Текст, его признаки. Тема и главная мысль текста.
Разделение текста на абзацы. Украинская народная сказка "О правде и кривде". Особенности построения народных сказок.
Сказка как текст (высказывание)
Цель: углубить знания о тексте, полученные в начальной школе, его тематическую, логическую и структурную единство; ознакомить учащихся с понятием "сказка", особенностями народных сказок, совершенствовать навыки слушания и выразительного чтения; развивать умение сравнивать, обобщать, творческую фантазию, воображение; воспитывать чувство прекрасного, интерес к сказкам, стремление делать добро.
Коммуникативный компонент: развитие умений аудирования, выразительного чтения, создания собственных высказываний на базе прослушанных или прочитанных текстов.
Социокультурный: пополнение знаний о народной утку как олицетворение мудрости, духовности украинского народа, особенности сказок, народные представления о Добре и Зле.
Деятельностный (стратегический): развитие общеучебных умений сравнивать, анализировать тексты, выделять главное и второстепенное, общее и отличное в явлениях и понятиях, которые относятся к различным учебным предметам, умения работать с дополнительной литературой.
Лингвистический: усвоение понятия "текст", его признаков, темы и основной мысли текста, обогащение речи учащихся новой лексикой пословицами и поговорками, которые встречаются в сказке, формирование умений использовать языковые средства, адекватные цели и стиля высказывания.
Литературоведческий: пополнение знаний о сказке как жанре устного народного творчества, ее структурные, смысловые и языковые особенности.
Оборудование: учебники украинского языка и литературы для 5 класса, карточки - информаторы, тематические литературоведческие словарики, образцы технологических карт для работы с текстом.
Интеграция: діяльніша (виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение), художественная и игровая, понятийная (текст и сказка как разновидность текста).
Тип урока: интегрированный, бинарный (украинского языка, работы с художественным текстом).
Ход урока
И. Актуализация опорных знаний, мотивация учебной деятельности на уроке, сообщение о особенности бинарных уроков. Создание проблемной ситуации для определения учащимися задач урока.
Вступительное слово учителя, эвристическая беседа.
Сегодня у нас необычный урок, мы вместе будем прорабатывать учебный материал с украинского языка и литературы, узнаем много нового об известных на первый взгляд вам понятие. Посмотрите на доску, там записано два слова, а между ними находятся стрелки
ТЕКСТ => СКАЗКА
<=
Давайте подумаем, что общего у этих понятий? Какая взаимосвязь существует между ними? Какое понятие шире, а какое уже? (Ответы учащихся).
Поскольку вы высказывали разные, иногда противоположные мнения, основной задачей нашего урока будет выяснение сущности этих важных понятий. Вы можете выбрать одно из направлений исследования - лингвистический (языковой) или литературоведческий (литературный), чтобы в конце нашего двойного урока доложить о результатах работы.
Итак, тема нашего урока: "Текст .... Сказка ... Сказка как текст". Сами в тетрадях заполните пропуски.
II. Работа над материалом урока украинского языка.
1. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Что известно вам о текст с начальных классов?
- Какие его признаки?
- Что такое тема текста? Главная мысль?
- Что такое заголовок?
- Что он отражает?
- Может существовать текст без заголовка?
- Какие виды текстов вы знаете?
На эти и другие вопросы, связанные с текстом, поможет вам дать полный и обоснованный ответ следующая работа в группах.
Представьте ситуацию: очень хорошо известный вам из предыдущих уроков литературы текст в компьютере разбился на 4 файлы, и предложение в этих отдельных файлах тоже перепутались. Ваша задача: каждая группа размещает предложения, представленные на карточках так, чтобы получился связный текст, а затем мы вместе со всех 4 карт реконструируем текст мифа, вспомним ли доберем заголовок.
КАРТОЧКА №1
В том краю, где вот случилась такая засуха, и жила одна вдова, а у той вдовы была всего-навсего одна дочь.
Такая засуха, что не только в реках и озерах, а даже и в колодцах повисихала напрочь вся вода, и люди без воды начали хорувати и мереть.
Когда-то очень давно, а где именно - неизвестно, случилась большая засуха.
КАРТОЧКА № 2
Где она ее искала, кто ее знает, а только где-то нашла. Захорувала вдова без воды и дочь, чтобы не умерла ее мать, взяла кувшин и пошла искать воду.
