РОМАНТИЗМ - художественное направление и один из самых значительных этапов развития литературы, приходится на конец XVIII - первую половину XIX вв.
Романтизм был не только литературным направлением, но и мощным духовным движением, которое охватило различные сферы культуры: искусство, философию и историографию, даже политэкономию, правоведение, медицину и т.д. Он формировался и развивался как комплексная духовная культура, чем напоминает другие великие эпохи в истории европейской культуры - Высокое средневековье, Возрождение, Барокко, Просвещение. В основе романтизма лежат общие мировоззренческие интенции и структуры, принципы и модели мышления, которые распространялись на различные сферы духовно-практической деятельности человека, специфически проявляясь в них.
Истоки и общественно-историческая почва романтизма советская наука связывала с реакцией на Французскую буржуазную революцию и Просвещение, которое идеологически подготовило ее. С этим можно согласиться лишь отчасти, относительно определенных явлений и тенденций романтического движения. Ведь формирование романтизма началось задолго до французской революции, еще в середине XVIII в., что ставит под сомнение тезис о названной революцию как предпосылку и определяющий стимул его появления. В своих развитых формах он набрал прежде всего характера своеобразной романтической оппозиции тогдашнему буржуазному обществу, которое сложилось в Западной Европе и США.
Романтизм нес с собой принципиально новое мировосприятие, разрыв с моделями и формами мышления, в том числе художественного, что доминировало в предыдущие эпохи. Они базировались на том, что мир существует на разумных началах и состоит из отдельных статичных вещей и форм, которые находятся во взаимосвязи и взаимодействии, он напоминает хорошо отлаженный механизм и поддается рациональному познанию и витлумаченню. Романтическое мировоззрение исходил из того, что нет ничего завершенного в себе и самодостаточного, что мир, бытие - живая динамическая единство, где все взаимосвязано во всеобъемлющем спонтанном движении. Это динамическое мировое целое романтики воспринимали как «космический организм», и если просветителям - рационалистам свойственно было распространять механические законы на мир живой природы, то романтикам присуща противоположная интенция - покорять неживую природу законам жизни и одухотворять ее. Вместе с тем романтикам чужая просветительская вера в разум и рациональное познание. Мир для них - непостижимая тайна и загадка, доступная скорее иррационально-интуитивному постижению. Соответственно в романтическом художественном мышлении и структуре живописи преобладает иррационально-интуитивный элемент.
В целом романтизм тяготеет к идеалистического мировоззрения, которое приобретает разные формы проявления - религиозных, спиритуалистических, мистических, пантеїстичних. Для романтиков дух является той креаційною силой, действующей в природе и человеке и творит смысл и разнообразие бытия. Соответственно и сущность человека для романтиков духовная, человек - не объект приложения внешних сил, которые ее детерминируют, а субъект, воплощение духовного творческого начала.
Как художественный феномен романтизм исходит из другой эстетики, чем его предшественники - ренессанс, в какой-то мере барокко, классицизм, а также реализм. Эти художественные системы основываются на эстетике мімесису, на сформулированному еще Аристотелем понимании искусства как «подражания природе». Романтизм же тяготеет к субъективно-экспрессивной эстетики, акцент переносится на самовыражение художника, и произведение рассматривается как порождение творческого духа, в котором с помощью «философии тождества» предоставляется онтологический смысл: «я» тождественно «не-я», природа идентична духу.
С этими эстетическими принципами романтизма тесно связана особая роль воображения в процессе творчества. В романтической художественной системе воображение - не только вымысел, фантазия, но и нечто несравненно больше: и средство познания мира, и реализация этого познания. Романтики считали, что в ней сочетаются иррациональные и рациональные познавательные способности человека, это прежде всего «досвідома» способность человека, но она включает и ум и является деятельным посредником между человеком и природой, индивидуумом и универсумом. Воображение обладает удивительной способностью проникать в вещи и явления, их сущность и их динамику и выражать все это в поэтических образах и картинах; поэтому П. Б. Шелли и провозглашал, что поэзию в целом можно определить как «выражение представления». И чем воображение мощнее и более раскована, тем глубже она проникает во все сущее и убедительно воспроизводит.
