Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 9 класс

УРОК 30

 

Тема. Григорий Квитка-Основьяненко. Картины жизни украинского общества во времена Великой Руины в "Конотопской ведьме". Ирония и сатира в повести, сочетание реализма и фантастики.

Цель: учить комментировать содержание "Конотопской ведьмы"; выделить и объяснить художественные средства сатирического изображения персонажей, элементы реализма и фантастики; охарактеризовать роль рассказчика; развивать осознание необходимости социально активной позиции в жизни; воспитывать желание религиозно-нравственного самосовершенствования.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к повести "Конотопская ведьма".

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. Слово учителя.

- Непосредственное знакомство Квитки-Основьяненко с украинским бытом и народным творчеством послужило драгоценным источником для повести "Конотопская ведьма", в которой, по оценке и. Франка, "писатель дал бесподобный искусный рисунок старых казацких порядков, может с половины XVIII века в новочаснім сатирическом освещении".

Впервые повесть была напечатана в 1836 г. во втором томе "Малороссийских повестей..." Помимо документального материала, Цветок прибегает к народной поэзии: заговоров, легенд, народных поверий, в которых действуют фантастические существа, сказок. В украинском фольклоре есть множество вариантов сказок о ведьмах. Некоторые из них были опубликованы в сборнике "Труды этнографическо-статистическоп жспедиции", в сборнике И. Рудченко "Южноруские народные сказки", в первом томе "Повестей, сказок и рассказов казака Луганского-Даля" с примечанием автора, что сказку "Ведьма" прислал "казак Грицько Основьяненко". Народная сказка "Ведьма и ведьмак" положена в основу повести М. Гоголя "Вий", в которой, как и в "Конотопской ведьме", гармонично сочетаются фантастика с многочисленными реальными картинами.

Фантастика "Конотопской ведьмы" украшена в значительной своей части тем бодрым, жизнеутверждающим восприятием мира, которое присуще украинской народной творчества. Обращение в фантастических образов не означало отказа от реального, земного. Своеобразие повести заключается в том, что сказочный, фантастический сюжет использован для максимальной насыщенности его реальными картинами и эпизодами жизни украинского народа в переломный исторический период. Кажется, старые казацкие порядки XVIII ст., а вместе с ними и суеверность, безправство, безнаказанность за злоупотребление властью канули в Лету. "Но этот "потерянный мир", - отмечает А. Слесарь, - что стал анахронизмом, все еще убежден в своей жизнеспособности. Он и становится предметом изображения. На первом плане - старшина, полностью порвала с народом и потеряла моральное и интеллектуальное право превосходства. От казацкой демократии осталась только видимость".

Образами сотника Забрьохи и писаря Пістряка разоблачается административный аппарат поздней гетманщины, произвол и грабительские инстинкты которого (в гипертрофированном виде) прижились и при феодально-крепостническом режиме. Образ конотопской ведьмы выражает злые, враждебные человеку силы, что помогают духовно ограниченным, користолюбним, эгоистичным власть имущим нарушать народно-нравственные законы. Наказание в конечном счете несут и злые, враждебные, силы, и те, что за их помощью, принося в жертву народ, стремятся устроить свое счастье.

Из-за столкновения сотника и писаря с государством и народом раскрываются социальные мотивы, которые пробиваются сквозь переплетение фантастики и реальности на протяжении всей повести. Переходя от реального к фантастическому, писатель имеет возможность вводить фантастические картины и образы, не нарушая реалистической основы произведения. Так, в сказочный мотив о ведьме вплетается сатирическая рассказ о "правления" сотника и писаря, последствия "правления" для конотопской общины. Творчески используя богатства украинской народной поэзии, Цветок внес в украинскую литературу волшебную приманку песни, сказки, народного юмора, остроту и меткость народной сатиры.

2. Беседа за вопросами:

- Как в портрете сотника Забрьохи автор сочетает внешность персонажа с его внутренним миром? Зачитайте цитату.

("Голова ему нечесаная, чуб не підголений, рожа не умыта, глаза заспанные, уси розкудовчені, расхристанная рубашка; край его на столе люлька и кошелек, чернильницу, расческа и полная карватка еще прошлогодней дуливка, что еще вечером наточила ему Лазька в бутылку, а он хоть и насыпал... да и забыл, так и лег, и заснул ". Это портрет сотника Забрьохи - человека тупой, безвольной, деспотичной, грубой в отношениях с подчиненными и простым народом).

- Какие поступки Забрьохи указывают на его корыстолюбие, тупость, безволие?