По дороге наткнулась на одного мужчину, который умирал без воды; дала ему напиться и тем одволала его от смерти.
Набрала в кувшин воды и понесла его домой.
Дальше она наткнулась на второго, такого же; потом на третьего, четвертого и, вконец, на седьмого.
Воды осталось у нее только на самом дне.
Всем давала пить и всех одволала от смерти.
КАРТОЧКА №3
Когда в то время где не взялся собака.
Шла она, шла и по дороге села отдохнуть, а кувшин поставила возле себя на землю.
Когда перевернулся то кувшин, то из него вылетело семь звезд больших и восьмая маленькая и вставали они на небе. Хотел, видимо, тоже напиться и опрокинул кувшин.
КАРТОЧКА №4
Так вот Бог на то их и поставил на небе, чтобы все люди видели, какая искренняя была тая девушка, а за ее искренность Бог послал дождь на ту страну.
Вот те звезды и есть Виз, или души тех людей, что девушка давала им пить, а восьмая - маленькая - так то душа собаки, что опрокинул кувшин.
2. Работа над осознанием основных признаков текста. Восстановление деформированного текста.
A) Каждая группа читает восстановлен отрезок текста, мотивирует свое расположение предложений.
Б) 3 четырех восстановленных частей текста мифа образуется связный текст;
B) Конкурс на лучший заголовок, который бы отражал тему (о чем рассказывается), главную мысль и т.д.
Г) Используя реконструированный текст, ученики определяют его основные признаки:
1) Определенная последовательность предложений, специальные средства связи (Чем руководствовались, располагая предложения в карточках? Что служило средством сочетания предложений?). Подчеркивают в своих текстах:
A) 1-й вариант - слова, которые повторяются (дочь, вдова, мать...);
Б) 2-й вариант - местоимения, которые заменяют существительные (она, они,
он и т.д.);
B) 3-й вариант - однокоренные слова и синонимы;
Г) 4-й вариант - союзы и соединительные слова (и, но, чтобы, когда...).
Проведенное наблюдение позволяет сделать вывод: все перечисленные средства отражают последовательность расположения предложений в тексте.
2) Связь предложений по смыслу (тематическая объединенность текста). (О чем рассказывается? Кто является действующими лицами каждого отрывка текста с карточек? Или отрывки объединяются общими персонажами? (Девушка, ее мать)). Или отрывки объединяются темой? (Как образовалось созвездие Большая Медведица.)
3) Наличие главной мысли текста, ее развитие (Что хотел сказать народ этим мифом, для чего составлял?).
4) Разделение на тематически объединенные части (наличие мікротем). Какой есть тема карты№1? №2, №3, №4? Можно ли этот текст разбить на абзацы? Будут ли они совпадать с карточками? Работа с учебником литературы, нахождения мифа, рассмотрение абзацев.
3. Закрепление теоретического материала.
А) Работа с учебником украинского языка. Чтение теоретического материала (определений текста, темы, главной мысли) с.44-45.
Б) Составление карточки-информатора к теме "Текст, его признаки".
На прошлых уроках мы познакомились с новым материалом с помощью карточек-информаторов. Сегодня у нас другое, противоположное задание: используя материал, помещен в учебнике, самим составить карточку-информатор. Опорами для составления будут служить схематические ориентиры, которые изображены на доске.
Составлять карту можно индивидуально в тетрадях с украинского языка (обязательно будет оценена), или коллективно под руководством учителя или самостоятельно, дополняя ориентиры.
Выше приведен пример коллективно заполненной на доске карточки, к которой внесены теоретические сведения из учебника.
Если учитель решит работать с готовой карточкой-информатором (цель - только получение информации, а не закрепление ли применение знаний на практике), то она может иметь следующий вид:
ТЕКСТ
Текст (лат. textum - ткань, соединение) - совокупность взаимосвязанных самостоятельных предложений, объединенных общей темой или главной мыслью высказывания с помощью лексических, грамматических средств и интонационно.
Текст имеет структурные и содержательные особенности, состоит из нескольких или многих предложений.
Содержательные особенности: наличие темы, основной мысли, возможность подобрать соответствующий заголовок, связь между составными частями.
