Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 9 класс

УРОК 4

 

Тема: Свадьба - один из ведущих жанров семейного творчества. Основные этапы свадьбы и их песенное сопровождение. Свадебные песни "До бора, дружечки, к бору, "А брат сестрицу и расплетает", "Развей, сосна, семьсот цветков", "Летят галочки утри строчки", "Ой матушка, и не теряй меня". Эстетическая специфика свадебной песни как обрядовой.

Цель: ознакомить учащихся с обрядом украинской свадьбы; научить читать свадебные песни; анализировать их, обращая внимание на мотивы, настроение, художественные средства; формировать понимание значения сохранения обычаев и традиций своего народа.

Оборудование: выставка изданий свадебных песен; видео - и фонозаписи свадьбы, свадебных песен.

Межпредметные связи: изобразительное искусство: К. Трутовський, "Свадебный выкуп", В. Маковский, "девичник", И. Соколов, "Свадьба".

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.

1. Выразительное чтение учащимися наизусть семейно-бытовых песен.

2. "Отсрочка ответ".

Бывали ли вы на настоящей свадьбе - с обрядами, свадебными песнями, сватами, боярами, песенными и разговорными диалогами? Если нет, то о том, как происходит украинское свадьбы, вы узнаете на сегодняшнем уроке.

II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. Объяснение учителя (его может сопровождать видеофильм).

Свадебный обряд в разных регионах Украины имеет свои особенности. Он отражает мировоззрение и мораль трудового народа, семейные и общественные отношения. Обряд сопровождается свадебными песнями, диалогами, сценками.

Справляли свадьбу чаще всего осенью, по окончании полевых работ. Постоянный состав действующих лиц: жених, невеста, их родители, бояре, сваты, свидетели, свидетельницы, музыки, и др. Свадебное действо делилось на акты (их количество не одинакова в разных регионах Украины).

Этапы народной драмы "Свадьба".

• Помолвка - происходили задолго до сватовства (месяца за два-три). Парень, условившись с девушкой, извещал об этом родителей и, в случае их согласия, шел с родным отцом в ее семью. Когда родители девушки соглашались, назначался день сватовства.

Смотрины (является необязательным актом свадьба) - знакомство со всеми членами семьи зарученого, осмотр их хозяйства, назначение дня сватовства.

Сватовство - приход сватов к молодой, чтобы получить ее согласие на брак. Если сваты приходили без предварительной договоренности между молодоженами и получали отказ, им подносили рюмку, а молодому - печеную или сырую тыкву; это считалось большим позором и для сватов, и для парня.

Каравай - выпекание свадебного каравая осуществляли от трех до семи уважаемых в селе молодых женщин, которые жили в ладу со своими мужчинами (элемент магического действа). Работой руководил старший сват. Каравай символизировал здоровье, достаток, зичилися будущей семье.

Гильце - символизировало создание семьи. В субботу молодая со старшей дружкой созвали подруг и свах выть веточку. Срезанную ветку плодового дерева украшали пахучим ветками, цветами, лентами, монетами. Готовое втыкали в свежеиспеченную буханку, и оно стояло на столе в течение всей свадьбы.

Девичник - прощание невесты с девичеством. Все подруги собирались в доме невесты в субботу вечером, во троистые музыки пели песни, в которых славили девичью красоту, молодость, вольготная жизнь, высказывали сожаление по поводу расставания с родителями.

Именно свадьбы, которое проходило в несколько этапов:

1. Утром в воскресенье молодую готовили к браку (брат розплітав косу и мазал ее медом (чтобы голова не болела и было сладкая жизнь), дружки украшали ее лентами, монетами, вкладывали чеснок (оберег), надевали венок, убирали в лучшую одежду..

2. Приход молодого, наступание на полотенце (чтобы жизненная дорога была длинная и гладкая).

3. Венчание в церкви.

4. Обряд встречи молодых (родители с хлебом и солью). Мать, одетая в вывернутый кожух, стоя на пороге, осыпала молодых зерном, смешанным с орехами, семечками, конфетами, монетами (чтобы был достаток).

5. Заведя в дом, молодых сажали на должностей (место под божницей) на вывернутый кожух. По правую руку от молодого садился его род, по левую от молодой ее род.

6. После зажигания свечи начиналось угощение. Пелись шуточные песни под каждое блюдо, происходили перепевы между хорами.

