РАДИВИЛОВСКИЙ АНТОНИЙ (г. нар. невод. - 10.12.1688, Киев) - писатель и церковный деятель.
Родился, вероятно, на Черниговщине. Учился в Киево-Могилянской коллегии. Считают, что 1656 г. произнес слово на посвящение И. Гизеля в архимандриты. С 1671 г. - наместник Киево-Печерского монастыря и лаврский проповедник, а с конца 1683 г. - игумен Никольского монастыря, что имел независимость от Лавры. Издал два сборника собственных проповедей - «Огородок (сад) Марии Богородицы» (1676, типография Киево-Печерской лавры) с посвящением И. Гизелю и «Венец Христа, из воскресных проповедей, как из цветов рожаних сплетенный» (1688, выданный там же) с посвящением Иоанну, Петру и царицы Софии. А. Радивиловский был высокообразованным человеком, изучал историю, географию, зоологию, ботанику, мінералогію, астрономию, физиологию, медицину. Проповеди его были ориентированы на европейскую школу и польское проповедничество (в частности П. Жалобы). Построение их строго логична: вступление, обоснование основной мысли и заключение, выводы. Во вступлении, как правило, дается сравнение новозаветными событий с старозаповітними; далее излагается содержание Евангелия, которое читалось на литургии и которое одновременно является символическим дополнением проповеди. После морализаторского поучительного размышления идет короткий вывод с установкой слушателям следовать основам морали. Проповеди посвящались в основном морализаторским темам; в них осуждалась тогдашняя мораль со ссылкой на первые годы христианства.
А. Радивиловский - автор надгробных проповедей «Рочини» (посвященные П. Могиле), а также посвящений К. Старушичу, игумену Выдубицком и Варнаве Лебедевичу, игумену Межигорском. Проповеди обращены к простым людям, поэтому автор стремился сделать их понятными, привлекал фразеологизмы («у сироты тогда праздник, когда кошуля, сорочка белая», «каков господин, таков и товар» и т.п.), вставные новеллы и др. Построены проповеди в форме вопросов - ответов (по традиции Киево-Могилянской академии) и диалогов. Проповедям присущи барочные стилевые признаки, в частности картинность (например, описание торжественного поздравления Тройке ангелами, встреча Христа в небе), драматизм изложения, алегоризм и символизм и т.д.
Автор часто акцентировал внимание на современные ему национальные и социальные проблемы, в частности последствия Руины, трудности жизни крестьянства и т.д. Такими художественно-стилевым и тематическим признакам произведения А. Радивиловского приближаются к народной литературы. Его творчество является завершающим этапом старой школы ораторского искусства.
Лит.: Марковский М. Антоігай Радивиловский. Южно-русский проповедник XVII века. К., 1894; Крекотень В. Оповіданім Антония Радивиловского: Из истории украинской новеллистики XVII ст. К., 1983; Крекотень В. Проза А. Радивиловского. К., 1989.
Г. Усатенко