Структурные особенности: наличие зачина, развития событий, конечности, последовательность изложения содержания, использование языковых средств связи между составными частями, возможность составить план и т.д.
Тема - это предмет речи, то, о чем идет речь (говорится) в произведении; вопрос, требующий ответа, раскрытие в высказывании.
Основная мысль текста - ответ на заданный темой вопрос, то, ради чего создается текст.
Для членения текста на абзацы используются понятия текст (текст в целом) и микротекст (отдельные части текста).
Часть общей темы текста называется мікротемою.
Часть текста, объединенная одной мікротемою, называется абзацем. Каждый абзац пишется с новой строки.
Причины членение текста на абзацы:
1) новизна информации;
2) важность информации для содержания всего текста;
3) невозможность последующей передачи новых сведений.
Итак, текст - это высказывание, которое состоит из двух или более предложений, объединенных общей мыслью.
В) Работа с текстом, помещенным в учебнике. Впр. 74 (с.45).
Как-то один мужчина поймал соловья, принес домой и сделал для него клетку из серебра и золота. Каждый день приходил муж полюбоваться клеткой и послушать соловья. И бедная птица только жалобно стонала. Нашел человек мудреца, который знал птичий язык. Тот послушал соловьиный стон и сказал, что птица скучает по своим гнездом. Хозяин отпер клетку и выпустил соловья на волю. А сам верхом на коне отправился вслед за птицей. Соловей полетел к лесу, добрался до своего гнездышка на дереве и радостно и звонко запел. И понял человек, что даже птичке воля и родина дороже всего на свете.
Народное творчество
- Чтение;
- Определение темы, подбор заголовка;
- Разделение текста на абзацы;
- Формулировка мікротем (составление плана).
Кроме задач, предлагаемых в учебнике, учащиеся отвечают на вопросы:
- Где может быть помещен этот текст? (сфера его применения)?
- Кто может быть автором этого текста?
- Что хотел сказать автор этим текстом (основная мысль)?
- Что такое народное творчество?
- Какие жанры народного творчества вы знаете?
- Уже изучали на уроках литературы?
- Можно ли отнести анализируемый текст мифов, легенд? Почему?
Г) работа над аудированием текста (сказки), похожего за темой и основной мыслью, жанру и т.д.
Сказка о родном крае
Нет у человека места дороже, чем то, где она родилась, земли, на которой выросла, неба, под которым возмужала. Не только человек, но даже птицы и звери тоскуют по родному краю.
Когда одному восточному владыке подарили чудесную птичку. Она пела так, что солнце среди неба замедляло свое движение, заслушавшись ее песнями. Властелин приказал сделать золотую клетку для птички, гнездышко вымостить пухом молодого лебедя, а кормить с его собственного стола.
Слуги добросовестно выполнили приказ своего властелина. Каждое утро грозный властелин приходил до птички, чтобы послушать ее пение. Но она молчала.
"Может, она привыкла к свежему воздуху, ей душно во дворце?" - подумал обладатель и велел отнести клетку с птичкой в сад. Но птичка и в саду молчала.
"Чего ей не хватает? - думал обладатель. - Разве ей плохо у меня?"
Обладатель позвал своих мудрецов, чтобы выслушать их соображения. Некоторые из них высказал мнение, что птичка заболела и потеряла голос. Кое-кому показалось, что птичку подменили. А один столетний мудрец решил, что воздух, который выдыхают люди, вредно для птички.
Внимательно выслушав мудрецов, обладатель решил отвести клетку в пралес. Но и в пралесе птичка молчала. Крылышки ей обвисла, из глаз катились слезы.
Тогда властелин приказал привести мудреца, которого он взял в плен.
- Посоветуй, что нам делать. Если птичка споет, я дам тебе волю.
Неделю думал пленник мудрец и наконец сказал:
- Повозіть птичку по стране. Возможно, она где-то споет.
Три года странствовал с птичкой обладатель - и все напрасно.
Наконец они добрались до маленького болотца. Вокруг него росли невзрачные кустики, а вокруг простирались унылые пески. Когда зажеврію край неба утренняя заря, птица вдруг встрепенулась, випростала крылышки, начала вычищать клювом перышки. Увидев, что птичка ожила, часовой разбудил обладателя. А когда брызнул первый луч солнца, птица стрелой взмыла вверх, но ударилась о золотые прутья клетки и упала на землю. Тоскливо оглянулась вокруг, тихо запела. Сто восемь песен журбы пропела она. А когда защебетала песню радости, тысячи таких же птиц, как она, слетелись со всех сторон и подхватили ее пение. Людям казалось, что это не птички поют, а поют их думы, стремясь красоты.