7. После обеда сват подавал молодым платок или полотенце, уголки которых они брались, и выводил во двор, за ними - все присутствуют. Начинались танцы.

8. Прощание невесты с родителями - самый драматичный момент свадьбы.

Кладовая - помещение, где заранее приготовлена для молодых постель. Этот обычай был важным для воспитания у молодежи высокой нравственности. Если оказывалось, что молодая "нечестная", она должна была терпеть издевательства и побои. Стыдили и ее родителей.

Покрытие - в понедельник утром дружки снимали с невесты венок и ленты и отдавали младшей сестре или родственнице; водкой промывали косу (чтобы никакие болезни не цеплялись), заплетали без лент, надевали чепец.

Перезва - весь род молодого направлялся также в новых сватов.

Цыганщина (в некоторых местностях) - во вторник все гости сходились к дому молодого, наряжались цыганами, гадалками и вместе с песнями обходили родственников. (См. также приложение к уроку 4).

2. Работа в группах.

Ученики объединяются в группы, каждая из которых самостоятельно (при необходимости - с помощью учителя) читает и анализирует одну из свадебных песен ("К бору, дружечки, к бору", "А брат сестрицу и расплетает", "Развей, сосна, семьсот цветков", "Летят галочки в три строчки", "Ой матушка, и не теряй меня") по таким ориентировочным планом:

1. Выразительное чтение текста песни.

2. Какие мысли и чувства вызывает произведение?

3. Каким настроением он проникнут?

4. Во время какого этапа свадьбы исполняется песня?

5. Назовите художественные средства, принятые в песне.

3. Выступления представителей групп.

(Материал для учителя.

А брат сестрицу и расплетает.

Все рожу вспоминает.

- Не уходи, сестрица молодая, замуж,

Еще и рожа процветает.

- Все же мне, брат, розы не рвать,

Барвинка не щипать.

А душистого и васильочка

В ручках не вялить.

А с крещатого и барвіночку

Не ходить в веночке.

Только до замужества девушка могла ходить без платка, головного убора, с косой и венком с лентами. Во время свадьбы младший брат розплітав косу сестре. При этом пелись песни. Брат сожалел, что не будет теперь около старшей подруги и защитницы, сестра беспокоилась, как ей живется в новой семье, с мужем.

К бору, дружбонько, до бора

И руби же здоровую сосну,

И руби же ее на замет,

Славное наше гіллячко на весь мир.

Гильце-деревце из ели,

Из красной калины,

Из крещатого барвинка,

Из душистого васильку.

Во время свадебного действа существовал обряд украшения ветки (ветви дерева). Выбирали вечнозеленое дерево (сосну, ель) как символ здоровья, красоты и долголетия, торжественно, с песнями украшали его калиной, барвинком, васильками. Делали это дружбоньки (дружбы) - нынешние свидетели.

Развей, сосна, семьсот цветков, рано-рано,

Развей,«сосны, семьсот цветков, и ранехонько.

Всем буярам по цветочку, рано-рано.

Всем буярам по цветочку, и ранехонько.

А Ивану не стало цветка, рано-рано,

А Ивану не стало цветка, и ранехонько.

У него цветок - Маша-девка, рано-рано,

У него цветок - Маша-девка, та ранесенько.

По обычаю боярам (буярам в песне) - друзьям молодого - цепляли цветки на одежду. У всех красивые цветы, а у молодого Ивана (здесь подставлялось имя жениха) цветок лучшая - это его молодая. Обряд изготовления цветков или букетиков, прикалывания их сопровождался песней.

И вариант.

Летят галочки в три строчки,

А зозуля впереди.

Все галочки по лужайке сели,

А кукушка на калине.

Все галочки по лужайке сели,

А кукушка на калине.

Все галочки защебетали,

А кукушка закуковала.

- Ой чего ты куешь, чего жалуєш,

- Сивая зозуленько?

Жалко тебе темного луга,

Или горькой калины?

- Не жаль мне ни темного луга,

- Ни горькой калины,

И жалко мне політаннячка,

Раннего куваннячка.

И идут дружечки в три строчки,

Галочка впереди.

И все дружечки по рядам сели,

А Галочка на посту.

Все дружечки на скамьях сели,

А Галочка на посту.

Все дружечки и спели,

А Галочка заплакала.

- Ой чего плачешь, чего жалуєш,

- Молодая Галочка?

