Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Украинская литература 10-х годов ХХ века

 

Литературный процесс конца XIX - начала ХХ веков

 

Общественно-политические условия. Литературный процесс конца

ХІХ - начала ХХ веков приходится на период интенсивного развертывания национально-освободительного движения в Украине. Так, еще в начале 1890-х годов было создано «Братство тарасовцев», программа которого предусматривала полное объединение Украины, поскольку «никакие географические границы не могут разъединить одного народа». 1897 года в Киеве мерами Владимира Антоновича и Александра Конисского состоялся съезд представителей Общин с целью координации деятельности всех украинских общественных группировок. Того же года в Киеве организован социал-демократический кружок Ивана Стешенко при участии Леси Украинки и других деятелей, в университетах учреждаются студенческие общины. Во Львове вышла в свет брошюра Николая Михновского «Самостоятельная Украина» (1900), которая провозгласила «единую, нераздельную, свободную, самостоятельную Украину от гор Карпатских по Кавказские». Брошюра оказала огромное влияние на украинское гражданство по обе стороны Збруча.

Открытие памятника Ивану Котляревскому в Полтаве, куда в 1903 году съехались сотни представителей украинской интеллигенции из всех уголков Украины, включая Галицию и Буковину, превратилось в весьма представительную манифестацию украинского единства и национального самосознания.

Начало 1900-х годов на Восточной Украине отмечен появлением социалистических партий, разворачивают активную деятельность. С 1905 года Россия была охвачена забастовками и революционными выступлениями против самодержавия. Под угрозой потери власти царь Николай II осенью 1905 года подписывает Манифест, которым дает свободу слова, печати, вероисповедания, собраний.

Задекларированные свободы способствовали появлению в Украине периодической прессы («Земледелец», «Родной край», «Общественное мнение», «Украинская хата»). Редакция «Литературно-научного вестника», который с 1898 года печатали в Львове, переносят в 1907 году в Киев, где его выпуски выходят до 1914 года. Это тем более примечательно, что такое функционирование вестника давало возможность рассматривать произведения писателей Восточной и Западной Украины как единое литературное явление. В i и II Государственных Думах (1906, 1907) численность украинских представительств достигала более четырех десятков членов. Однако очень быстро царское правительство ограничило конституционные права украинцев: закрываются украинские периодические издания, прекращено преподавание на украинском языке предметов с университетских кафедр, запрещено празднование Его годовщины, закрыт ячейки «Просвиты» и т.д. Оценивая ситуацию и политический режим в Российской империи периода 1905-1907 годов, Михаил Коцюбинский - в связи с деятельностью «Просвещения» - выражал возмущение по поводу повальных запретов. Гнев писателя на «паперовість» российской демократии относительно культурной деятельности национальных меньшинств вылился в образное сравнение, основанное на содержании известного сатирического произведения Ивана Франко: «Как видите, наша конституция хуже, чем даже Ваша «свинская» (письмо Андрея Чайковского от 3 марта 1907 года).

Политическую жизнь Галичины тоже характеризовалось оживлением национально-освободительных соревнований. Сочинение члена радикальной партии Юлиана Бачинского «Ukraina irridenta» (то есть «Украина невизволена»; 1895, Львов) способствовал активному формированию украинской государственнической мысли. Тезис этой работы о необходимости создания украинского соборного государства политические партии Галичины приняли как свою программу-максимум. Начало ХХ века показал активизацию взаимоотношений галицкого и восточноукраинского гражданства, кристаллизацию украинской политической мысли. Общий освободительное движение показал историческое самосознание украинцев как единой нации, которая находилась в ожидании грядущих перемен и преобразований.

Все это определило характерные тенденции развития украинской литературы. На рубеже ХІХ-ХХ веков украинские писатели стремятся передать пафос освободительной борьбы, изображающие рост как социального, так и национального сознания народа. Начинается новый этап в развитии новейшего украинского писательства, известный как эпоха модернизма.

Напомним, что модернизм (от франц. moderne - современный) - комплекс литературно-художественных направлений, возникших в конце XIX века как отрицание натурализма в художественной действительности, как опровержение ангажированности художника и просуществовали до конца ХХ века. Основные модернистские направления: импрессионизм, экспрессионизм, неоромантизм, неореализм, неоклассицизм, символизм, футуризм.