- Так вот откуда моя птичка! Это ее родной край, - мечтательно молвил повелитель. Он вспомнил свою любимую столицу, где не был уже три года.
- Откройте дверцу клетки и выпустите птичку, - велел хозяин. И тогда все птички запели славу родному краю, спели тысячу и одну песню свободы. Вот что такое родная земля и свобода! (380 слов)
Д) Проверка сознания восприятие текста. Тестирование.
1. Одному восточному владыке подарили:
A) чудесное оружие;
Б) чудесную птичку;
B) ценную книгу;
Г) драгоценный бриллиант.
2. Клетка птицы была изготовлена:
А) из серебра;
Б) из золота;
В) из стали;
Г) из хрусталя.
3. Грозный властелин приходил до птички, чтобы ...
A) полюбоваться ее красотой;
Б) поделиться горем;
B) поговорить с ней;
Г) послушать ее пение.
4. Птичку называли чудесным, потому что она...:
A) чудесно превращалась;
Б) чудесно пела;
B) имела чудесное перышко;
Г) сидела в чудесной клетке.
5. Подарена восточном обладателю птичка не пела, потому что...
A) не хватало свежего воздуха;
Б) скучала за родными местами;
B) заболела и потеряла голос;
Г) не хотела кушать с барского стола.
6. Из глаз птички покатились мелкие слезы, когда ее ...
A) принесли во дворец;
Б) вынесли в сад;
B) отвезли в пралес;
Г) выпустили на волю.
7. Обладатель с птичкой путешествовал по миру...
A) шесть месяцев;
Б) один год;
B) два года;
Г) три года.
8. Птичка пропела сто восемь песен печали, потому что...
A) не могла вылететь из клетки;
Б) ей не подпевали другие птицы;
B) клетка была слишком тесной;
Г) еще не взошло солнце.
9. Вспомнив свою любимую столицу, где не был уже три года, обладатель..
A) забрал птичку домой;
Б) выпустил птичку на волю;
B) оставил клетку возле болотца;
Г) приказал слугам развеселить птичку.
10. Так вот откуда моя птичка! Это ее родной край, - ...
A) радостно воскликнул обладатель;
Б) мечтательно молвил обладатель;
B) грустно прошептал обладатель;
Г) тревожно вскрикнул обладатель.
11. Основная мысль проработанного текста заключается в том, что ...
A) даже птицы и звери тоскуют по родному краю;
Б) хорошо там, где нас нет;
B) птички погибают в неволе;
Г) птички в клетках не поют.
12. Прослушанный текст относится к ...
A) разговорного стиля;
Б) художественного стиля;
B) научного стиля;
Г) публицистического стиля.
(По Н.Ониськів, Л. Бутрин)
Сравнительный анализ содержания текста с учебника языка и "Сказки о родном крае"
- Что общего в этих двух текстах? (Тема.) Какая?
- Основная мысль обоих текстов является похожей или нет? Какова основная мысль? (Не только люди, но даже птицы и звери тоскуют по родному краю.)
- Назовите героя (персонажа), который является чрезвычайно важным для раскрытия основной мысли произведений (соловей, птичка).
- Назовите других персонажей (человек - властелин, мудрец).
- К какому стилю принадлежат оба текста?
- С чего начинается повествование в этих двух текстах?
- А чем заканчивается?
- Чем отличаются эти тексты?
- Что сказочного вы услышали в "Сказке о родной край"?