Жалко тебе своего батюшку.

Или дворики его?

- Не жаль мне батюшку своего,

- Нет дворика его,

И сожалению дівуваннячка,

Дівоцького вбраннячка.

II вариант.

Летят галочки в три строчки,

Зозуля впереди.

А все галочки защебетали,

Кукушка закуковала.

Идут дружечки в три строчки,

Марийка впереди.

А все дружечки на скамьях сели,

Марийка на посту.

А все дружечки и спели,

Марийка заплакала.

- Ой чего плачешь, чего жалуєш,

Молодая Марієчко?

Ой жалко тебе старого отца,

Или дворики его?

- Ой не жаль мне ни старого отца,

Ни дворика его,

Только жаль мне русой косы

И девичьей красоты.

Девки гуляют, косичками имеют,

А меня не принимают.

На девичник собирались подруги невесты и провожали ее девство, когда она могла погулять, пойти на вечеринку, когда не имела особых забот и хлопот в отцовской хате. В песне "Летят галочки в три строчки" обычно вместо "Мариечки" или "Галочки" подставляют имя молодой. Свадебная песня построена в форме диалога между подружками и невестой.

Ой матушка, и не теряй меня,

В дороженьку виряджай меня.

Потому что уже ночка и темненькая,

Доріженька и далекая,

Ехать лесом и все коренистим,

Ехать путем и все каменистым.

Чтобы с дорожки не зблудитися,

Дівчиноньки не потеряться.

Когда жених забирал невесту к себе домой, снаряжали "свадебный поезд" и пели соответствующие песни, как "Ой матушка, и не теряй меня" (не теряй - не задерживай). Девушка просит мать, которая все не может расстаться с дочерью (ведь она навсегда переходит в другую семью), чтобы и ее не задерживала, говоря, что дорога тяжелая и опасная. На самом же деле с этим свадебным действом было связано много примет, "свадебный поезд" всячески оберегали от "нечистой силы", недоброжелательного взгляда.

4. Ученическое сообщение "Образ украинской свадьбы в изобразительном искусстве".

(Ориентировочный материал для сообщения.

В украинском изобразительном искусстве отражение традиционной обрядности и народной звичаєвості составляет достаточно весомый пласт художественных произведений. Одной из наиболее популярных в этом плане тем является украинская свадьба как образец комплексного сочетания нескольких видов искусства (драматического, песенного, музыкального, декоративно-прикладного).

Этот семейно-бытовой обряд как своеобразное коллективное праздник привлекал внимание многих художников своей композиционной силой, разнообразием фольклорного звучания, разнообразием и образностью эстетического воплощения.

Несмотря на существование локальных особенностей в регионах Украины, свадебный обряд имел много общих черт. Прежде всего, содержательность и последовательность отдельных ритуалов. Первым из них было сватовство (помолвку, обручение, договор), которое происходило за несколько дней или недель до свадьбы. Если при сватовстве родители невесты давали положительный ответ, девушка выносила сватам вышитые полотенца, которыми они перевязывали друг друга через плечо. Если отказывали, то вместо полотенец красноречиво дарили тыквы.

Не все из известных ритуалов украинской свадьбы стали объектом отражения в художественных произведениях, но такой из них, как сватовство, привлек внимание многих художников ("Старосты" Т.Г. Шевченко, "Сваты" М.К. Пимоненко, "Сватовство" М.А. Приймаченко, "Сватовство" И.С. Ижакевича).

После сватовства, накануне свадьбы, выпекали свадебный каравай - важнейший атрибут этого семейного праздника. Его выпекали ("бгали") в пятницу, накануне свадьбы, женщины-каравайницы. Нередко каравай становился настоящим произведением искусства, ведь его декорировали выпеченными из теста птицами, цветами, "шишками", а также праздничными свечами и разноцветными лентами. Его достоверное и поэтическое изображение можно увидеть в картине "Свадебный каравай" В.И. Патыка.

