И семестр
ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА
НАРОДНЫЕ ДЕТСКИЕ ПЕСНИ И МАЛЫЕ ЖАНРЫ
Урок 1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С УЧЕБНИКОМ. ЯЩИК УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Цель: ознакомить учащихся с новым учебником; учить ориентироваться в нем; обучать учащихся выразительно читать стихи, интонировать предложения, анализировать прочитанное; формировать интерес к обучению; прививать любовь к школе.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. БЕСЕДА О ЛЕТНИХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЧИТАННЫЕ КНИГИ
Использование интерактивной технологии «Микрофон»
III. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ УЧЕБНИКОМ
1. Беседа, расспросы
- В первом классе вы научились читать.
Учебник нам в этом помог?
Эту первую в школе книжку Знает любой школьник.
До всех книг дорожку Прокладывает наш... (Букварь).
- Вспомним уроки нашего Букварика!
Игра «Солнышко»
Игра «Спускаемся с пирамиды»
Ученики читают слова, пытаясь держать глаза на точке.
- Молодцы! Вы хорошо помните все то, чему вас научил Букварь. Коллективное рассматривание учебника
- Кто изображен на обложке?
Ознакомление со структурой учебника
- Какие сведения есть на титульной странице?
- Где именно издан учебник?
- Кто его автор?
- Великолепные иллюстрации к учебнику нарисовали художники. Назовите их.
- Понятны ли вам условные обозначения?
- Чтобы легче было сориентироваться, в любом учебнике есть смысл.
Учащиеся рассматривают содержание учебника. Сравнивают его с рисунками форзацев. По заданию учителя находят определенные произведения. Зачитывают названия разделов. Учитель читает напутствие автора (с. 3).
- Кто изображен на рисунке?
- Что рассматривают дети?
- Под каким кустом сидят дети?
- Что вы знаете о калине?
- Какие цветы изображены на рисунке? (Мальвы, розы)
2. Физкультминутка
IV. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Вступительная беседа
- Как называется раздел нашего учебника?
- О чем пойдет речь в произведениях этого раздела?
- Украинский народ испокон веков использовал фольклорные тексты, что является настоящим кладезем человеческой мудрости, выразителем народного мировоззрения, сокровищницей национальной духовности. Значительную их часть составляет детский фольклор.
2. Обработки текста (с. 4)
- Прочитайте текст в учебнике на с. 4.
- Какие произведения составлял с давних времен украинский народ?
- Как эти произведения передавались от поколения к поколению?
- Какое название они получили?
Из народных произведений предназначены именно для детей?
3. Толкование слова жанр
Жанр - разновидность произведения.
4. Ознакомление с народными детскими песнями и малыми жанрами
Слушания украинской народной детской песенки «Ой на горі...»
- О ком эта песенка?
- Где сидит зайчик?
- Что он делает ножками? (Машет)
Чеберяти - делать частые движения ногами, реже руками.
- Прочитайте, что сказал о песне М. Рыльский.
- О каких особенностях песни рассказывает поэт?
5. Работа над задачами из ящика устного народного творчества (с. 5)
V. ИТОГ УРОКА
- Что нового узнали на уроке?
- Понравился ли вам урок?
- Что больше всего запомнили?
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Нарисовать иллюстрацию к песенке «Ой на горі...».