(Унаследовав от деда-прадеда должность сотника, он в полной мере использует ее в собственных интересах: вместо похода в Чернигов загадывает казакам косить ему сено; чтобы привлечь сердце Елены хорунжівни, он заключает сделку с ведьмой, готов выполнить все, чего она пожелает: "звелиш Конотоп сжечь, так вместе с четырех концов и зажгу; звелиш всю конотопскую детишек - что вы, ведьмы, не любите, - так за один день всех до единого и поражаю их... ".

Безоговорочная вера в ведьмовскую всемогущество, как и следовало ожидать, обошлась ему очень дорого. Ведьма Явдоха Зубиха вместо Елены хорунжівни женила его с Солохой: "Бедная и пребідна: ни одежды у нее не было, ничего. И еще на один глаз слепая, от паршивости волос повылазило, и председатель голісінька, как ладонь; вся шея в чиряках и в пістряках, аж течет; на щеке огник; зубов недостаток, горбатенькая, курноса, только ямка вместо носа; на одну ногу кривая и правой скарлюченої руки ко рту не поднесет ".)

- Почему автор дает сотнику такое фамилия? Оно эстетически красивым? Стоит ли им гордиться?

- Мог бы Забрьоха учиться в Киево-Могилянской академии? Докажите мнение.

- Какие отношения были между покойным старым сотником и его сыном Никитой? Почему Улас не позволял ему жениться?

- Был ли Никита достойной парой Олени? Почему?

- Докажите, что Никита и брат Елены - лентяи и пьяницы.

В каком виде в произведении Г. Квитка-Основьяненко показывает зло? (Связь с нечистой силой, ложь, обман, предательство.)

- Какой, по вашему мнению, основная мысль повести? (Зло наказывается, в каком бы виде оно не выступало.)

- Чем именно отвратительный и страшный способ выявления ведьм?

- Как относится Забрьоха и Пистряк к тому, что несколько воображаемых ведьм погибли во время испытаний?

- Одобряете ли вы месть сотнику Евдокии Зубихи? Почему?

- Докажите, что писарь Прокоп Пистряк - неуч, карьерист и подлое существо.

- Докажите, что смерть ведьмы изображены в духе народных представлений.

- Единственный путь избавления общественных пороков пытается показать в повести автор? (Религиозно-нравственное самосовершенствование.)

- Какие проблемы, имевшие общечеловеческое значение, возбудил в повести Квитка-Основьяненко? (Борьба добра со злом в социальной жизни, во внутренней природе людей; назначение человеческой личности, страдания и протеста, эгоизма и саможертовність; духовная связь между людьми и их отчужденность; проблема справедливого социального мира, освященного любовью и верой в Бога.)

- Как были наказаны за зло персонажи повести: Забрьоха, Пистряк, Зубиха?

(Забрьоха, "чтобы не удался в колдовство, покинув бога милосердного, потому чертяка сейчас через свою служанку, Зубиху, покормил скотину над ним хорошо, и в теплые края улетел, словно гусь, людям на смех!"; Пистряк, "чтобы не обманывал своего начальника... чтобы, рассердившись на людей, не делал им беды, как тут с женщинами: на кого сердился, а сколько душ загубил, в воде топил, и сирот оставил? А что самое пуще, чтобы не пил так крепко водки "; досталось и Дусе Зубисі - на нее "весь мир плюнул, умирала долго и в страшных муках и не хоронили по-человечески: "выволокли за село, зарыли ниц в яму, прибили осиновым колом и сверху и заплішили, чтобы еще не вскочила. Собаке собачья смерть ".)

3. Практикум по теории литературы.

- Как сочетаются реализм и фантастика в повести "Конотопская ведьма"? (Сказочный, фантастический сюжет использован для максимальной насыщенности его реальными картинами и эпизодами жизни украинского народа в переломный исторический период).

- Вспомните, что такое ирония. (Ирония - насмешка, выраженная в форме похвалы, возражения в виде одобрения, снижение в форме восхваления).

- Где в повести автор использует иронию? С какой целью? (Каждый раздел произведения начинается своеобразной мрачной анафорою, которая у читателей вызывает насмешливую улыбку, поскольку причины для глубоких размышлений, настоящего сумму в Забрьохи нет совсем.)

- Что такое сатира? (Сатира - резкое осмеяние общественных пороков с помощью сатирических средств.)

- Какие общественные пороки высмеял автор сатиры? (Случайные люди при высоких званиях, полученных в наследство, становились нормой, бывшие славные военные традиции упадок; в свободных людей новоиспеченные дворяне относились пренебрежительно.)

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

Проанализируйте средства сатиры в повести "Конотопская ведьма". Выпишите по 5 цитат к образу Забрьохи и Пістряка. Прочитайте и проанализируйте "Салдацький патрет" Г. Квитки-Основьяненко. Подготовьтесь к контрольной работе по творчеству И. Котляревского и Г. Квитки - Основьяненко.