В субботу, перед свадьбой, устраивалось своеобразное прощание молодых с девичьей и парубоцькою свободой. Друзья и подруги невесты и жениха собирались отдельно (вечорини, підвесілок, жены). У молодой это действо называлось девичник. Оно отмечалось особенно проникновенно и лирично. Подружки плели свадебный венок и заквітчували веточку (ритуальное свадебное деревце). Обычай украшения девушек венками из цветов мастерски воспроизвел в своем художественном произведении "Одевают венок" Т.К. Трутовський. Далее, в воскресенье утром, собственно, и начиналась свадьба. В соответствии одевали невесту, о чем красноречиво рассказал в картине "Невеста" Ф.Т. Кричевский. Потом в семье невесты встречали жениха. Пара становилась на свадебный рушник и просила у родителей благословения. После этого свадебным поездом (вся свадебная процессия) молодые ехали в церковь венчаться. После венчания молодые супруги направлялось в семьи родителей жениха, где их снова на свадебном рушнике встречали с хлебом-солью, поздравлениями и пожеланиями долгих лет жизни и счастливой судьбы. На удивление внятно и убедительно о обычай свадебного выкупа невесты перед прибытием в дом ее возлюбленного рассказал в широкомасштабном холсте "Свадебный выкуп" К.О. Трутовський.

Современную интерпретацию украинской свадьбы ярко представляет в своем творчестве "Свадьба" Т.Н. Яблонская.

Зачастую заканчивалось свадьба в воскресенье вечером или поздно ночью еще одним выкупом невесты, вручением подарков и распределением свадебного каравая.

В понедельник, после свадьбы, обычно происходили так называемые митвини и свадебный завтрак. Именно повесільний понедельничный утро колоритно изобразил в произведении "Свадьба" 1.1. Соколов.

Следовательно, можно сделать вывод о несомненной значимости произведений украинского изобразительного искусства в освещении и последующем сохранении свадебного обряда как важной составляющей нашего культурного наследия. (По С.В. Коновец).

5. Творческое задание.

Рассмотрите репродукции картин К. Трутовского "Свадебный выкуп", В. Маковского "девичник", И. Соколова "Свадьба" и опишите, что на них изображено.

(Например, на картине К. Трутовского "Свадебный выкуп "с большим знанием крестьянских обрядов показан момент выкупа невесты. "Перезва " из нескольких подвод остановилась на окраине села. Дети и взрослые со всех сторон спешат к месту главного события. В центре картины сват в праздничной одежде и казак, что требует традиционный выкуп. Невеста в белой рубашке, в окружении подруг, наблюдает сцену выкупа. На переднем плане девочка с кувшином и решетом, забыв о поручении, смотрит на главных действующих лиц. Резкий контраст солнечного блеска и серой завесы дождя дополняет красоту народного обычая).

6. Заключительное слово учителя.

- В письме к Ольге Рошкевич, датированном 1879 годом, Иван Франко так написал о украинское народное свадьбу: "Сколько здесь чудесных образов ... сколько чувств, сколько гениальных сравнений, сколько глубоко старинных споминок и кусками, составляют ценный материал социологический, этнологический, языковый. А сколько здоровых, ясных и правдиво человеческих взглядов на жизнь! С какой теплотой воспетая судьба женщины перед ее браком и браке! Какими широкими чертами обрисован состояние народа, что был когда-то в глубокой древности! Мне слов не становится на похвалу той эпопеи крестьянской жизни".

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

Подготовьте инсценировку элементов народного свадьбы по произведениям украинских писателей (Г. Квінси-Основьяненко, И. Котляревского, Т. Шевченко, Марко Вовчок, П. Кулиша, М. Стельмаха, В. Самчука и др.).

 

 

Приложение к уроку 4

О. М. Бандура

ЗНАКОМСТВО ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ С НАРОДНОЙ ДРАМОЙ

... Величественной народной драмой была свадьба, которому всегда придавалось серьезного и более важное значение, чем венчанию в церкви. Оно составляло не только новый этап в жизни молодых, а имело и большое общественное значение как одна из мер продолжения жизни нации, роста могущества народа, утверждение его среди других народов. В то же время свадьба была важной составляющей национальной культуры. В нем отражались мировоззрение, мораль, поэтические представления, музыкальные и артистические способности, богатство фантазии трудового народа. В традиционном украинском свадьбе обряды сочетались с драматическими действами, песенными и разговорными партиями, музыкой, играми.

Справляли его чаще всего осенью, по окончании полевых работ, когда в крестьянской избе были самые большие достатки, ведь это семейный праздник требовало больших затрат.

В разных регионах Украины в сюжете свадьбы есть много как общих моментов, так и значительных отличий.