Чтение прослушанного текста (текст на каждой парте). Анализ содержания и структуры текста:
- Определение мікротем и размещение их в абзацах;
- Нахождение зачина, концовки, предложения с назидательным смыслом;
- Наблюдение за средствами связи предложений в тексте;
- Заполнение технологической карты анализируемого текста. Изображение основных элементов карты подается на доске
(нарисовано или в виде таблицы, которая может использоваться и на других уроках).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ЗАГОЛОВОК | |
ТЕМА | |
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ | |
ЖАНР, СТИЛЬ | |
ФУНКЦИЯ (информативность, эстетическое наслаждение, влияние) | |
НАЛИЧИЕ МІКРОТЕМ (план) | |
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ (зачин, развитие действия, концовка) | |
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ между частями (повторы, синонимы, местоимения, однокоренные слова) | |
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА (слова в переносном значении, эпитеты, метафоры, сравнения, персонификации) | |
ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР | |
4. Обобщение изученного о тексте. Этот структурный элемент урока можно провести в виде беседы по заполненной технологической картой или схемой, прямого или обратного терминологического диктанта.
- Что такое текст? (Или дать определение текста, а учащиеся называют срок)
- Какие основные признаки текста?
- Какие понятия, изученные на уроке, касающихся темы "Текст"? (Тема, основная мысль, зачин, концовка, микротема, абзац, последовательность изложения материала и т.д.)
- Работа с терминологическим словариком.
- А какие тексты мы сегодня анализировали? (Сказки.)
- Понравилась ли вам "Сказка о родном крае"?
- Можно переносить чувство птички на людей? Как называется такой художественный прием?
Более подробно о сказке как жанре устного народного творчества и текст мы поговорим именно сегодня.
III. Проработка материала урока украинской литературы.
1. Формулировка учащимися заданий этого этапа урока.
2. Выполнение ситуативных задач.
- Можете ли вы представить свою жизнь без сказки? Почему?
- Какие сказки вам известны? Назовите их.
- Какие сказки читали в начальных классах? А какие вам читали дома? Итак, вы любите читать сказки.
Представьте ситуацию: к вам на улице подошел журналист и спросил, любите ли вы читать сказки. Какие сказки вам нравятся? Почему вы их любите?
Дайте ответ на эти вопросы в виде интервью в передаче "Вечерняя сказка" (можно передавать воображаемый микрофон от парты к парте).
Таким образом, ваш читательский опыт позволяет сделать некоторые обобщения, но для этого нужно ответить на вопросы:
- Кто является действующими лицами (героями, персонажами) сказок? (Люди, цари, животные, вещи, мифологические лица.)
- Кого высмеивают, а кого прославляют сказки? (Жадных, подлых, коварных разоблачают, а находчивых, умных, добрых, справедливых, сильных, храбрых восхваляют.)
- Что особенного вы заметили в построении сказок?
- Что общего у сказок и мифов и легенд?
- Чем они отличаются?
- Кто составлял первые сказки? Для чего?
Свои выводы мы сейчас сверим с материалом, уміщеним в учебнике.
3. Работа с учебником литературы. Чтение теоретических сведений (с.27-28). Беседа по прочитанным.
4. Подготовительная работа к восприятию содержания сказки "О правде и кривде".
Эпиграфом к этой части урока может служить народная мудрость "Сказка учит, как на свете жить". Как вы понимаете эти слова?
Сегодня мы будем читать народную сказку "О Правде и Кривде". Но сначала включим свое воображение и будем предполагать, о чем идет речь в этом произведении.
А) Работа над предполагаемым содержанием сказки.
Слова "правда" и "кривда" имеют противоположное значение. Как вы думаете, о чем будет рассказываться в сказке?
Какие чувства вызывает у вас слово правда? Что и кто у вас ассоциируется с этим словом? А что такое обида? С кем и чем у вас ассоциируется это слово? Подберите однокоренные слова.
Итак, в этой сказке, как и в других сказках, рассказывается о Добро (правда) и Зло (несправедливость), потому что народ свои представления о эти вечные истины передавал во многих сказках.
Вы предполагаете, что в сказке действующими лицами могут быть: богатый и бедный герои, жадный и щедрый, человечный. Между ними обязательно должен возникнуть конфликт, противостояние, спор, потом происходят какие-то события, далее наступает развязка, в результате которой Добро побеждает Зло. 1 в этом проявляется поучительный характер сказки, то, ради чего она рассказывалась из поколения в поколение, от дедов-прадедов и до нашего времени. Разница лишь в том, что наши прадеды слушали ее, а мы имеем возможность читать.
Б) Решения проблемного вопроса.
- Как вы понимаете значение слов "правда", "кривда"?
- Чего, по вашему мнению, в мире больше?
