Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Украинская литература 1920-1930 годов

 

Эстетическое новаторство поэзии 20-х годов

 

Художественные поиски поэтов. Украинская лирика 20-х годов удивляет богатством талантов, разнообразием стилевых течений и форм поэтического моделирования мыслей и чувств человека. Параллельно и в сложном сочетании развиваются импрессионизм (Василий Чумак, Василий Эллан-Блакитный, Николай Хвылевой), символизм (Николай Філянський, Яков Савченко, Павел Савченко, Дмитрий Загул, Владимир Ярошенко, Николай Терещенко, Андрей Головко), экспрессионизм (Тодось Осьмачка), неоромантизм (Владимир Сосюра, Юрий Яновский, Майк Йогансен, Олекса Около), неоклассицизм, конструктивизм (Валерьян Полищук), футуризм и другие современные течения. Поэзия эстетически осваивала достижения художников мира, благодаря своей мобильности занимая видное место в украинской литературе.

Происходил интенсивный процесс тематического обновления лирики и ее жанровых форм. Прежде всего поэты сосредотачивают внимание на героико-романтическом воспевании украинской национальной революции, на внутренних процессах рождения новой личности, сознательного украинца, защитника независимого Отечества. Неповторимый образно-эмоциональный сплав переживаний человека в эпоху революции и гражданской войны воссоздали Иван Кулик («Мои частушки»), Майк Йогансен («Д'гори»), Николай Бажан («17-й патруль»), Павел Тычина, Владимир Сосюра и другие.

Можно выделить несколько тенденций в развитии поэзии. Прежде всего это лирика, которая углубленно анализирует сложные процессы внутреннего мира личности, порожденные бурными событиями времени (Павел Тычина, Владимир Сосюра, Евгений Плужник, Николай Бажан, Владимир Свидзинский, Максим Рыльский). Выделяется лирика гражданская, политически направлена, культивируемая революционными поэтами, которые создавали абстрактно-символический образ класса, конечно рабочего, сосредоточивая внимание на психологии массы. Пролеткультівці вообще призывали к уничтожению лирики. Василий Эллан-Голубой предлагал создать искусство «массового героизма». Вследствие таких представлений, по словам Александра Белецкого, вместо ярких героев предстает «многоголовый герой: спаянный единой психологией, стремлениями, волей - коллектив, группа».

Опираясь на традиции украинской и европейской поэзии, Павел Тычина, Евгений Плужник, Владимир Свидзинский, Тодось Осьмачка, неоклассики обратились к философскому осмыслению бытия человека. Развиваются жанры сонета, медитации, стихотворения рефлексии, стихотворения-пейзажа, стихотворения-портрета, элегии. В 20-х годах лирика тяготела к философскому трактовки тех проблем, которые имели решающее значение для исторической судьбы украинского народа. В частности, художники нарушали вечные темы свободы и рабства, жизни и смерти, человека и вселенной, человека и коллектива, однако решали их по-современному. В стихах Рыльского искренний лиризм сочетается с осмыслением духовной сути современника, у Бажана интеллектуальная энергия - с барочной вычурностью, в Свидзинского природа трактуется как неотъемлемая часть гармоничного бытия человека во Вселенной. Экзистенциальные мотивы бытия и смерти как забвение осмысливал Плужник.

Интенсивно развивается урбанистическая поэзия, которая в XIX веке почти не культивувалась в украинской литературе. Художники (прежде всего футуристы) воспевают индустриализацию страны, например, стихи о Днепрострой создали Владимир Сосюра, Павел Филипович, Василий Мисик, Андрей Панов, Михаил Семенко и другие. Отголоски грандиозного строительства в стране отражается в «Зданиях» Николая Бажана, «Ниагаре» Ивана Кулика, «Гелиополисе» Дмитрия Загула, «Харькове» Павла Тычины. Эстетически многомерной очерчивается урбанистическая поэзия неоклассиков, где образ города разворачивается через философскую оппозицию зодчество - руина. В их візіях (лат. visio - зрение, образ, видение) Киев представал как вечное мировое город, как центр духовности и красоты, город-храм (стихи Михаила Драй-Хмары, Николая Зерова, Павла Филиповича). Архитектура города определяется внутренне цельной как символ культуры, что говорит об нацию сквозь века и тысячелетия.