Как и каждый драматическое произведение, свадьба имела постоянный состав действующих лиц: жених и невеста, их родители и "челядь" (участники и гости). Каждый участник должен был хорошо знать свою роль: что и когда делать, говорить, петь. При этом наряду с устоявшимися словесными стереотипами и драматическими действами происходили также импровизации. В селах всегда были знатоки свадебного ритуала, исполнители определенных ролей. Без них не происходили никакие свадебные торжества.

Родители брачной пары проявляли внимание и уважение к участникам свадьбы и гостей, любовь и забота молодоженов; мать невесты на свадьбе ходила грустная (чтобы не подумали, будто она рада избавиться от дочери), плакала при выполнении некоторых узаконенных обычаем обрядов. Молодая, пока была дома, имела грустить, плакать, чем проявляла любовь и уважение к своим родителям, благодарность им. В доме жениха, наоборот, она должна была испытывать радость, удовольствие, чтобы не разгневать свекра и свекровь. Молодой также проявлял уважение к родителям, был приветливым к гостям, ко всем участникам действа. Бояре (дружбы) всегда и во всем поддерживали его, защищали в случае необходимости; старший боярин вместе со сватами (от молодой и молодого) распоряжался на свадьбе. Боярами были неженатые парни, а сватами - степенные и почтенные пожилые люди, которые умели дать всем порядок, рассмешить присутствующих остроумным словом, веселой выдумкой. Свахи (свахи) со стороны обоих родов - замужние женщины - плели венки, одевали веточку, лепили каравай, пели. Старшая светилка зажигала свечу, увитую пахучим зельем, вставляла ее в хлеб на столе или держала в руке во время обеда и ужина, пока старший дружба тушил свечу. Подружки одевали невесту к венцу, ходили с ней приглашать гостей на свадьбу, снимали с невесты венок и ленты во время обряда покрытия. Все участники со стороны молодого, которые помогали виряджати молодую в новую семью, назывались приданками.

Свадебных "чинов" было по несколько человек; старшие из них - ближайшие родственники брачной пары.

Свадьба - величественная народная опера: в нем всегда были три женские хоры (дружок, светильник, свах), в некоторых местностях - один холостяцкий. В хоровых песнях объяснялся смысл и значение каждого обряда, величались молодожены, их родители и слуги. Время между хорами вспыхивали словесные поединки шутливого характера. Между свадебными обрядами хоры пели народные песни разного содержания - застольные, балладные, любовные, казацкие, шуточные, танцевальные и другие, не связанные со свадьбой. Мужчины выполняли, как правило, разговорные монологи и диалоги.

Язык песен и разговорных партий богата на символику, паралелізми, яркие эпитеты и сравнения, ласкательные слова, персонифицированные образы предметов природы, животного и растительного мира. Так, молодая сравнивалась со звездой, ягодкой, ласточкой, солнышком; называлась княгиней, царевной, королівною, барышней. В обращенных к ней песнях звучала и радость по поводу сочетания ее судьбы с любимым, и грусть по привольной девичеством, боль пожизненного развода с родными. Молодого величали князем, царенко, королевичем, господином соколом ясным месяцем.

Свадебные песни исчислении. Известный украинский этнограф и фольклорист П. Чубинский в 1869-1870-х годах записал 1943 свадебные песни, но в народе их, конечно, гораздо больше.

Обязательными участниками свадьбы были также музыки - небольшие оркестры, чаще всего из двух инструментов (скрипка, бубен) или из трех (скрипка, бубен, кларнет или цимбалы). Музыки аккомпанировали хорам, играли до танцев, сопровождали свадебный поезд.

Свадебное действо делилось на акты, количество которых неодинакова в разных регионах Украины. Рассмотрим кратко основные из них.

Помолвка. Они происходили задолго до сватовства - обычно месяца за два-три. Порой родители, исходя из хозяйственных расчетов, заручали детей еще в раннем возрасте. Но чаще всего парень, условившись с девушкой, извещал об этом своих родителей и с родным дядей шел в ее семью договариваться. Когда родители девушки соглашались на брак, то договаривались о время сватовства. (В ряде местностей помолвке происходили после свадьбы). Если парень был из другого села, родители обрученной ехали на смотрины, что является не обязательным, но отдельным актом свадьбы.

Затем происходило сватовство. Оно достаточно подробно описано в повести Г. Квитки-Основьяненко "Маруся", поэтому в статье нет нужды останавливаться на нем.