- Как легче жить - правдой или кривдой? (Справка. Одно из значений слова правда - справедливость, порядок, основанный на справедливости; противоположное - кривда. Жить по правде - жить по справедливости. Несправедливость, несправедливый поступок в отношении кого, чего-либо; несправедливое отношение к кому -, чему-то; то же, что ii неправда.)
5. Выразительное чтение сказки.
6. Выражения впечатлений от прочитанного. Развитие умений говорения происходит за счет монологического рассказа о подтверждении или нет своих предсказаний, поучительного характера сказки.
7. Практическая работа над содержанием сказки, подбор пословиц, которые характеризуют главных героев сказки.
Сначала слово берут фольклористы, ученики, которые получили задание дома подобрать пословицу. Они их зачитывают, а ученики обдумывают, кого из героев они касаются (это задание учащиеся выполняют на базе пословиц, помещенных в учебнике литературы.)
- Злой плачет от зависти, а добрый - от радости.
- Не тот убог, кто мало имеет, а тот, кто много кричит.
- Так надо жить, чтобы никому зла не делать.
- Не смейся, братку, с чужого падения.
- Щедр тот, кто дает непросячим т.д.
Какое из представленных пословиц касается общего содержания сказки, ее основной мысли? Может ли оно служить основной мыслью произведения? А название сказки, по вашему мнению, отражает тему или главную мысль произведения?
8. Составление плана сказки (по которым ученики будут дома пересказывать).
9. Работа с терминологическим словариком. Запись определений сказки, ее разновидностей (фантастических, приключенческих, бытовых, о животных), тройственности, контрастности и т.д.
10. Закрепление теоретических понятий. Работа в парах. Ученики задают друг другу вопросы, слушают и корректируют ответы.
IV. Обобщение усвоенных лингвистических и литературоведческих понятий.
Мы с вами сегодня познакомились с понятием "текст", вспомнили и углубили знания о сказках. Теперь следующий, завершающий этап урока. Мы проведем исследование "Сказка как текст", чтобы ответить на вопросы, поставленные в начале урока, выполнить все задания нашего бинарного занятия.
Класс делится (по желанию) на лингвистов и литературоведов, которые прорабатывают содержание и художественные особенности сказки "О Правде и Кривде".
Лингвисты подбирают материал из сказки для иллюстрации особенностей текста:
- Наличие заголовка -
- Тема -
- Главная мысль -
- Разделение на абзацы по мікротемами -
- Специфические средства связи предложений -
- Последовательность изложения материала -
- Стиль (художественный) и его признаки -
- Тип речи (повествование) -
- Художественно-изобразительные средства (антонимы, синонимы, слова в переносном значении, пословицы, метафоры и т.д.) -
Это позволит сделать выводы, что сказку можно считать текстом, поскольку ей присущи все признаки текста.
Литературоведы исследуют содержательные и структурные особенности сказки "О Правде и Кривде" как жанра устного народного творчества, подбирают иллюстративный материал:
- Наличие фантастических событий, чудодейственных предметов, нереальных персонажей-
- Герои делятся на бедных и богатых, добрых и злых людей -
- Резкое противопоставление Добра и Зла -
- Своеобразие построения (специфический начало и конец) -
- Наличие магических цифр, повторов событий -
- Небольшое количество действующих лиц -
- Особенности языка -
- Принадлежность к определенной группе сказок (о животных, социально-бытовых, приключенческих, фантастических) -
- Обучающий характер -
V. Подведение итогов урока.
- Какое понятие шире: "текст" или "сказка"? (Текст, поскольку сказка выступает разновидностью текста, как и мифы, легенды, рассказы.)
VI. Домашнее задание.
Выразительно читать сказку, пересказывать по плану ее содержание, нарисовать иллюстрации к любимым эпизодам.
Терминологический словарик
Абзац - часть текста, печатного или рукописного, в которой первая строка начинается отступом вправо, а последний предшествует новому отступлению. Абзац представляет собой определенную тематическую и смысловую законченность, то есть раскрывает одну из мікротем текста. Умелое пользование абзацами - непременное условие культуры изложения мыслей на письме.
Зачин - вступление, начало в эпических фольклорных произведениях. Он имеет традиционную форму, указывает на место или время события, знакомит с главными героями, готовит слушателей к восприятию дальнейшего повествования.