Даже традиционная для украинской поэзии пейзажная лирика претерпевает обновление, приобретает осмысление тема человека и природы. Развивается маринистическая лирика, в которой тема моря не просто символизирует судьбу человека в сложных волнах времени, как это было у романтиков первой половины XIX века, а становится образом мироздания, лоном всего живого. В 20-е годы к теме моря обращались Рыльский, Плужник, Драй-Хмара, Полищук, Около. Превознося морскую стихию, они по-философски осмысливают мир человека и морское царство, их конфронтацию и гармонию.

Особого расцвета на почве украинской поэзии достигает верлибр в творчестве Михаила Семенко, Валерьяна Полищука, Гео Шкурупия, Алексея Близка. Почти каждый поэт 20-х годов обращался к этой форме, чрезвычайно популярного тогда в Европе. Верлибрами написаны авангардные произведения Михайля Семенко. В «Поэме восстаний» он призвал художников: «Поэты, срывайте метр! Лягте под колеса революции». Как и немецкие авангардисты, Семенко стремился наполнить слово дополнительными смыслами: фразы располагал в графические конструкции, прибегал к акростихів, различных комбинаций слов, желая кольоромузикою, красками и звуками вызвать определенные субъективные чувства.

Возникает новый жанровая разновидность - лирическая поэма. Сюжет в ней разворачивается как поток противоречивых размышлений и переживаний лирического героя: «В электрический век», «Поэма моей сестры» Николая Хвылевого, «Галилей», «Канев» Евгения Плужника. В поэме «Галилей» поднимается проблема выбора человеком места в жизни. Герой произведения задумывается над тем, нужно ли интеллигенту вмешиваться в сложные противоречия эпохи, а лучше избрать тактику выжидания; имеет ли право гуманист пройти мимо зло? Лирический герой поэмы Плужника - это новейший Галилей, поэтому и занимает активную позицию, утверждая добро как действие.

Поэмы 20-х годов вобрали в себя тревожные ритмы времени, лексику и фразеологию революционного города, народную песню, революционные гимны и Марсельезы; в них открыто взаимодействуют конкретно-реальный, условный и романтично-символический планы изображения героя и времени. Большое влияние на характер исканий украинских поэтов имела поэма «Золотой гомон» Павла Тычины, которая вобрала величие и трагизм украинской национальной революции. Эту линию продолжил в лиро - эпической поэме «Красная зима» Владимир Сосюра (1898-1965), активный участник революционных событий в Украине. Увиденное и пережитое автором легло в сюжетную основу произведения, определило его пафос. Поэму впечатляют не только бодрые интонации лирического рассказчика, но и трагические нотки. Название произведения символично: от смертей, пролитой крови зима стала красной. Багряная краска сквозная в произведении. Как и прежде, в сутки казачества, бойцам, которые уезжают на войну, девушки пришивают красные ленты - символ девичьей верности и родины. Национальный колорит доминирует в произведении: например, у

 

 

Владимир Сосюра. Фото. 1923

 

 

Николай Бажан

 

эшелонов бойцы поют народную песню «Чумак». Заметных художественных открытий поэт достиг в исторических поэмах «Тарас Трясило», «Мазепа», где затронул проблему государственнических соревнований украинского народа.

Классическим совершенством, высоким интеллектуализмом отмечаются философские поэмы Николая Бажана (1904-1983) «Разговор сердец», «Гофманова ночь», «Гетто в Умани», «Слепцы», «Число», «Смерть Гамлета». Поэт сумел услышать переклички истории и современности, художественно увидеть актуальное в стихах прошлого. Поэма «Разговор сердец» характеризуется дискусійністю, разоблачением имперской идеологии. В этом свете Бажан рассматривает гоголевский комплекс раздвоения - «двух душ» в так называемую украинскую неполноценности, типичную для человека порабощенной нации. Отгремела революция, пала ненавистная империя, но комплекс раздвоенной души оживает вновь: психологически трудно преодолеть. Героя поэмы преследует тень прошлого, его рабский страх, его двойник. Наконец, герой побеждает двойника во имя будущего Украины. Поэму «Слепцы», обнародованное в журнале «Жизнь и революция» (1931), впоследствии печатать запретили. В ней с большим знанием исторического материала описаны быт лирников XVIII века, мастерски воссоздан колорит эпохи, дух времени, даже специфический словарь лирников. Поэт показал себя «мастер чеканного слова». Определенными деталями автор намекает на национальную поражение украинцев после уничтожения Запорожской Сечи Екатериной II. На этом фоне Бажан показывает двух лирников - старого и молодого, затрагивая тему художника и его искусства, его роли в обществе. Старого кобзаря превозносят раны и всеохватывающая мудрость, но он не отмечается активной позицией. Зато молодой лирник протестует, хочет «преодолеть, пробиться, выйти как муж, а не мученик!..» Возникают прозрачные аллюзии (намеки на определенное литературное произведение, образ или историческое событие) к современной Желаемую действительности: «слепые нищие», что «видели» и играли на ярмарках борцам за волю Украины, теперь играют современным Кочубеям и другим оборотням.

