РЕНЕССАНС (от латинского - відроджуюсь) - эпоха Возрождения в истории западноевропейского искусства, литературы и философии, пришедшей на смену эпохе Средневековья.
Основная черта - возвращение в искусстве к формам античного, в частности римского, сближение художника и мыслителя с природой, вникания науки в законы мироздания, в частности анатомии и различных природных явлений. Передренесанс появился в Италии еще в XIII-XIV вв., но твердо установился это направление с 20-х годов XV в.; во Франции, Германии и других европейских странах началось значительно позже; в украинской культуре он имел вид спорадических явлений, которые не охватывали всего образа мышления, а фиксировался вроде как отдельное течение, наиболее полно оказавшись в XVI ст., а в первой половине XVII в. зливавсь с местным разновидностью барокко.
В Западной Европе Ренессанс разделяют на три периода. Так, в Италии Раннее Возрождение датируется 1420 - 1500 гг.; в это время искусство еще объединяет новые способы эстетического видения мира со старыми, средневековыми, только присоединяются к ним элементы классические, но постепенно классическое эстетическое мышление становится доминирующим. Второй период - Высокое Возрождение в Италии длится от 1500 до 1580 г., когда центр искусства из Флоренции перемещается в Рим, особенно за папы Юлия II и его преемников. Античное в это время становится образцом, черты средневековья исчезают полностью, но при этом античное искусство не копируется, а творчески усваивается. В основе эстетического видения мира лежит гармония и величие, красота сочетаний, изысканность деталей; особенно это заметно в произведениях римской и венецианской архитектурной школы. За пределами Италии Высокое Возрождение наступило с середины XVI в. и продолжалась до середины XVII ст., но здесь итальянский стиль приспособился к местным вкусам других народов. Третий период Возрождения определяется нарушением гармонии и стремлением художников комбинировать античные мотивы, достигая причудливых форм, что и вылилось в стиль барокко, который господствовал в Италии приблизительно до 1715 г., в других странах в 20 - 40-х годов XVIII в.
Ренессанс - один из поворотных пунктов духовной жизни Европы, им начали датировать конец средневековья, обозначая «новое время». В литературе в эту эпоху господствует латинский язык, идет изучение и познание античной литературы, возникает новая система мышления гуманизм, причем в классических формах подавался новый смысл. Что же возрождался? Возвращался античный идеал красоты, как гармоничной, а значит, четко и ясно осмысленной и организованной; обращалось внимание на ценность и высокую стоимость человеческой личности, освобождение ее от средневековых догм. Мир рассматривался не как пристанище зла (дьявола), как это было с христианской ортодоксией, которая требовала мир проклясть и покинуть, а как вместилище красоты, через что человек виделась как составляющая природы, творение высшего разума и существо разумное.
Возвращение к античным формам происходило и в пластических искусствах - через усвоение нового видения мира. В музыке Ренессанс не имел совершенных образцов, ибо с античного времени она не сохранилась. В литературу возвращалась античная поэтика, образцы которой писатели подражали, особенно в поэзии. В философии наряду с Аристотелем открыли и Платона, изучалась восточная философия. Постулат «освобождение человека» был бороті, боя за ее секуляризации - освобождения от церковных догм, превалирование разума и внутренней свободы. Появилось понятие патриотизма и национального сознания. Человек имел приближение к природе, овладение ее, сама природа становилась предметом и объектом художественного изображения («Роксолания» С. Кленовича). Хотя вопрос о научное исследование природы человек Ренессанса еще не ставила (это поставило барокко), и познания уже начала, пусть в форме магии, алхимии и астрологии.
Секуляризация привела к становлению светской литературы и культуры вообще, основанных на античных идеалах красоты. В литературе в светских темах начали разрабатываться эротические мотивы, описания земель и природы, идеализация силы (героические мотивы), полноты жизни, патриотизм. Впервые появилось понятие индивидуализма, который в ренессансной человека был эгоцентричным; одновременно началась и критика церкви. Развилось и географическое знание, через что гуманисты выдвинули идею единства рода человеческого, человеческого братства без конфессиональных и расовых ограничений. В философии усваивался рационализм и эмпиризм, ум при этом основувався на эмпирическом (на опытах построенном) опыте. Именно исходя из идеи единства человеческого рода в Европе создавалась совместная новолатинська литература, возникли идеи межконфессиональных объединений; поэзия также мыслилась как детище совместного европейского Парнаса, в то же время начали появляться и национальные Парнаси, как свидетельство роста национального сознания.
