Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

РЕФОРМАЦИОННЫЕ ТЕЧЕНИЯ. Приходили к нам несколькими путями: из Чехии (учение братьев - чехов), из Швейцарии (кальвинизм), из Германии (лютеранство), из Голландии (анабаптизм), из Италии через Польшу (антитринітарії, социане), а также с Новгородщины и Московщины (движение «зжидоватілих», истоки которого фиксирует еще Киево-Печерский патерик). Лютеранство на нашей земле особого развития не мало, кальвинизм загніздився не стало, в конце концов, вступил в соревнование с антитринітарством и был им преодолен, движение «зжидоватілих» практически слился с антитринітарством. Реформаторы (кальвинисты и лютеране) в общем не хотели изменить идеи христианства, они восстали против римско - католических порядков, коснувшись отдельных позиций христианского вероучения: вера и дела, греха и покаяния, церковь.

Антиринітарії пошли дальше: отвергли основной догмат о святой Троице. Основал это движение в Европе испанский врач Михаил Сервет. Науку М. Сервета развил патриций м. Сиенны Лелий Социн, который нашел единомышленников в Польше в окружении королевы Боны. Антитринітарії в Польше сначала вошли в альянс с кальвинистами, а 1558 г. выступили с новой наукой об Иисусе Христе. В 1566 г. кальвинисты объявили полный разрыв с антитринитариями. На съездах 1566 г. в Лайнуті и Саринні было признано антитринітаторство как отдельную секту; главный двор она имела в м. Раковые. В число антитринітаріїв улилися анабаптисты, близкими к ним стали «зжидоватілі», основные принципы которых обосновал еврей из Киева Сахарія.

В XVI в. главными проповедниками «зжидоватілих» стали русские эмигранты Ф. Косой и Игнатий. Реформатором антитринігарської церкви в Польше стал племянник Лелія Социна Фауст Социн (1539 - 1604), который прибыл в Польшу в 1574 г. Он написал «Катехизис», который завершил и вещал в Раковые (1605) пастор Валентин Смальцій. Ф. Социн повел борьбу с «зжидоватілими», которые вышли из секты.

Представители «католической руси» (С. Кленовім в «Роксоланії», 1574) и православные (Г. Смотрицкий в Библии) относились к реформаторам только негативно, хотя впоследствии и С. Кленович, и православные с реформаторами сблизились, войдя с ними в союз в борьбе с римо-католической экспансией, в частности К. Острожский, по поручению которого реформатор Христофор Филалет написал против унии «Апокрисис». И. Вышенский посвятил протестантам отдельную главу в своей «Книге»; в «Зацепке мудрого латинника с глупым русином» он осуждает арианство, как вообще ереси. Называет такие виды реформаторов в своем времени: евангелисты (анабаптисты), субботники («зжидоватілі») и др. Одновременно в самой мислительній системе И. Вышенского имеющиеся выразительные аналогии с учением протестантов, в частности с «Письмом» Ивана Смери - протестантской памятником украинской литературы, собственно антитрині-таторською. В Целом И. Вышенский использовал только элементы протестантизма.

Реформаторы в Украине искали себе меценатов, которых склоняли к своей вере и у которых оседали. В Галичине соцініанство возникло около 1550 г. В Беларуси активно работал С. Будный - автор кальвинистского «Катехизиса» (1552) и «Оправдание грешного человека перед Богом» (1562). Протестанты для своих нужд переводили лютеранские песни, сборник которых дошла до нашего времени. Считают, что близким к протестантам был православный киевский митрополит А. Дивочка. Распространяется протестантство и на Подолье, захватив шляхетские роды Потоцких, Мелецьких, Мельштинських, Синявских, Фірлеїв и др. В Паніовцях появилась реформаторская кирха, основано академию и типографию. Паніовський печатник Малаховичем выдает здесь ряд трудов реформаторов. Основан соцініанську школу в Хмельнику, где работают X. Франкен, Ю. Шиман, Войцех из Калиша, Я. Фельнелій, К. Острород (в основном немцы), их підгримував Хмельницкий староста М. Мелецкий. в 1585 г. в Хмельнику состоялся соцініанський собор. Против книг протестантов активно выступали иезуиты. Войцех из Калиша имел поддержку от Я. Замойского и был его советчиком при открытии Замойской академии.