Импрессионизм «первых храбрых». Ярким метеором на небосклоне

 

 

Василий Чумак

 

новейшей поэзии засияла фигура молодого и самобытного поэта Василия Чумака (1901-1919), расстрелянного деникинцами в Киеве. Он вошел в украинскую литературу единственным сборником «Запев» (1919). Эта книга, по словам критика Бориса Якубовского, навсегда останется в нашей литературе первым цветением ранней весны революции». Василий Чумак - талантливый поэт-импрессионист, который формировался под влиянием Александра Олеся, поэтического короля сердец его поколения. Сборник пронизана космическими образами, героизацией подвига отдельного человека и народа, ведь художник верил в идею мировой революции и возрождение Украины как государства. Триптих «Красный запев» воссоздает атмосферу революционного подполья, в котором находился и сам поэт как член Украинской партии социалистов-революционеров (УПСР). Автор мастерски использует алітерацію: «роем - роем - роем / землю, как кроты», градацию образов, яркие метафоры: «сеем - сеем - сеем / буйные красные цветы», то есть революционные идеи освобождения, которые сеют борцы и которые сойдут бурями, маками и огнями. Критик Андрей Волна так писал об этом стихотворение: «Коротко. Одрубко. Все сказано. Здесь - непобедимая сила, несгибаемая воля. Чумак бурный, блестящий, как революция, в своих стихах, воспевавших «единения братских залез». Украинскую национальную революцию Чумак прославил в стихах «Кобзарю», «Призыв», «Прочь сомнения», «За границы», «Песни мщения».

 

 

Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 1872

 

Василий Чумак сумел отразить настроения и чувства тогдашнего интеллигента, который живет в условиях жестоких духовных и социальных сдвигов, обрисовывая его раздвоенность, шатания и сомнения в целесообразности кровопролития: «Две души: одна ищет бури, / струн безумных на бандуре... /А вторая... вторая - голубой покой / вдали, где степь широкая, / танки мечтаний дрожащих, нежных-нежных, И в белоснежных одеждах» («Две души»). В поэтике импрессионизма написано стихотворение «Офир», Василий Эллан - Голубой назвал «шедевром украинской поэзии». В то же время стихотворение является своеобразным поэтическим кредо Чумака. Здесь очерчено место поэта во время революции: писать и рисовать нужно не чернилами, а собственной кровью, отдавая свой талант делу революции: «Каждую волну каплю крови городу; / стекло витрин и тротуары наполнит ярым содержанием». Название произведения символично: в христианстве «офир» означает «жертва». Борьба за свободу и прекрасное будущее требует жертвенности собственного «Я» во имя общего. Так поступил художник, герой произведения, принеся в жертву свою жизнь и веря в прогресс человечества. Им прессионистическими мазками изображено психическое состояние лирического героя, больного чахоткой. Его повсюду преследуют видения капель собственной крови и аленького революции, что сливаются воедино. Печаль и безнадежность охватывают больного: не напрасны жертвы? Однако в последние минуты жизни лирический герой верит, что «Сказка. Около. Идет...».

Утонченностью чувств и художественным мастерством отличается поэзия «Сегодня ходил на могилу мамочки», в которой воспет нежную сыновнюю любовь к матери. Для импрессионистического стиля Чумака характерны краткость, «рубаність выражения», простые нераспространенные предложения, с помощью которых воспроизведен изменчивость впечатлений лирического героя, легкими мазками намечены окружающий мир. Этим достигается и эмоциональность произведения. Отсюда - поэтическая стихия, ливень метафор и сравнений, густая конденсация мыслей и чувств («Обніжок», «Май», «Ты - увы», «Ландыши», «Погром»). Поэзия Чумака отличается высоким волевым напряжением, энергией, боевыми призывными лозунгами.

Василий Эллан-Голубой (1894-1925) вошел в украинскую лирику сборником «Удары молота и сердца» (1920). Это был активный деятель УПСР, членов которой называли боротьбистами - от названия газеты «Борьба», которую он редактировал. То была партия национального толка. Семинаристом Василий Эллан - Голубой посещал знаменитые субботу у Михаила Коцюбинского, на которых читал свои стихи: «В жизни горю... Жизнь люблю - И щекотка смеха и терпкие слезы, / И каждую радощинку пью, / Как солнце пьет утренние росы». Поэт научился тонко через ритмомелодику передавать изменчивые душевные состояния, объединять в целостность образы-символы и звукопис стихотворения.