В Украине Ренессанс не охватил всех творческих сфер, а существовал лишь как одна из эстетических течений. Это обусловлено тем, что до XVI века. Украина находилась в тесной связи с византийской культурной сферой, которая соединялась с православной конфессией, в частности ее відпорністю к западной культуре, которая шла к нам через Польшу. Через это носителями ренессансных форм в Украине, в литературе, стали сначала не представители православия, которые оставались в сфере средневековых способов мышления, а так называемая римско - католическая русь (термин В. Липинского), то есть те ребята, которые уезжали в конце XV - в XVI в. до Западной Европы, принимали католицизм и получали образование в тамошних университетах. На этой основе возникла литература так называемых рутенців, которые писали в основном на латинском языке, добавляя к своему имени приложения Русин, Рутенец, Роксолянин и этим подчеркивали свою принадлежность к украинскому географического или этнического пространства; некоторые из них работали в западноевропейских университетах (Ю. Дрогобыч) были приближены к Краковской, а впоследствии Замойской академии. Такими были Павел Русин из Кросна (1470 - ок. 1517), автор сборника стихов «Песни Павла Русина из Кросна» (Вена, 1509), для которого русин «слово сладкое»; Григорий Чуй Русин из Самбора. (бл. 1523 - 1573) - автор поэм и панегириков, еклог; Тычинский Георгий Рутенец (первая половина XVI в.), который написал о «найславнішу королеву Галичины Саломею», поэму про святую Варвару, мощи которой лежали в Киеве, «Елегіакон» и другие произведения; Иван Туробінський Рутенец (1511 - 1575) - автор учебников и стихов на латыни; Лука из Руси, автор учебника по епістолографії (1522); Станислав Роксолянин Ореховский (1513 - 1566) - один из величайших мыслителей XVI в., в частности автор утопических трактатов, который никогда не забывал своей прописаности до Украины и т.д.
Некоторые из латиномовних поэтов определяли такую прописанность тематикой произведений, описывая Украину: Николай Гусовский описывал белорусскую и украинскую земли; С. Кленович объявил становления Русского Парнаса в Львове и просторно описал Украину в поэме «Роксолания» (1584); М. Стрыйковский описывал исторические действия в Украине и манифестировал, что Русь имеет буги ему за это благодарна; Симон Пекалид - автор поэмы «Об Острожской войне под Пяткой против низовых» и др. их поэзия и проза проникнуты поэтикой Ренессанса, построенной на античных образцах и идеях гуманизма. Реакцией на литературный Ренессанс в Украине была полемическая творчество И. Вышенского, что формально и мировоззренчески знаменовала собой переход к барокко - это в украинских условиях определяло сочетание византизма с Ренессансом и усвоением определенной степени идей реформатизму.
В первой половине XVII в. поэтика Ренессанса употребляется иногда в чистом виде, например в поэме И. Домбровского «Днепровские камени», в польско-украинской поэзии (С. Симонид, брать Зиморовичі, Я. Щасный-Гербурт, М. Пашковский и др.), но в основном наполняется барочными элементами. В целом раннее украинское барокко до 40-х годов XVII ст., то есть до возникновения Киево-Могилянского атенею, который знаменовал начало высокого барокко, и характеризуется таким соединением. Это явление фиксируем в ряде произведений: в «Узоре цнот» О. Митури (1618), в «Стихах на жалостный погреб... П. Конашевича-Сагайдачного» (1622) К. Саковича, в «Лабиринте» Т. Євлевича (1628), правда последние с элементами барокко, и др. В «Евхаристиріоні» С. Почаського имеем наряду с усвоением ренессансных форм своеобразное полемическое отрицание Ренессанса, например в стихотворении, посвященном Деве Марии:
Из своего мы Парнаса Феба прочь с сестрами
Прогнали, а в нем просим жить с нами.
Патронкою наук всех мы тебя признаєм,
И верим: с ботомудря нам теперь ты дана...
В украинской драматургии поэтику Ренессанса отражено в «Трагедии русской», напечатанной в Раковые в первой четверти XVII в.
В целом Ренессанс в Украине связано с развитием городов и повышением автономного самоуправления мещанского сословия.
Лит.: Чижевский Д. Ренессанс и Реформация // История украинской литературы. Нью-Йорк, 1956; Голенищев-Кутузов И. Н. Гуманизм у восточных славян. М., 1963; Гординский С. Ренессанс // Энциклопедия украиноведения. Париж; Нью-Йорк, 1973. Т. 7; Украинская поэзия XVI века. К., 1987; Шевчук В. Возрождение и Реформация в украинской культуре XV-XVII вв. // Филос. и соціол. мнение. 1989. № 4; Шевчук В. Дорога в тысячу лет. К., 1990 (статьи «Певец Роксоланії»; «Я стремлюсь быть полезным рутенам. Эразм Роттердамский и древняя украинская литература»; «Русская Трагедия» - произведение киевского виршоскладання начале XVII века»); Европейское Возрождение и украинская литература XIV - XVIII вв. К., 1993; Украинские гуманисты эпохи Возрождения. Антология: В 2 ч. К., 1995.
В. Шевчук