Содержательные особенности текста: наличие темы, основной мысли, возможность подобрать соответствующий заголовок, связь между составными частями.
Идея художественного произведения - главная мысль о изображенные в произведении жизненные явления, освещению которой подчинен весь текст.
Сказка - один из самых распространенных жанров устного народнооповідальної творчества. Это эпическое повествование волшебно-фантастического, аллегорического и социально-бытового характера с своеобразной системой художественных средств, подчиненных героизации положительных, сатирическому разоблачению отрицательных образов. Найвизначальнішою чертой сказки является выдумка, творческая мечта, фантазия, которой окрашено каждое повествование. Сказки делятся на следующие основные группы: сказки о животных, героически-фантастические, бытовые (социально-бытовые), приключенческие.
Сказки о животных - самый древний вид сказки, в которой поступки зверей уподобляются человеческим. Чаще всего в них действуют хитрая лисичка-сестричка, волк-братик, медведь, заяц, собака, кошка и другие домашние и дикие животные.
Героико-фантастические сказки - были в давние времена магическое значение, которое со временем было утрачено. Основной особенностью этого вида сказок является воплощение своих мечтаний, торжество добра над злом. Герои этих сказок - смелые, сообразительные богатыри, которые побеждают фантастических сил зла - ведьм, змеев-людоедов, помогают обездоленным, защищают их интересы, используя волшебные предметы и силы.
Бытовые сказки - отражают классовое расслоение общества. Бедняки, батраки, бурлаки борются против угнетателей. Часто в этих сказках выступают персонифицированные образы Судьбы, Горя, Счастья, Правды и Кривды. Сказки превозносят трудолюбие, искренность, благоразумие, а высмеивают праздность, эгоизм, зазнайство, жадность, лживость.
Концовка - заключительная часть художественного произведения (сказки). Как правило, в концовках сказок содержится вывод, поучительный смысл всего повествования.
Легенда - жанр устного народного творчества и художественной литературы. Это окутан сказочностью и фантазией предание о какое-то особое событие или любимую народом личность.
Микротема - часть общей темы текста.
Миф - вид фольклора, древние по происхождению сказания о богах, различных фантастических существ, природные явления, чудеса. Мифы отражают представления и верования людей глубокого прошлого и является ранним видом народного творчества.
Реальное - которое существует в объективной действительности, действительное, обратное к мнимого, вымышленного, фантастического.
Структурные особенности текста: наличие зачина, развития событий, конечности, последовательность изложения содержания, использование языковых средств связи между составными частями, возможность составить план и т.д.
Текст (лат. textum - ткань, соединение) - совокупность взаимосвязанных самостоятельных предложений, объединенных общей темой или главной мыслью высказывания с помощью лексических, грамматических средств и интонационно.
Тема - это предмет речи, то, о чем идет речь (говорится) в произведении; вопрос, требующий ответа, раскрытие в высказывании.
Фантазия - творческое воображение, способность человека создавать новые образы, часто весьма отличные от реальных.
Фантастическое - что-то нереальное, выдуманное, маловероятно, созданное воображением.
Литература
1. Грабовская А.Н. Уроки украинской литературы. 5 класс. По программе 2005 года. -Тернополь: Учебная книга - Богдан, 2005. - 172 с.
2. Златів JI., Бондарчук Г. Уроки родного языка в 5-м классе (по новой программе). - Тернополь: Учебная книга - Богдан, 2003. - 200 с.
3. Лановик М., Лановик 3.украинська народное творчество. - К.: Знание - Пресс, 2001.-591 с.
4. Мовчан Раиса. Украинская литература. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. - К.: Генеза, 2005.
5. Нечволод Л.И., ГІаращич В.В. Сборник учебных и контрольных упражнений и заданий по всем видам речевой деятельности. 5-й класс. - Харьков: Торсинг, 2005. - 128 с.
6. Онискив Н., Бутрин Л. Сборник текстов и заданий для аудирования на уроках украинского языка. 5-11 классы. - Тернополь, 2005. -128 с.
7. Параїцич В. В. Украинская литература. 5-й класс: Планы-конспекты уроков. - Харьков: Ранок, 2005. - 272 с.
8. Украинская литература. Программа для общеобразовательных учреждений /под ред. М.Т. Жулинского и Г.В. Мовчан. - К.: Генезис, 2004.