 

 

Василий Эллан-Голубой

 

После революции лирику Эллана-Голубого наполняют мотивы борьбы, действия, жизнеутверждения: «Ни слова о покое! Ни слова об усталости! / Пусть звучат бодрые марши и громкие...». Стихотворение «Вперед» строится на поэтике восклицательных предложений, риторических вопросов, что усиливает действие и раскрывает решимость лирического героя изменить старый мир: «Умрем. - а здобудем ключи от жизни». В сборнике «Удары молота и сердца» лирический герой определяется как пламенный революционер, максималист, коллективист, что говорит за всех пролетариев, объединенных «плечом к плечу», чьи «глаза горят, как острие меча». Герой остро чувствует закостенелость мышления порабощенной человека, рутинность мещанской психологии, которые мешают сбросить оковы рабства. Его речи взволнованное, полемическое, построено как серия ударов по врагу. Метафора «удары молота» истории в такт с ударами сердца» передает миропонимание революционера: «Муром упорно горизонт. / Ударьте по разгону: р-раз... / Мы - только первые храбрые, / Миллион подпирает нас» («Удары молота»). Правда, в лирике Эллана-Голубого неповторимый духовный мир индивида растворено в массе, вместо лица - социальные типы. Это обусловило художественные просчеты в создании образа творца революции: обезличенность, упрощение духовного мира человека.

Эллан-Блакитный пишет стихи-марсельезы, марши, гимны революции, в которых риторически и декларативно, но афористично отражен дух эпохи, социальное и национальное пробуждение масс («После «Крейцерової сонаты», «Бастилия», «Канонада»). На глазах лирического героя разыгрывается великое действо революции. Его душа отзывается голосом сурьмы, барабанным боем, многоголосыми хоралами. В автобиографической поэзии «К берегам» органично сплелись неоромантика и импрессионизм. Поэзия строится на антитезе: затишкові, покоя противопоставляются безостановочное движение вперед, неизбежность борьбы, воплощенной в образах лодки и чайки. Как крещендо, звучит заключительный строка стихотворения: «Вперед! Всегда вперед несите меня, паруса». Поэту импонирует импрессионистическая стилистика, что предусматривает непосредственное воспроизведение минутных впечатлений, короткая, «рубленая» фраза, ритмомелодика, основанный на изменчивости темпа, приеме умалчивание, применении пауз.

Лирика символистов. Интенсивно развивалась символістська стилевое течение. Ее представляли братья Павел и Яков Савченки, Дмитрий Загул, Николай Терещенко, Владимир

 

 

Яков Савченко

 

Кобылянский, Олекса Слисаренко. Основным тропом был символ - устойчивая метафора. В украинских лириков именно символ стал принципом обобщения; его назначение - открыть сущность мира идей и мечтаний.

Образы-символы намекают на скрытую, мистическую сущность явлений. Поэты-символисты обогатили лирику разнообразием рефлексий, внушений, интуитивных догадок, игры на многозначности слова. Александр Белецкий считал, что украинский символизм расширил идейный простор поэзии, поднял на новую ступень технику стихосложения.

Николай Зеров назвал «зарей плеяды» Якова Савченко (1890-1937), автора сборников «Стихи» (1918), «Земля» (1921). В его произведениях фигурируют абстрактные образы призраков, змей, дикой силы, почерпнутые из традиции романтиков. Поэзии этого символиста мелодичные и художественно совершенны: «Он ночью прилетит на шаленім лошади, / И в окно он постука железным мечом. / Ты останнюю сказку докажешь мне / И заллєшся плачем» («Не дано»).

Эстетическая концепция действительности Якова Савченко ирреальная: за миром явлений, которые человек видит, прячется настоящий мир, неизвестный и таинственный. Призвание поэта - понять его и открыть читателям. Савченкове Неизвестно напоминает античный Фатум: человек бессилен перед неизвестным, отдана на растерзание космическим силам, но ей дано предчувствие, внутренний голос. Появление стихов Савченко повлекли предчувствие катастрофы, Первая мировая война закончилась революцией. Его поэзия - эхо глобальных изменений. А потому любимый цвет художника - черный, что покрывает даже стихию огня и солнца: «Три цвета в жизни было, / В трех цветах вся земля. / В двух цветах горело Зло, / А третий мой. А в третьем - я.//И третий - черный, как агат. / Я умер уже - и им свічусь. /И третий - блеск страшных Свічад, / Что мертвый я теперь смотрю» («Три цвета»).