К атрибутивных черт поэтики романтизма относится также обращение к символу и мифу как іманентних средств художественного выражения. Романтиков особенно интересовало духовное и душевное жизнь, но это содержание, лишен предметно-чувственных форм, и отсюда неизбежность обращения к символу и мифу в его выражении. В мифе романтиков больше всего привлекала его «символическая природа», то, что они считали первобытным и органичным воплощением символических форм мышление. их поэтический символизм был, в конце концов, утверждению единства природы и духа и одновременно - духовной сущности мироздания, которая находит выражение в символах, в «чтении» природы как системы символов и знаков, раскрывающих духовный смысл.
Распространенное понимание романтизма как искусства, ось которого смещена в сферу субъективности, духовного и эмоционального мира личности. Ему действительно присуща повышенная активность субъективно-лирического первоистока, не случайно наиболее полно и ярко проявился он в лирической поэзии и музыке. К важнейшим его свершений принадлежит открытие «внутренней бесконечности» индивидуальной личности«, субъективного человека с его глубиной, сложностью и неоднозначностью. При этом внутренний мир человека поставь в романтиков в динамике и светотени, в борении противоречивых стремлений и страстей, в сочетании рационального и иррационального, чаще всего - в драматическом напряжении. И это не означает, что романтизма свойственна суб'єктивістська замкнутость. Он был открыт и объективному миру, в некоторых своих течениях активно направлен к природе, обществу, истории, где его открытия и достижения тоже очень значительные. Здесь, в частности, романтики открыли «историческую человека», тесно связанной со своей эпохой и средой, «местный колорит», в воспроизведении которого слились история и быт, ценность видового, индивидуального, что не восходит к родовому, «типичного», новое восприятие и переживания природы.
Отсюда наличие в романтизме значительного количества течений и тенденций, которые проявлялись с разной степенью определенности. Это вопрос трактовалось упрощенно советским литературоведением, которое разделяло романтизм на «прогрессивный» и «реакционный», основываясь на идеологическом принципе, который является внешним к художественному процессу. На самом деле в романтизме имеем широкий спектр течений и тенденций, между которыми существовали и значительные различия, и нередко их развитие происходило в разнонаправленных направлениях.
Укажем на самые значительные из этих течений, исходя из іманентних закономерностей и структур художественного процесса. Это прежде всего раннее, или универсальный, романтизм с его установкой на охват бытия в его полноте, в том, что существует и что должно существовать, обращением к символу и мифу как наиболее адекватных форм художественного выражения. Романтикам этого течения еще чужой разлад с действительностью, противопоставление ей идеала, разочарование и отрицание, - для них, современников французской революции, действительность была еще действительностью становления и надежд, нерастраченных возможностей. Раньше всего и ярче всего это течение проявилось в немецкой литературе, в романтиков энска школы (А. В. и Ф. Шлегелі, Новалис, Л. Тик и др.) и Ф. Гельдерлина, к ней принадлежат В. Блейк и С. Кольридж в английской литературе, американский трансценденталізм, Ф. Тютчев в русской литературе и т.д. Одной из самых распространенных является также течение, ориентированная на фольклор и его поэтику, которую можно назвать народно-фольклорным романтизмом. Романтики этого течения не только собирали народную поэзию и черпали из нее мотивы, образы, краски, но и находили в ней модели и архетипы творчества. Раньше это течение проявилось в английской поэзии (В. Вордсворт), но расцвета приобрела в Германии, у романтиков гейдельберзької школы (А. фон Арним, К. Брентано, Я. и В. Гримм, Й. фон Ейхендорф) и их последователей, впоследствии - в славянских литературах, в частности украинской.
