РЕАЛИЗМ (от пізньолаг. realis - вещественный, действительный) - художественное направление в литературе и искусстве, полного развития приобрел в XIX в.
В средневековье это течение в философии, которая приписывала реальное существование умозрительным идеям и понятиям. В XVIII в. происходит радикальное переосмысление слова, им обозначается мир эмпирических вещей и явлений, возникает понятие «реального» как противоположности «идеальном». На этой основе в конце XVIII - первой половине XIX в. формируется понятие реализма в его эстетико - художественном значении как типа творчества, тяготеет к «реальному», к эмпирической действительности и выходит с ее требованиями и законами. До широкого употребления термин «реализм» ввели в 50 - 60-х годах XIX в. французские литераторы Же. Шанфлері и Л. Дюранти.
Во второй половине XIX в. понятие реализма становится достоянием критики, эстетики, науки, начинается его теоретическая разработка. Возникают два основные подходы к реализму: как определенной тенденции или типа художественного творчества, проявляющиеся на различных этапах развития искусства, и как конкретного направления, сложившегося в художественной культуре XIX в. Это его двоякое понимание сохраняется и в науке XX в. Существование реализма на двух указанных уровнях признают Е. Г. Курціус, Е. Ауэрбах, А. Гаузер, М. Бахтин. Другие ученые (Г. Веллек, Г. Ливайн, Я. Вотг) допускают существование реализма как определенной тенденции художественного процесса, но сомневаются в возможности возведения спорадически возникающих реалізмів к общему знаменателю, построения его научной концепции. IT Мартино, Д. Чижевский, Б. Реїзов и другие видят в реализме конкретно-историческое образование, один из ведущих художественных направлений XIX в.
Двоякое толкование реализма проявилось и в советской науке, в частности украинской. Сначала было распространено понимание его как одного из художественных направлений, исторически изменяются. В 40-е - 50-е годы воцарилась схема, которая весь художественный развитие свела к прогрессу реализма и его борьбы с различными нереалистическими течениями (концепция реализма-антиреалізму). В 60-е годы она была подвергнута критике как антиисторическая и антинаучная и заменена «исторической» концепции чотириступінчатого развития реализма (ренессансный реализм XIV - XVI вв., просветительский реализм XVIII ст., критический реализм XIX в. и социалистический реализм, который был объявлен синтезом всех высших художественных достижений человечества). И несмотря на все шатания неизменным оставался реалізмоцентризм литературного процесса, реализм преподносился как метод, который в правдивости превосходит все остальные. «Правдивость» была объявлена его прерогативой, главной атрибутивной качеством, и ней обосновывалась его преимущество над другими «методами».
На это следует сказать, что настоящее искусство является истинным в том смысле, что оно стремится постичь и выразить истины человеческого бытия, которые не остаются неизменными. И тот или другой направление становится доминирующим в определенную эпоху потому, что обнаруживает способность дать самые убедительные ответы на ее запросы, полнее выразить «истины бытия», как они тогда мыслились и переживались. Конечно, реализм не обладает некоей универсальной правдивостью - это «правдивость», как она представлялась в соответствии с постулатами и интенциями науки XIX в., от которых XX в. далеко отошло.
Реализм как художественная система складывается в эпоху стабилизации буржуазного общества после грандиозных потрясений в конце XVIII - начале XIX в., когда доминировал романтизм. Смещение центра жизни в сферу повседневной жизненной практики, социального быта и психологии порождает в обществе отношения и ментально-эмоциональные структуры, имманентные реалистической художественной системе. В ней превалирует трезвое отношение к жизни, которое основывается на понимании его реальных требований и отношений. В центр внимания реализм ставит человека и социум, диалектику их взаимосвязи и взаимодействия, на которой основывается его тематологічна парадигма. Основополагающим для него является подход к человеку прежде всего как к общественно-исторического феномена, с этой социальной детерминантой тесно связан принцип историзма, которым охватываются оба составляющие диалектического двоєдності человеческого характера и общественной среды.
Одним из определяющих факторов в формировании художественной системы реализма является бурное развитие науки, появление сцієнтичної доминанты в ансамбле духовной культуры эпохи. Действие этого фактора проявляется прежде всего в том, что в реализме особое значение приобретает познавательная функция, чем он выделяется среди других художественных направлений. Для него атрибутивным является отношение к действительности как предмета наблюдения, изучения и достоверного воспроизведения; произведение в его системе мыслится и как художественное исследование жизненных явлений. Отсюда аналитичность как одна из определяющих формообразующих черт реализма и одновременно как одна из стилевых доминант, что проявляется в многообразии конкретных форм. В украинской литературе наиболее последовательно аналитическую парадигму реализма развивал И. Франко, ставя акцент на том, что писатель должен быть знаком с различными отраслями науки, методологии научного мышления и анализа.
Для каждой художественной системы базовой является категория автора, которая не остается неизменной. Для реалистичной системы имманентным есть автор - демиург, что претендует на всеведение и роль абсолютной креационной силы в создаваемом художественном мире. Так, Г. Флобер сравнивал художественное произведение с мирозданием, а его автора с Богом: он должен быть в произведении, как Бог в мироздании - везде и нигде. С этим перекликается афоризм Л. Толстого: «Борьба с Богом - вот что такое искусство». Эта авторская позиция вытекала из доминирующего мировоззрения эпохи реализма, что характеризуется гносеологическим оптимизмом. Вера в то, что художник - полноправный властелин мира, его разум и интуиция способны проникать во все сущее и адекватно отражать его, составляют мировоззренческую основу и скрытый пафос реалистической литературы XIX в.
