украинского народного творчества была сборка, изданная в 1819 году в Петербурге М.А. Цертелєвим (Церетели), - "Опыт собрания старинных малороссийских песен".
Позже, в 1827 году, в Москве известный ученый Михаил Максимович издал сборник "Малороссийские песни", которым, собственно, и началась украинская фольклористика как наука.
В сборнике было подано около 130 общественно-бытовых и исторических песенных текстов. Впоследствии М. Максимович издал еще два сборника - "Украинские народные песни" (1834), где публикует свои произведения по циклам - песни "военные", "бурлацькі", "чумацкие" и другие, и "Сборник украинских песен" (1849). Стоит отметить, что в сборник 1834 года Максимович издал нотное приложение, который содержал мелодии 25 песен, гармонизированный известным российским композитором А. Аляб'євим. В течение всей своей сознательной жизни занимался сбором и обработкой народных песен Н.В. Лысенко.
Интерес к народной музыке возникает в М. Лысенко еще в детстве. Потом, в гимназии и университете, он углубляется. Лысенко записывает фольклор, изучает его, научно подходя к народной мелодии и слов, стремится точно зафиксировать интонационное строение, ритм и музыкальную форму.
Он по праву считается одним из выдающихся музыкальных ученых-фольклористов дооктябрьского времени.
Фольклорные образцы М. Лысенко сгруппировал по жанрам и публиковал отдельными выпусками. Вышли в свет семь выпусков, по 40 песен в каждом, для голоса с сопровождением фортепиано (года выхода- 1868, 1869, 1876, 1887, 1892, 1885, 1911), тринадцать хоровых десятков(1886, 1887, 1889, 1891, 1892, 1897-1898 - два выпуска, 1908 - два выпуска, 1909 - два выпуски, последний выпуск остался в рукописи). Кроме того, было напечатано пять выпусков обрядовые песни (два сборника "Веснушек", "Купальская дело", "Колядки и щедривки", "Свадьба", 1896-1903гг., сборка танков и веснушек "Молодость", 1876 г.) и "Сборник украинских народных песен в хоровом раскладе, приспособленных для учащихся младшего и підстаршого среднего возраста в народных школах", 1908 г.). В целом Лысенко фольклорные сборники (всего более 600 образцов) охватывают почти все песенные жанры.
Среди выдающихся деятелей культуры, фольклористов, писателей и литературоведов, которые собирали и изучали украинские народные песни, были также И. Франко, О. Потебня, Д. Яворницкий, А. Дей, И. Гурин, Г. Скука и другие.
И самым полным сводом украинской исторической песенности не только для своего времени, но и сегодня, особенно в плане подбора материала и его научного комментирования, был подготовлен М. Драгомановым вместе с В. Антоновичем двухтомник "Исторические песни малорусского народа" (1874-1875 гг.)
Если останется время, можно предложить ученикам прослушать фонозаписи семейно-бытовых песен или спеть их самим.
III. Подведение итогов.
IV. Домашнее задание.
Повторите выученные наизусть семейно-бытовые песни. Дайте письменный ответ на вопрос: "Чем привлекает украинская народная песня современную молодежь?"