Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 9 класс

УРОК 2

 

Тема. Устное народное творчество. Процесс возникновения фольклора. Богатство и разнообразие украинского фольклора (повторение и обобщение изученного). Виды семейно-бытовых песен. Семейно-бытовые песни "Месяц на небе, звездочки сияют", "Цвіте терен, цвіте терен".

Цель: раскрыть роль фольклора в жизни украинского народа, повторить и обобщить изученное о богатство и разнообразие украинского народного творчества, научить учащихся различать виды семейно-бытовых песен, анализировать их тексты, воспитывать осознание значения древней культурного наследия своего народа.

Оборудование: сборники устного народного творчества, портреты украинских фольклористов, фонозаписи, таблицы, раздаточный материал.

Межпредметные связи: фольклор славянских народов.

 

Народное творчество - это тот грунт, на котором вырастают и литература, и театр, и музыка, и изобразительное искусство - и без которого они засохли бы.

М. Рыльский

 

Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, история, раскрывающая всю жизнь народа.

М. Гоголь

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний.

1. Фронтальное опрос:

- Что такое художественная литература?

- Какое место занимает литература в жизни нации?

- Когда и на основе чего возникла украинская литература? Как она развивалась?

- Какие признаки художественного произведения?

- Назовите произведения из изученных в предыдущих классах, которые вам больше всего запомнились. Чем именно они привлекли ваше внимание?

- Объясните, в чем отличие устной словесности от книжной литературы.

2. "Цветок знаний".

Ученики получают карточки -"лепестки", на которых написаны определения, касающиеся фольклора или литературы или обоих этих видов словесного искусства. Они должны составить из этих "лепестков" два "цветка": одну - с буквой "Л" в центре (литература), вторую - с буквой "Ф" (фольклор).

(Материал для учителя. На карточках записываем следующие определения:

а) коллективное творчество;

б) философская лирика;

в) фамилия автора произведения известное;

г) передается в письменной форме;

г) исторические песни;

д) пословицы и поговорки;

е) устное народное творчество;

есть) летописи;

ж) изображает жизнь с помощью словесных художественных образов;

с) разделяется на три рода: эпос, лирика, драма.

 

 

Правильные ответы:

 

 

3. Эвристическая беседа:

- В чем, по вашему мнению, обнаруживаются связи литературы и фольклора?

- Какой из этих двух видов словесного искусства является более древним? Аргументируйте свое утверждение.

- Как и почему возник фольклор?

- Знаете ли вы, кто впервые ввел этот термин?

- Назовите характерные особенности устного народного творчества. Как вы считаете, изменений претерпели они в наше время? Если да, то каких именно?

(Материал для учителя.

Устное народное творчество, или фольклор ("фольклор" от английского folklore - народная мудрость; творчество) - составляющая художественной культуры народа, его неписаная словесность. Изучением ее занимается специальная филологическая дисциплина - фольклористика. Вместе с тем по своему содержанию и характеру распространения и функционирования устное народное творчество тесно связана с различными участками быта, является составляющей народной традиционно-бытовой культуры, а следовательно, относится и к предметной области этнографии.

Уснопоетичне художественное слово сопровождало человека с ее первопочатків, со времен возникновения языка. Оно вошло в жизнь и быт как одно из средств удовлетворения присущей человеку потребности в прекрасном и как органический компонент ее верований и мировоззренческих представлений. По своему происхождению оно такое же древнее, как и примитивные наскальные рисунки первобытного человека или предметы быта с разнообразными орнаментальными украшениями.

Регулярные записи произведений устной народной словесности начались лишь в XVIII-XIX вв. Поэтому, разумеется, многие из архаических слоев фольклорной традиции потеряны. Но сохраненный материал, записанный позже, богатый многочисленными содержательными, образными элементами глубокой древности. В разных жанрах украинского фольклора, особенно обрядовой, сказочного, исследователи прослеживают отголосок торгово-обычных отношений родового строя, реалий уклада жизни, общественного устройства, исторических событий времен Княжеской Руси, татаро-монгольского лихолетья, позднего средневековья, эпохи литовско-польского порабощения Украины, казачества, многовековой борьбы украинского народа против чужеземного порабощения за свободу и независимость. В наибольшей степени произведения фольклора отражают важные события, характерные аспекты, явления общественно-политического и социального бытия, быта народа, его переживания, настроения, чаяния именно того времени, когда эти произведения собирались, записывались с живого народного бытования.

