ЛИТЕРАТУРА 
КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XX ВВ. 
УКРАИНСКАЯ 
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XVIII - 90-Х ГГ. XIX СТ.
Леся 
Украинка (1871-1913)
Лариса 
Петровна Косач (литературный псевдоним - Леся Украинка родилась 25 февраля 
1871 г. в г. Звягелі (теперь - Новоград-Волынский) в дворянской семье. ее 
отец, Петр Косач, родом с Черниговщины, по окончании юридического факультета 
Киевского университета получил служебное назначение на Волынь. Он был 
активным участником украинского культурного движения, входил в состав редакционной коллегии 
журнала «Киевская старина». Мать Ларисы Косач - Ольга Косач (Драгоманова), 
родом с Полтавщины, - родная сестра известного украинского общественного деятеля, 
историка, публициста Михаила Драгоманова. Она немало сделала в области фольклористики 
и украинского книгоиздательства, в литературе выступала преимущественно как детская 
писательница под псевдонимом Елена Пчилка.
Детство 
Ларисы Косач прошло в сельской местности на Волыни: семья жила сначала в 
Звягелі, а впоследствии переехала в с. Колодяжное (на зиму Косачи перебирались к 
Луцка). Начальное образование будущая поэтесса получила в семейном кругу под 
руководством матери. Она увлекалась музыкой, хорошо рисовала, интересовалась 
театром и литературой. В семье Косачей дети рано прониклись настроениями и жизнью 
взрослых - с юных лет они становятся сознательными членами украинской общины. 
Поскольку
 одним из 
важнейших проявлений общественной активности на то время была писательская 
труд, то и дети рано пробуют себя в литературе. Первый стих Лариса Косач 
написала еще в дев'ятилітньому возрасте. Литературные попытки юной поэтессы были 
поддержаны матерью. Она прислала произведения дочери к львовского журнала «Зоря», 
где они вышли в свет в 1884 г. под псевдонимом Леся Украинка (он также был 
избранный матерью). Случилось так, что Лариса Косач вошла в историю украинской 
литературы под своим ранним, детским псевдонимом (Леся - уменьшенное имя, которым 
звали ее в семейном кругу; Украинка - территориальная указание, вполне уместна в 
галицкому издании, что означала просто «Леся с Украины»). Мечты Ларисы Косач о 
музыкальную карьеру не осуществились. Зимой 1881 г. она простудилась и у нее начался 
туберкулез костей. Более тридцати лет поэтессе пришлось бороться с 
изнурительной болезнью, которая заставляла выезжать на лечение в Крым, Италию, 
Египет, Грузию. Несмотря на хво-робу, Лариса Косач упорно занималась 
самообразованием, отмечалась высоким уровнем эрудиции, хорошо знала иностранные языки. 
1907 г. она вступила в брак с музыковедом и фольклористом Климентом Квиткой. 
Роковой для здоровья поэтессы стала зима 1906-1907 гг., проведенная в Киеве. 
Изнурительный труд и неблагоприятные климатические условия повлекли обострение 
болезни. С того времени Лариса Косач могла жить только в условиях южного климата. 
Последние годы жизни она провела в Грузии. Умерла Лариса Косач-Квитка 1 августа 
1913 г. в г. Сурами, похоронена в Киеве.
Литературное 
становление Леси Украинки пришлось на конец 80-х - начало 90-х гг. Следствием 
долгого творческого труда стали ее поэтические сборники «На крыльях песен» (1893), 
«Думы и мечты» (1899), «Отзывы» (1902), высоко оценены критикой. Немало стихов 
Леси Украинки не были включены в сборники, часть из них увидела свет лишь 
после смерти авторки. ее произведениям свойственны высокая культура мысли и эмоциональная 
сдержанность, свежесть образов, продуманная синтаксическая строение, осторожность в 
употреблении лексических новообразований.
Ярко и 
органично литературный талант Леси Украинки оказался в драматургии. Йй произведения обозначены тематической 
новизной и ориентацией на образованного читателя (зрителя). Такие драматические поэмы и 
драмы, как «На поле крови», «Кассандра», «В пуще», «Оргия», « Боярыня », « 
Лесная песня », « Каменный хозяин» стали качественно новым явлением украинской 
драматургии. Особым художественным совершенством отмечается драма-феерия 
«Лесная песня». В символических образах, с высокой драматической напряженностью 
автор предлагает историю поиска человеком своей сущности. Естественная красота и 
обыденная прагматика возвышаются в драме до уровня символических обобщений что 
дают возможность восстановить представление о смысле жизни, человеческом назначении и 
настоящие жизненные ценности.
Интеллектуальное 
и эстетическое богатство произведений Леси Украинки ощутимо сказалось на 
литературной жизни 20-х гг. XX в. ее наследие принадлежит к самых ярких явлений 
украинской культуры. Она способствовала модернизации украинского писательства, приближению 
его до европейского уровня, выхода украинской культуры за пределы узких 
провинциальных рамок.