Подготовка к свадьбе могла длиться от нескольких дней до трех месяцев (иногда больше). В это время в семье обрученной готовили вено (приданое). Обе семьи покупали подарки, резали бычка или поросенка, птицу, пекли много хлеба, готовили разные блюда (их должно быть до двадцати), убирали в доме, впоряджали усадьбу. Молодая с дружками, молодой с боярами, распевая песни соответствующего содержания, ходили по селу и приглашали родственников на свадьбу. Обряд приглашения заключался в том, что, зайдя в дом, помолвлена и жених кланялись хозяевам, целовали их руку и говорили: "Просили отец, просили и мать, и я прошу на мою свадьбу". Те целовали молодоженов в голову, желали счастья и добра, обещали прибыть. Всех участников и гостей бывало 50-60 человек.

Каравай. Для выпекания его приглашалось от трех до семи уважаемых молодых женщин, которые жили со своими мужьями в полном согласии (разведенных и вдов не брали). Караваи пекли в доме и жениха, и невесты. Каравайницы приносили муку, яичка, водку, масло. Работой руководил их старший сват: благословлял месить тесто, вливать в него немного водки, комкать каравай, сажать в печь, вынимать и уносить в кладовку.

Когда тесто было готово, раскатывали лепешку (подошву) диаметром один аршин (75 см), на который друг возле друга лепили различные изделия из теста - шишки, фигуры птиц и животных, цветы, солнце, месяц и т.д. Посередине излагалась самая большая шишка, в которую втыкали две или пять стулених кучу свечей. Запалив их, просили какого-то кудрявого (итак, счастливого) парня вымести печь веником и посадить каравай деревянной лопатой. Вместе с караваем и отдельно выпекали многочисленные изделия из теста. Все этапы изготовления каравая или сдобы сопровождались песнями, в которых славилось муку "из семи домов", вода "из семи колодцев", "семь курок", печь (ее "золотые плечи"). Закончив работу, каравайницы угощались и расходились.

Веточку. В субботу утром молодая со старшей дружкой созвала дружек и свах выть веточку. Все садились за столом, распевая узаконенных обычаем песен, украшали заранее заготовленными цветами, пахучим зельем, лентами, монетами срезанную ветку плодового или хвойного дерева, а на верхушку привязывали букетик из колосьев. Готовое веточку втыкали в свежую буханку, и оно стояло на столе в течение всей свадьбы. Такое же веточку свивали бояре в доме жениха. Обряд украшения веточки символизировал свивки новой семьи. Девушки сплетали также и веночки или букетики цветов, которые затем пришивали к шапкам молодого и бояр.

Девичник - это прощание невесты с девичеством. В субботу вечером все подруги молодой сходились к ее дому. Под троистые музыки они пели песни, в которых славили девичью красоту, молодость, вольготная жизнь, высказывали сожаление по поводу разлуки с родителями, родом. В обращении к матери спрашивали, не надоела ей дочь своими капризами. Если замуж шла сирота, в песнях приглашались на свадьбу ее родители, а они "отвечали", что не могут встать, потому что "сырая земля на грудь навалилась". На свадьбе у сироты были "посажены" (названные) родители - близкие родственники. Молодая посланником передавала молодому свернутую и перевязанную лентами рубашку, которую она сама сшила и вышила. Эту рубашку молодой должен был надеть на свадьбу. В некоторых местностях на девичник приходил и молодой, брал рубашку, а невесте дарил что-то из одежды.

Именно свадьба. В воскресенье утром молодую готовили к браку: брат розплітав и мазал медом косу; дружки украшали ее лентами, монетами, вкладывали чеснок (как оберег от напасти), надевали венок и фата (род фаты), одевали в лучшую одежду. При этом пели о том, что их княгиня очень хорошая, а еще будет счастлива, славили ее жениха.

Приходил молодой, становился с ней на полотенце (чтобы жизненная дорога была длинная и гладкая); просили родителей благословить их. Отец снимал с божницы икону Спаса, мать - Богородицы; трижды крестили ними брачную пару, приговаривая: "Бог благословляет и я благословляю на счастье, на здоровье, на долгие годы".