Для фольклора присущи устная форма распространения и передача между людьми способом непосредственной коммуникации. Его функционирование связано с традиционными обрядами, обычаями, трудовыми занятиями, досугом, он существует как выражение эстетической потребности и определенных переживаний и настроений. В этом процессе происходит и собственно творения фольклора. Оно берет начало от определенных творчески одаренных личностей, имена которых утрачены в прошлом. Только в некоторых случаях народные легенды или писаные источники сохранили фамилии авторов одиночных песен, например, девушки-казачки Маруси Чурай (XVII ст.) и казака Климовского (XVIII ст.), которому приписывается создание широкоизвестной песни "ехал казак за Дунай".

В новее время авторов произведений, ставшие фольклорными, зафиксировано больше. Но чтобы индивидуальное произведение стал фольклорным, он, прежде всего, должен быть создан в духе народной традиции, народных предпочтений и определенной потребности, а также непременно понести в процессе распространения шлифования, обработки или даже переработки. Не является исключением и произведения известных писателей, переходящие в виде песен, поговорок, пословиц, рассказов в устный народный оборот и часто испытывают при этом заметных изменений. В конце концов, проблема авторства слабо связана с устной народной традицией, мало интересует исполнителей тех или иных произведений.

Поэтому одним из характерных признаков фольклора является его анонимность, то есть потеря авторства в процессе бытования, что одновременно является и процессом коллективного созидания - добавление "к чужому прекрасного своего лучшего" (Колесса Ф., "Украинская устная словесность").

Ярким проявлением коллективности создания в фольклоре, достаточно свободного отношения к тексту является наличие разновидностей тех или иных произведений. Собирателями фольклора записано в разных местностях многочисленные варианты широко популярных и менее популярных песен, сказок, легенд, преданий, пословиц и т.д. Вариативность фольклорных произведений хорошо заметна в быту, когда исполнители из народа отмечают, что эта песня или сказка другая "у нас", чем "в соседнем селе" или даже на втором углу села. Вариантность, как один из главных признаков фольклора, касается всех его родов и видов - віршово-поэтических и прозово-повествовательным.

Многовариантность фольклорных произведений обусловлена и такой специфической чертой народопоетичної творчества, как импровизационность, то есть сотворчество в процессе выполнения. Напевая или рассказывая фольклорное произведение, исполнитель не просто повторяет готовый текст, поэтические формы, а нередко приспосабливает их к определенной ситуации, события, лиц, добавляет свое - импровизирует. Импровизационность присуща всем формам народной словесности, особенно характерная для погребальных плачей и коротких песенных форм - припевок до танцев, песенных диалогов, когда исполнитель должен быстро среагировать и уместно ответить на ту или иную песенную фразу, строфу, поговорку.

Еще одной специфической особенностью фольклора является его усність - устная форма создания, бытования, синхронная и діахронна передача, то есть распространение произведений фольклора в определенное время и его різночасова передача от поколения к поколению. Выдающуюся роль при этом играет память. Именно в памяти носителей фольклора, его индивидуальных и коллективных исполнителей, фиксируется весь многоплановый объем фольклорной информации, ее сюжеты, тексты, формы и стереотипы. Из этого следует и определяющее функциональное значение преемственности традиций устной народной словесности. Недаром в науке существует мнение, что фольклор является искусством памяти.

Итак, характерными особенностями устного народного творчества, отличающие ее от других участков народной культуры и, в частности, от такой родственной с ней сферы художественной словесности, как литература, есть усність и значимость памяти в созидании, побутуванні и передачи фольклорных произведений; коллективный характер народного творчества, а следовательно, и неопределенность индивидуального авторства - анонимность; связанность бытования и развития с определенными народными традициями, устоявшимися стереотипами, эстетическими нормами, формами, критериями - то есть традиционность в сочетании с пополнением в процессе выполнения дополнительными элементами - імпровізаційністю, чем, в свою очередь, предопределяется и такая специфическая черта, как разнообразие текстов, мелодий большинства фольклорных произведений - их вариантность. В наши дни перечисленные признаки фольклорности претерпевают определенных изменений. Скажем, распространение фольклорных произведений может происходить не только в устной, но и письменной форме, а также с помощью современных средств коммуникации - прессы, радио, телевидения. Чаще фиксируется авторство, поскольку создатель может записать произведение, которое в письменном виде попадает в фольклорный оборот. Сюда же нередко относятся и произведения литературного происхождения, особенно тех авторов, творящих в духе фольклорной поэтики. В этом процессе новейшего фольклоротворення может более или менее отчетливо прослеживаться соотношение и взаимозависимость индивидуального и коллективного, традиционного и новейшего. Непременным условием вхождения произведения в фольклор (фольклоризації) является его бытования по законам устной традиции. Фольклор функционирует в широком среде при активном участии народа. Одновременно в этом процессе играют исключительно важную роль отдельные личности - исполнители и так называемые носители фольклора - одаренные певцы, мудрые и остроумные люди, которые хранят в памяти значительный репертуар народных песен, сказок, преданий, легенд, пословиц, загадок, анекдотов и умеют мастерски донести их до аудитории. И сегодня нередко наблюдаем, что в том или ином коллективе, группе выделяются люди, умеющие спеть что-то интересное, остроумное, хорошо владеют народным словом.