Распространялось протестантство и на Волыни, в конце первой половины XVI в. здесь появились лютеране, но успеха не имели, зато прижилось антитринітарство. В 1575 г. переезжают на Волынь Ф. Косой с Игнатием (последний жил в шляхтича К. Чаплича). У К Острожского нашел убежище антитринітарій Мотовило, который по заказу князя написал острую ответ П. Жалобе. Православная волынская шляхта охотно приглашала к себе протестантов учителями для своих детей. В 1581 г. волынский социніанин В. Негалевський осуществляет перевод на книжную украинский язык Нового Завета (работал в с. Хорошеве неподалеку от Острога, которое принадлежало господам Ляховицьким).

Католическая реакция против протестантства началась в 60-е годы XVI в., с тех пор начали конфісковуватися протестантские издания. Часть протестантства пытается объединиться, некоторые переходят в римо - католицизм, собираются в Польше съезды протестантов, в 1570 г. происходит их генеральный съезд в Сендомирі. Со смертью короля Сигизмунда Августа закончился свободное развитие протестантства в Польше. Против него активно действуют иезуиты, в 70-х годах XVI в. начинаются погромы протестантских учреждений и школ. Особенно эта реакция приобрела силы при Сигізмунді III. Контрреформация продолжалась до середины XVII в. и закончилась полным поражением протестантов.

Из Польши социниане перебираются в Украину, где наибольшего расцвета досяглії в первой четверти XVII в. (их опекает семья Чапличей). В Киселине Ю. Чаплич основал социніанську общину, молитвенный дом и школу (пастырем был украинец М. Твердохлеб), с 1614 г. здесь функционирует академия. Первым ректором ее стал Есть. Кисель, который под псевдонимом Галасія написал посвященную П. Могиле «Антипонологію». Способствовали социніанам шляхтичи Гойські с Гоще (здесь была социніанська школа), господа Сентюги с Ляховець, а также Пронский из Берестечка. С антигринітарських кругов вышла печатная украинском языке «Русская Трагедия» (Раков).

Падение в Раковые академии (1638) и закрытия протестантской общины в Люблине знаменует начало окончательной гибели антитринітарства в Польше. Отсюда социниане перебираются в Киселин, где открыто академию, но 1640 р. Ю. Чаплич был привлечен к суду за открытие академии и прибежище ариан. 1644 г. академию в Киселине закрыто, изгнаны социниан с Ляховець и Гоще. Впоследствии А. Киселя социниане в Гоще вернулись. Последним крупным центром социниан в Украине стал Черпяхів под Житомиром, которым владели господа Немиричі. Здесь работал известный ученый - шляхтич Киевского воеводства С. Припковський, который оставил ряд богословских и исторических сочинений, панегириков, эпитафий, гимнов, элегий, написал биографию Ф. Социна, трактат о вреде монашества. Работали социниане и в Киевской коллегии. Ряд трудов написал головинії протектор социниан Юрий Немирич, один из авторов знаменитых Гадяцких статей.

Реформационное движение в Украине не оставил глубокого и устойчивого следа в нашей культуре, хотя и здесь не обошлось без определенных достижений: именно реформаторы внесли долю труда в развитие образования, переводческой и украинской полемической литературы, приняв участие в полемике православных с римо - католицизмом. Они воздействовали также в определенной степени и на развитие философии на украинской земле (И. Вышинский, К. Транквилион-Ставровецкий, профессора Киевской академии).

Лит.: Левицкий О. Социниане на Руси // Заря. Л., 1882; Вишенский И. Произведения. К., 1986; Украинская поэзия XVI ст. К., 1987; Шевчук В. Возрождение и реформация в украинской культуре XV-XVII вв. // Филос. мысль. 1989. № 4.

В. Шевчук