Молодые шли в церковь венчаться. Все участники свадьбы, распевая песни, шли за ними. Когда возвращались обратно, происходил обряд встречи молодых: родители выходили напротив них с хлебом и солью на рушнике; мать, стоя на пороге в вывернутом кожухе (чтобы посевы были густые, как шерсть), осыпала молодых и челядь хлебом, смешанным с орехами, конфетами, монетами, семенами (чтобы богатые были). Заведя в дом, молодых сажали на должностей (место под божницей) на вывернутый кожух. По правую руку от молодого садился его род, по левую от невесты - ее род.

Свидетели зажигали свечи, начиналось угощение. Хоры пели до каждого блюда, которое подавали мать и родственницы, шуточных песен: "борщ укипів на льду", для каши "из лохани воду брали", курицу или гуся "непатраними давали" и т.д. Происходили и перепевы между хорами: дружки высмеивали бояр за прожорливость ("полтора вола съели, на столе нет крышечки, под столом нет. косточки") или в воровстве ("ели уху, украли галушку, спрятали в карман - девкам на ужин"). Хор светильник или бояр уверял, что этого не было, потому что они "королевского рода", и высмеивали дружок (у них "зубы из редьки", старшая дружка "толстая, как капуста", другие - "костями тарахтят", потому такие худые). Доставалось и сватам ("нищие, безногие, непутевые"), свахам ("сороки на лугу", "свахи-нетіпахи"), світилкам ("шпильки в стене"). Песни почтенного содержания пели до молодых и родителей.

После обеда старший сват или боярин подавал молодым платок, по кромке которой они брались, и выводил во двор; за ними шли все присутствующие. Начинались танцы, всевозможные шутливые выходки участников и гостей. Молодой ехал домой еще сам; его встречали родители с хлебом и солью, обводили вокруг дежи, поставленной посреди двора (чтобы всегда был хлеб у молодоженов); мать осыпала сына и бояр хлебом, смешанным с орехами, и т.д. Зайдя в дом, угощались, а потом ехали к молодой, всю дорогу пели.

Стоя на воротах молодой, парни, "вооруженные" палками, лютнями, голоблями т.д, не пускали поїзжан во двор; начиналась борьба за ворота, но все заканчивалось мирно: молодой угощал парней водкой или давал деньги, и они пропускали его во двор. Но на домашнем пороге пришлось снова задерживаться. За столом сидел молодой род, а ее, склоненную к столу, покрывали платком, сверху ставили хлеб с щепоткой соли. Начинался обряд выкупа невесты, который "продавал" ее брат. Происходил торг.

Затем начиналось угощение, далее - обмен семей подарками; матерям - шапочки или сапоги, родителям - шапки, сестрам - ботинки, братьям - пояса, родственникам - платки, ленты и т.д. Молодоженам гости, бояре, сваты дарили всевозможные предметы, нужные в хозяйстве, или деньги, время - телят, поросят, птицу. Старший боярин выполнял обряд раздачи каравая: самую большую шишку срезал и давал родителям, изделия из теста по кусочку - участникам и гостям, а "подошву" - музыкантам.

Самый драматичный момент свадьбы - прощание невесты с родителями и родом. Она сама или хор пели песни-благодарности отцу, матери, родственникам, а те желали им здоровья, счастья, достатка. Приданки и бояре в это время с разрешения старшего старосты выносили и грузили на телеги сундук молодой, подушки, перину и всякая утварь. А челядь молодого шарила по господе и "воровала" для молодого на новое хозяйство все, что попадалось под руку: макитры, миски, ложки, лопаты, кур, ягнят, поросят. Челядь молодой гонялась за ними, відбираюче захвачен. Зчинялася возня, крики и шутливые ругательства, лящали на все село.

Выводили во двор молодых, молодая еще раз прощалась с родом, все плакали, желали добра. Старший боярин или сват брал невесту за руку и пел, что теперь плаче ей не помогут - надо ехать, потому что она уже отрезана от своего рода. Сажали молодую на передней виз, укрытый поверх соломы ковром. Молодой бросал ей под ноги курицу (чтобы была тщательной хозяйкой); слегка бил ее арапником, приговаривая: "Бросай отцу нравы, а бери мои", садился рядом с молодой. Мать молодой брала лошадей за поводья и выводила за ворота. Хоры пели "од'їзної"; за первым возом в путь и поїзжани.

Всю дорогу свадебная свита пела различных песен. На пути и у ворот молодого уже пылали снопы, через которые поїзжани имели быстро перескочить (отголосок языческого обряда "очищение огнем"). Во дворе отец и мать молодого встречали хлебом-солью, вели в дом. Проходя мимо печь, молодая бросала туда курицу, которую будут жарить завтра. Снова с песнями, шутками и музыкой происходило пиршество, а молодых отправляли отдыхать.