Лирика Савченко отражала тревожные настроения масс, ведь родная Украина истекала кровью в водовороте революции и гражданской войны. Поэту она кажется пустыней, а потому он хочет пробудить ее криком труб», «брязчанням арф». Революционный мир предстает перед художником как гигантский поток, как расщепленный Вселенная, которая уничтожает народы и Землю. Трагизм эпохи особенно выразительно передано в поэзии «Христос отаву косит», которая перекликается с «Скорбным матерью» Тычины. У Савченко библейский сюжет оттеняет трагическую судьбу Украины. К крестьянину приходит Христос и помогает ему косить, стремясь заменить павшего в бою сына. Этот образ символизирует высшую правду народу, жертвенно борется за свободу: «Упал мужик на прошлогодних покосах: / Аж сто звезд цветет! / Глянул Христос отаву косит /И копны кладет. // Глянул прострелено: кто это? / Ты, мой сыночек, Ты, Христосе, / Оборванный, босой? / Кто это? / Ой, зацвели в степях слова звездно, / Ой, запылал грусть полей. // Давно уже человеческое поле вспахано, / А ты и отавы не скосил...»

Яков Савченко стал жертвой сталинских репрессий. 1 ноября 1937 года его расстреляли.

Украинские символисты расширили зображально-выразительные возможности искусства слова. В их лирике слово было не столько понятием, непосредственно называло вещь, сколько образу, который вызвал определенные ассоциации, смущал своей многозначностью и скрытым смыслом.

Лирика футуристов. Европеизировали украинскую лирику и футуристы. Обновляя ее выразительные средства, они стремились «выпустить слова на волю» (Михайль Семенко), освободить стихотворение от совпадений фразы и стихотворной строки, щедро творили новые слова. Вместо внедренной романтиками, символистами и импрессионистами евфонії (благозвучия), они вводили в поэзию диссонансы (різноголосність), применяли свободные ассоциации, чтобы передать ритмы новой эпохи.

Талантливейшим поэтом-футуристом был Михайль Семенко (1892-1937). Он провозгласил деструкцию (разрушение) формы, эпатаж (скандальная выходка). Заслугой поэта было обращение к урбанистических мотивов. Художник творил алогічну язык, чрезмерно употреблял согласные, пытаясь передать хаос индустриального города. Классическим образцом такой поэзии является стихотворение «Город»: «извозчики - люди / трамваи - люди / автомобілібілі / бігорух рухобіги... дыма сталь / курят / пах / пахка / пахітосна / дым синий / черный ды / м...» Поэт был наиболее последовательным художником-футуристом, неугомонным разрушителем классических форм стиха и поэтики.

В сборниках «Прелюдия» (1913), «Дерзание», «Кверофутуризм» (1914) (лат. кверо - искать) преобладает метафорическая игра понятий и образов, хотя присутствуют и элементы символистской поэтики. После революции Михайль Семенко осуществляет футуристическую революцию в искусстве, выдает десятки книг: «Пьеро кажется», «Пьеро любит», «Пьеро мертвопетлює», «Девять поэм» (1918-1919). Он взялся разрушить крестьянскую основу украинской поэзии, противопоставляя ей урбанистические мотивы. Вместо изначального

 

 

Михайль Семенко

 

украинской мечтательности и кротости Семенко вводит «громкую манифестацию нервной души» (Юрий Лавриненко), поэтизируя прозу обыденности, индустриальный пейзаж. Он становится певцом автомобилей и локомотивов, задымленных городов. Изображая городской пейзаж, поэт делает его динамичным, изменяемым в соответствии с движением автомобиля, в котором едет герой произведения. В цикле «Девять поэм» художник перекликается со сборником «Города-спруты» Эмиля Верхарна, рисуя образ старого мира и рождения нового. Монументальная фигура лирического героя воплощает мощь и силу народа, освобождается. В 1937 году Михаил Семенко был репрессирован и расстрелян.

Итак, поэзия 20-х годов XX века характеризуется модерными художественными стилевыми течениями и направлениями, новаторскими средствами изображения духовного мира человека. Обновилась проблематика и жанровый репертуар лирики, применялись как традиционные приемы моделирования жизни, так и новейшие, авангардные, синтезировались в непреходящие явления культуры. К сожалению, современные художественные поиски и эстетические открытия с наступлением культа личности Сталина были жестоко прерваны, а произведения художников украинского возрождения запрещены и объявлены вредными, классово враждебными.