В древности роль и значимость таких людей были намного больше. Они проживали в каждом селе, их ценили, уважали, они были желанными в каждом группе, выполняли функции запевал, лидеров молодежных общин, вечеринок, различных святковостей и развлечений, наделялись достоинствами обрядовых чинов: свадебных старост, старших свах, дружков и т.д. Такие талантливые личности, в частности народные певцы, кобзари, лирники, сказочники часто выступают как наиболее активные сотворцы фольклора. Например, выдающиеся исполнители украинских народных дум и песен - кобзари - наверное, как считают исследователи, были их основными создателями.

Термин "фольклор" ввел англичанин. Томе, который в 1846 г. под псевдонимом А. Мертон напечатал в журнале "Атенеум" (№ 982) статью "The Folklore". Тем самым он счастливо дал имя явлению, что его в Европе изучали на протяжении веков, но называли по-разному, расплывчато и описательно).

4. Работа с таблицей.

- Используя таблицу, расскажите, на какие роды и виды (жанры) делится устное народное творчество. Вспомните, какие из них вы изучали в предыдущих классах, приведите примеры.

(Справка.

Фольклорные роды и виды (жанры)

 

 

По А. Бандурой и Г. Бандурой).

II. Восприятие и осознание нового материала.

1. Объяснение учителя.

- Ли не самыми известными и популярными из украинских народных песен есть песни семейно-бытовые, отражающие чувства, переживания, мысли человека, связанные с ее личной жизнью, событиями в семье, родственными отношениями. По тематике они делятся на три группы: песни о любви; песни о семейной жизни (семейные отношения), песни о трагические семейные обстоятельства (вдовьи, сиротские и т.п.).

Есть еще одна группа песен, которые все семейно-бытовые проблемы освещают юмористически, - это шуточные песни. В таких песнях с юмором вспоминаются ухаживания парня и девушки, ухаживание самих девушек к парням и т.д. У них нет причудливые ситуации, причудливые "сюжеты", неправдоподобные соединения. Известными шуточными песнями есть "С сыром пироги...", "Девка в сенях стояла...", "Кину кужиль на полку...", "Послала меня мать...", "Бодай ся когут знудив..." и немало других.

Песни о семейной жизни охватывают семейные отношения, семейные конфликты, быт и т.д.

Самая распространенная тема - нелегкая женская судьба. Недоброжелательное отношение свекрови, жестокость мужа, его пьянство - проблемы, стоящие перед девушкой, которая выходит замуж. И. Франко называл такие песни "женскими невольничими псалмами".

Песни о трагические семейные обстоятельства связанные с потерей членов семьи. Это, прежде всего, сиротские песни, в которых украинский народ оплакивал нелегкой судьбе сироты:

И нет хуже никому,

Как той сиротині,

Что никто не обнимет

При чертям.

В этих песнях часто встает образ былины в поле, которое ветер ломает; тоненькой трости, что гнется от жизненной бури. Ласкательные слова "мамусенька", "батенька", "горенько" употребляется с целью вызвать у слушателей сочувствие. Такой же образной структурой характеризуются и вдовьи песни, в которых описывается тяжелая судьба женщины, оставшейся без мужа.

Центральное место в украинской народной поэзии занимают песни о любви. Они отражают человеческие чувства - от нежной привязанности до ненависти, воспроизводят отношение к влюбленным, их родителей и других людей. В этих песнях предстает любовь - верное ли зрадливе, взаимная или безответная, счастливая или несчастная.