Деміургізм как авторская позиция реализуется в художественных структурах и стиле творчества. Из него вытекает тенденция к объективации изображения, стремление представить действительность как таковую, что не только существует за своими имманентными законами, сама себя разворачивает, а и сама себя как бы «показывает» без прямого авторского участия. Непосредственное проявление это находит в притяжении реалистической литературы к показу как доминирующего средства художественного выражения, теснит описание и рассказ и в то же время синтезирует их.
В поэтике реализма к основополагающим относится также принцип життєподібності, «изображение жизни в формах самой жизни» (М. Чернышевский). Его оспорювало советское литературоведение последних десятилетий, что следовало из наставления представить реализм универсальным художественным методом с неограниченным диапазоном зображально-выразительных средств (что, впрочем, привело лишь к стиранию его контуров и нивелирования структуры). На самом же деле реализм XIX в. развивался в определенном направлении, с ориентацией на «абсолютную достоверность» изображения. Текст реалистического произведения стремится вплотную приблизиться к структурам действительности и стать ее продолжением. Принимая за предмет изображения повседневной жизни и обычных людей, реалист стремится не нарушать жизненных масштабов и пропорций. К обобщениям он предпочитает приходить индуктивно, путем углубленной разработки будничных сюжетов и персонажей. Принципу изображения персонажей становится сочетание в характере различных качеств и черт, искусство психологической светотени. Реалистическая парадигма отстраняет фантастику, аллегории, символизм, миф, отказывается от того, что кажется невероятным, проявлением случайного или исключительного. Это не означает, что писатели - реалисты совсем не вводили эти элементы в свои произведения, речь идет о том, что они не программируются реалистичной художественной системой, ориентированной на научное мировоззрение XIX ст.
Принципиально новой и своеобразной жанровая система реалистической литературы. Впервые в истории европейской литературы ведущая роль в ней переходит в прозаических жанров (роман, повесть, рассказ, очерк), что радикально меняет содержание и характер изящной словесности. Именно в этих жанрах реализм проявился раньше и полнее, его утверждение в лирических и драматических жанрах происходило замедленно, и в большинстве европейских и американской литературах закончилось уже в последней трети XIX в.
Еще одна атрибутивная черта реализма - другое соотношение общих стилей (эпох, течений, школ и индивидуальных стилей писателей, превалирование последних. В художественных системах предыдущих эпох (от ренессанса до классицизма) преобладали общие стили, которые в той или иной степени имели нормативный характер, и им подчинялись индивидуальные стили. В романтизме и особенно в реализме доминируют индивидуальные стили, свободно соотносятся с соответствующей художественной системой, развиваясь в ее параметрах, свободных от нормативности. Отсюда необыкновенное богатство и рельефность индивидуальных стилей, которыми характеризуется реалистическая литература.
Формирование реализма разворачивается в 30 - 40-х годах, наиболее активно этот процесс происходил во французской, английской и русской литературах, где уже тогда состоит его художественная система. Но в большинстве европейских литератур, в том числе украинской, это происходит уже во второй половине столетия. На первом этапе его развития реализму присущи взаимосвязь и взаимодействие с романтизмом: в творчестве А. Бальзака и Стендаля, Ч. Диккенса и Г. Гоголя весомый романтический элемент, их индивидуальные стили синтезируют реалистичные и романтические дискурсы. Доминирующим художественным направлением реализм становится во второй половине XIX ст. Его выдающиеся репрезентанты в английской литературе - В. Теккерей, Дж. Элиот и Э. Троллоп, во французской - Г. Флобер, Г. де Мопассан, А. Доде, в немецкой - В. Раабе, Т. Шторм, Т. Фонтане, в американской - Г. Джеймс и Марк Твен, в российской - И. Тургенев, Л. Толстой, Ф. Достоевский, М. Некрасов, в польской - Е. Ожешко, Б. Прус, Г. Сенкевич. Во второй половине XIX в. реализм утверждается в украинской литературе в творчестве Марка Вовчка, А. Свидницкого, И. Нечуя-Левицкого, Панаса Мирного, И. Франка и других писателей. Важно отметить, что в разных литературах реализму присущи специфические особенности, должны его «национальные варианты», не сводятся к наднационального инварианта.
Реализм продолжался и в литературе XX в., но в других условиях и в другом статусе. Нельзя согласиться с тем, что советское литературоведение предписывало ему ведущую роль в литературном процессе XX в. Для этого приходилось привлекать к нему многих выдающихся художников от Т. Манна к В. Фолкнера, хотя на самом деле их творчество далека от реалистической парадигмы. С уверенностью к реализму можно отнести писателей в основном первой половины XX СТ., которые в своем творчестве придерживались реалистической традиции (Д. Голсуорси, А. Беннет, Т. Драйзер, Г. Мартен дю Гар, Я. Вассерман, А. Куприн и др.).
Лит.: Лукач Г. К истории реализма. М., 1939; Ауэрбах 9. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976; Развитие реализма в русской литературе: В 3 т. М., 1972 - 1974. Т. 1 - 3; Ивашева В. Английский реалистический роман в современном звучании. М.. 1974; Реизов Б. Французский роман XIX века. М., 1977; Затонский Д. Прошлое, настоящее, будущее (о реализм, традиции, новаторство). М., 1982; Наливайко Д. Искусство: направления, течения, етили. К., 1985; Индивидуальные стили украинских писателей XIX - начала XX вв. К., 1987; Проблемы истории и теории реализма в украинской литературе XIX - начала XX вв. К., 1991.
Д. Наливайко