Кладовая - помещение, в котором для молодых заранее приготовленная постель. Этот обычай был важным мероприятием для поддержки у молодежи высокой нравственности, скромности, целомудрия, а для родителей - как бы проверкой, способны ли они воспитывать своих детей согласно нормам обычного права. Когда оказывалось, что молодая сохранила девство, ее величали в песнях, хвалили родителей, несли в кладовую печеную курицу, различные вкусные блюда и напитки.

Когда же оказывалось, что молодая "нечестная", она вынуждена была терпеть побои и тяжкий глум: суженый и брат били ее арапником; хоры позорили опрометчивую в срамных песнях, запирали до утра в кладовке саму, не давали есть. Утром посылали ее семьи слуг молодого, которые высмеивали родителей.

Если же молодая признавалась в своем "грехе" еще до кладовки или ее суженый брал вину на себя и оба приносили у всех присутствующих прощения, то, пристыдив молодую в песнях, прощали; но родителей однако, позорили.

Покрытие - один из самых трогательных моментов свадьбы. Оно происходило утром в понедельник. С песнями и прибаутками дружки снимали с честной молодой венок, ленты и отдавали младшей сестре или родственнице; водкой промывали косу; женщины надевали на голову чепец, связывали сверху наметкой или платком. Перед покрытием "нечестной" молодой ленты рвали, венок судьбы бросали и топтали ногами.

Перезва. Позже весь род молодого направлялся в новых сватов. После угощения дружки мыли руки, молиться Богу, за разрешением свата разрезали каравай, привезенный от молодого; под пение хоров по кусочку раздавали всем присутствующим. После танцев вечером все расходились.

В одних местностях на этой свадьбе заканчивалось, в других - продолжалось до следующего воскресенья.

Цыганщина. Во вторник сходились в дом молодого. Некоторые впитывался цыганом и цыганкой, гадалками, москалями, старцами; мужчины надевали женскую одежду, женщины - мужской. Вместе обходили всех родственников. Те, что шли впереди, выпрашивали, а кто - за ними, воровали муку, гречку, гусей, кур и т.д. Все добытое таким образом приносили к родителям молодого, продавали друг другу хлеб, а птицу жарили; на вырученные деньги покупали водку. Выдумкам и затеям не было конца. Делались также представления отдельных игр-пьес, чаще всего "Поп и смерть" и "Мельница" (исполнители ролей рядилися и гримировались). В доме молодого рогачами, кочергами, граблями скородили стены, обдирали печь (чтобы нанести молодому работы, проверить ее умение опоряджати жилье). На тачку или передок телеги с двумя колесами) клали солому, сажали родителей, с песнями, танцами, различными выдумками вывозили их за село и выворачивали в пыль на дороге или в самую большую лужу.

В разных местностях, в зависимости от свадебных обычаев, авторского или артистического дарования участников и гостей подобные выходки были самыми разнообразными.

В другие дни свадебные гости ходили на угощение от одних родственников к другим; при этом пирушки проходили чинно и мирно, но песни и музыки не вмовкали.

Возникнув еще в первобытном обществе, свадебные обряды и песни создавались коллективным автором - народом - в течение веков. Каждая следующая эпоха накладывала на них свой отпечаток: текст варьировался, вносились дополнения или сокращения в обрядовые действа, прозаические диалоги и монологи, песенные тексты...

Некоторые сведения о древние формы брака славян зафиксированы еще в летописях. Древнейшие записи украинской свадьбы сделанные Г.-Л. де Бошіаном, французским военным инженером, в 1630-1648 годах находился на службе у польского короля. В книге "Описание Украины" он рассказал о свадебные обычаи и обряды того времени. Один из первых украинских фольклористов И. Калиновский, родом из Сумщины, в 1777 году издал отдельной книгой "Описание свадебных украинских простонародных обрядов". В польском журнале в 1805 году напечатан труд галичанина И. Червинского "Сватовства, свадьбы и семьи у люда русского на Руси Червонной..." (то есть Галичине). Гораздо более подробные описания свадьбы второй половины XIX в. сделаны П. Чубинским, И. Франко, М. Лысенко, Б. Гринченко.