Для песен о любви характерны:

романтический характер изображения действительности, которому свойственны идеализация чувств лирического героя (например, влюбленная девушка ни о чем более не думает, кроме своего любимого, - не ест, не спит, ожидая свидания с ним):

А я возьму кріслечко,

Сяду край окошка.

Я еще и глаза не сомкнула,

А уже восходит солнце.

гиперболизация духовных драм (потеря любимого воспринимается как конец жизни):

Ой не хочу, девчоночка,

На твой приданое смотреть.

Лучше пойду в синее море,

В бистру реку топиться.

сентиментальность - чрезмерная чувствительность героев (они плачут, вздыхают во время свиданий, казак рыдает, когда теряет девушку):

Гиля, Гиля, серые гуси.

Гиля, Гиля, до воды.

Сосватали дівчиноньку -

Плачет казак молодой.

Или:

А в роще край Дуная с тем одиночеством,

Плачу, тоскую еще и рыдаю,

Милая, за тобой...

Песням о любви присуща традиционная символика. Самые распространенные символы:

пара голубей - влюбленные:

Коло млина, коло броду

Два голуби пили воду.

звезда - девушка, луна - парень:

Катилась звезда с неба

И упала на землю.

"И кто меня, молодую девушку,

Проведет домой?"

кукушка - девушка, сокол - парень:

Кувала зозуля в сарае на углу,

Заплакала девочка

У отца на пороге:

"Казачье-сокол, возьми меня с собой

На далекую Украину".

хмель - символ неверного парня:

Ой хмель мой, хмеля,

Хмелю зелененький,

Где ж ты, хмелю, зиму зимовал,

Что и не развивался?

С художественно-поэтических средств в песнях о любви чаще всего используются эпитеты (белое личико, ясные глаза, уста малиновые); сравнение (чорні очка, як терен); параллелизм ("Не все тии и сады цветут, весной распускаются. Не все те женятся, целуются и занимаются любовью").

Часто в лирических песнях интимная задушевная атмосфера создается с помощью пейзажей. Все происходит на фоне почти сказочной природы - цветущего вишневого сада: "Ой у вишневому саду там соловейко щебетал"; вечернего роще: "Ой у гаю при Дунаю соловей щебечет"; звездной лунной ночи: "Месяц на небе, звездочки сияют, тихо по морю лодка плывет".

2. Прослушивание в фонозапису или выразительное чтение песни "Месяц на небе, звездочки сияют" и беседа по вопросам:

- Какая картина возникла в вашем воображении, когда вы слушали песню?

- О чем поет девушка, плывя в лодке лунной ночи?

- Как реагирует на песню девушки ее возлюбленный? Почему?

- Прочитайте последнюю строфу (куплет) песни. Объясните, как вы понимаете строки:

Ой глаза, глаза, глаза девичьи.

Темные, как ночка, ясны, как день.

- Найдите в тексте повторы, ласкательные слова, эпитеты и определите их роль в песне.

(Семейно-бытовая песня "Месяц на небе, звездочки сияют"рисует замечательную картину разговора сердец двух влюбленных. Девушка поет, плывя в лодке лунной ночью, казак слышит, и его сердце замирает от радости и счастья, он надеется, что его чувства взаимны. Говорят, что глаза - зеркало души. Следовательно, именно они "свели с ума" парня. Песня нежная, ласковая, с многими ласкательными словами, повторами, сравнениями и эпитетами. Пользуется популярностью и по сей день).

3. Выразительное чтение и самостоятельный анализ песни "Цвіте терен, цвіте терен" по плану:

а) жанровая-тематическая принадлежность;

б) идейное содержание произведения., образы;

в) художественные средства композиции, их роль.

(Терен - символическая растение и в литературе, и в фольклоре. Это символ препятствий, страдания. Девушка полюбила того, кто, возможно, не стоит ее любви, потому что поехал "другого искать ". А может, это только ревность, и девушка верит, выглядит милого. Любовь - это вера и надежда, счастье и несчастье, и хотя в песне поется, что "кто с любовью не знается, тот горя не знает ", все же без любви, даже неразделенной, человеку нельзя, она не познает настоящего счастья. Песня имеет характерные признаки фольклора - повторы, обращения, риторические вопросы, уменьшительно-ласкательные слова).

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

Научитесь выразительно читать народные песни, помещенные в учебнике, и подготовьтесь к их анализу. Изучите четыре из них (на ваш выбор) наизусть.