Третьей отчетливо очерченной течению романтической литературы «байронічна», что сложилась в 20 - 30-е годы XIX в. ей присущи специфический комплекс умонастроений, круг сюжетно-тематических и лирических мотивов, тип героя, особенности поэтики и стиля. Байронизм был наиболее бурной и пылкой реакцией на буржуазное общество, стабилизировалось, и его безапелляционным отрицанием. Именно в этом течении и появляется то обостренное противопоставление мечты и жизни, идеала и действительности, которое у нас долгое время считалось детерминантой всего романтизма. Кроме Дж. Байрона, к этому течению в определенные периоды творчества принадлежали А. де Вины и А. де Мюссе во Франции, Г. Гейне и Н. Ленау в немецкоязычных странах, Д. Леопарди в Италии, X. где Еспронседа в Испании, А. Мицкевич и С. Красинский в Польше, А. Пушкин и М. Лермонтов в России и др.
Широкое распространение получила также гротескно-фантастическая течение, которую по имени ее наиболее характерного представителя, Е. Т. А. Гофмана, можно назвать «гофманівською». Ее субстратом является внесение романтической фантасмагории в сферу повседневной жизни, быта, в результате чего действительность предстает в капризных гротескно-фантастических образах и освещении, что обнаруживают ее скрытую сущность. Кроме творчества Гофмана, к этому течению принадлежат той или иной степени проза Эдгара По, Г. Гоголя (прежде всего «петербургские повести»), «философские этюды» А. Бальзака, «неистовый романтизм» и т.д. Важной пізньоромантичною течению есть «вальтерскоттівська», которая сосредоточилась на разработке исторической тематики, в частности жанра исторического романа, который получил большого развития в европейских литературах 20 - 40-х годов XIX ст. В этом течении наиболее полно проявился «внешний романтизм», направленный на объективный мир.
В каждом литературном направлении складывается своя система жанров и устанавливается их иерархия в зависимости от роли того или иного жанра на данном этапе литературного процесса; при этом жанры, что венчают иерархию, имеют ощутимое влияние на другие, на поэтику всего направления. В силу названных выше факторов романтизм характеризуется превалированием лирики и ее интенсивным воздействием на другие роды и жанры литературы и их ліризацією. Ліризується поэма, которая до того хранила эпическую природу, ліризуються прозаические жанры - рассказ, повесть, роман, такого же действия испытывает драма. В то же время романтизм является разомкнутой и подвижной жанровой системой, открытой взаимодействия разных родов и жанров, а всех их - с другими искусствами и фольклором. Эпоха романтизма ознаменовалась появлением новых синтетических жанров, среди которых следует указать прежде всего на жанры лиро-эпической поэмы и драматической поэмы, которые относятся к ведущим в литературе зрелого романтизма.
В украинской литературе романтизм складывается в конце 20-х - начале 30-х годов, а его расцвет приходится на 30 - 50-е годы. Как и в большинстве европейских литератур, его появлению предшествовали преромантичні тенденции и веяния, которые распространялись в первой трети XIX в. Вершиной украинского романтизма, его самым мощным и самым ярким проявлением является поэзия Т. Шевченко. Значительного развития в украинской литературе приобрела течение народно - фольклорного романтизма, что обусловлено социальным состоянием тогдашней Украины и ее национальной культуры. Представленные в украинской литературе и другие романтические течения, которые подвергались значительной трансформации.
Лит.: История зстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. М., 1967. Т. 3; Дьжонова Н. Английский романтизм. Проблемы зстетики. Л., 1970; Берковский Н. Романтизм в Германии. Л., 1973; Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980; Наливайко Д. Общность и своеобразие: Украинская литература в европейском контексте. К., 1988; История мировой литературм: В 6 т. М., 1989. Т. 6; Чижевский Д. История украинской литературы: От истоков до эпохи реализма. Тернополь, 1994; История украинской литературы XIX века: В 3 кн. К, 1995-1996. Кн. 1 - 2.
Д. Наливайко