Особенность литературной жизни в Украине на рубеже ХІХ-ХХ веков определяла присутствие нескольких художественных поколений. Иван Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, Борис Гринченко, Михаил Старицкий, Иван Карпенко-Карый, Иван Франко продолжали работать в украинском писательстве, ориентируясь на сохранение национально-культурной идентичности. Их творческие достижения трактовали как народническую культуру. С ориентацией на общеевропейский литературный процесс и его универсализм выступили представители новой ґенера - ции - Михаил Коцюбинский, Ольга Кобылянская, Василий Стефаник, Леся Украинка, Владимир Винниченко, Николай Вороной, Александр Олесь, Спиридон Черкасенко и другие. Их произведения отличались поисками новых тем и приемов обобщения жизненного материала, развертыванием художественной действия через внутренний мир персонажей. Эти поиски были стимулированы новыми тенденциями мировой литературы, с которыми украинские писатели знакомились непосредственно или опосредованно - через польскую, немецкую, русскую литературы.

Межпредметные параллели. Большинство украинских художников начала XX века испытала влияние Кнута Гамсуна (1859-1952) - норвежского писателя, лауреата Нобелевской премии (1920). Автор романа «Голод» подал картину мира через психологию подсознательного. Кнут Гамсун заявлял, что его художественным задачей является не изображение человеческих типов, а воспроизведение предельно индивидуальных ощущений человека, вызванных разрозненными впечатлениями, которые иногда противоречат друг другу. Таким образом он сформулировал основные признаки импрессионизма, который стал переходным звеном от реализма к модернизму, граничил с натурализмом и символизмом.

Импрессионизм сформировался во второй половине XIX века в области французской живописи. Его представители Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсаро, Поль Сезанн, Эдгар Дега и другие считали своей основной задачей как можно естественнее воспроизвести окружающей среды, изящно и адекватно передать мгновенные настроения. их стремление воссоздать трепетную, едва уловимую поэзию жизни в живописи поддержали украинские художники Александр Мурашко и Николай Бурачек. Художественные открытия импрессионистов повлияли и на музыкальное искусство (Клод Дебюсси, Морис Равель, Александр Скрябин, Игорь Стравинский, Сергей Василенко) и скульптуру (Огюст Роден, Медардо Россо ), распространились на эссе мировое искусство. Примечательны чертами украинской литературы конца ХІХ - начала ХХ веков является взаимопроникновение эпического, драматического и лирического начал, трансформация жанров, обращение к смежным искусствам.

Украинская проза этого периода характеризуется расширением своих тематических горизонтов. Актуализация темы интеллигенции - это было то новое, чем начало ХХ века отличался в украинской литературе от предыдущих периодов, когда этот пласт жизни по разным причинам, в том числе и цензурных, нарушался не часто. Искания в раскрытии этой темы Ивана Франко, Натальи Кобринской, Елены Пчилки, Ивана Нечуя - Левицкого на новом художественном витке продемонстрировали Михаил Коцюбинский, Ольга Кобылянская, Гнат Хоткевич, утвердив богатство ресурсов украинского языка. Интеллектуализацию украинской прозы удостоверял показ жизни разных народов, борьбы женщины за социальные права. Вторым характерным признаком прозы рубеже веков была ліризація.

Если для эпохи реализма было характерно доминирование жанров романа и повести, то модернисты отдавали предпочтение малым эпическим формам. Среди них выделяются произведения фабульні (рассказы и новелла) и безфабульні (этюд, эскиз, лирическая миниатюра, поэзия в прозе и т.п.), составляющих так называемую эскизно-фрагментарную прозу. Исследователи украинского писательства констатируют в нем наличие на рубеже ХІХ-ХХ веков двух типов новелл: новелла акции, основанную на столкновении двух конфликтующих сил, и новеллу настроения с внутренне - психологическим конфликтом. Фактором жанрового новаторства становится психологизм, характерный для обоих типов новелл, как, впрочем, и для всей тогдашней литературы. До самых интересных художественных открытий этого времени принадлежала, по убеждению Ивана Денисюка, «психологическая новелла с внутренним сюжетом, изложенным в форме сплошного невиголошеного монолога («Неизвестный», «Цвет яблони», «Intermezzo» Михаила Коцюбинского, «Ошибка» Леси Украинки, «Перед дверью» Гната Хоткевича)».