Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

ПРОКОПОВИЧ ФЕОФАН (спр. имя - Єлеазар или Елисий; 19.06.1681 или 27.06.1677, Киев - 19.09.1736, Новгород, Россия) - украинский и российский церковный и общественный деятель, ученый-гуманист, педагог - просветитель, драматург, поэт, переводчик, публицист.

Год рождения и настоящая фамилия точно не установлены. Родился в семье мелкого торговца. Рано остался сиротой, которым занимался его дядя Феофан Прокопович, ректор Киево-Могилянской коллегии. В 1684 - 1687 гг. учился в начальной школе при Киево-Братском монастыре. С осени 1687 г. до середины 1690-х годов учился в Киево-Могилянской коллегии. Затем продолжил обучение в одной из польских униатских школ (во Львове или Владимире-Волынском). Стал греко-католиком, приняв имя Самуила. В 1698-1701 гг. под именем Самуила Цєрейського (думают, что это настоящая фамилия Феофана Прокоповича) учился в Римской иезуитской коллегии св. Афанасия. Там ознакомился с античной и западноевропейской литературой и философией, новейшими достижениями естественных наук, идеями Ренессанса и Реформации. Не прослушав курса теологии, бежал из Рима, вернулся в православие, постригся в монахи. 1704 г. стал профессором Киево-Могилянской академии. Сначала преподавал поэтику, с 1706 г. - риторику, в 1707 - 1709 гг. - философию, физику, арифметику и геометрию. С 1710 г. - ректор академии. Осенью 1716 г. по вызову Петра И уехал в Петербург, стал главным помощником царя в церковных делах. С июня 1718 г. - псковский и навский епископ, с 1721 г. - вице-президент Синода. Участвовал в создании Академии наук, возглавлял «ученую дружину», в которую входили высокообразованные люди того времени - А. Кашемир, В. Татищев. По смерти Петра i (1725) имел причастность к борьбе различных дворянских группировок за власть, жестоко расправлялся со своими политическими противниками.

Феофан Прокопович оставил большое творческое наследство, которое состоит из философских трактатов, «Поэтике», «Риторике», «Математики», многочисленных проповедей, драмы, стихов, переводов, писем. Большинство произведений приходится на киевский период жизнедеятельности.

Философские взгляды ученого нашли отражение в его трактатах по натурфилософии, или физики и логики. Он стоял на позициях объективного идеализма, хоть и ощутимы в него элементы натуралистического пантеизма и деизма. Определяя Бога как першотворця, автор отрицал его антропоморфизм и отождествлял с природой, приближаясь к утверждениям Дж. Брунота Бы. Спинозы. Материя, созданная Богом, никуда не исчезает и вновь не возникает, а превращается из одного вида в другой. У Феофана Прокоповича находим утверждение о смене окружающей среды, безграничную делимость физических тел. В «Логике» (сохранилась не вся) особенно ценными являются мысли о теории аргументации. Доказательства можно строить, опираясь не на авторитеты, в том числе и на Библию, а на результаты естественнонаучных исследований. Если обнаружится расхождение, то Священное Писание следует толковать аллегорически.

Феофан Прокопович создал учение о просветительско-абсолютистскую государство, где утверждал примат светской власти над церковной (основная идея «Духовного регламента»). Народ, который с Божьей воли вручил монарху власть, обязан ему безоговорочно повиноваться.

Феофан Прокопович был автором нескольких исторических трудов («Собрание вот летописателей», «Реестр россійских государей...»), начав, таким образом, задолго до М. Ломоносова и В. Татищева российскую историческую науку.

Наибольшую славу он имел как писатель. Написал драму «Владимир» (первая историческая пьеса в украинской литературе), которую 1705 г. поставили студенты Киево-Могилянской академии. Фабулой произведения является введение киевским князем Владимиром Святославичем христианства в Украине - Руси. Драма под названием «Трагедокомедії» (в ней сосуществуют серьезное и возвышенное со смешным и уродливым) состоит из иролога, пяти действий и епілога, что заканчивается хором с апостолом Андреем, который вместе с ангелами произносит гимн Киеву и панегирик Петру i И Ивану Мазепе. Пьеса имеет аллегорический подтекст. В образе князя Владимира, умного и рассудительного государем, прославляется культурная деятельность гетмана Ивана Мазепы, а в сатирических образах жрецов (Жеривол, Курояд, Піяр), которые отстаивают язычество, высмеиваются защитники старины. После официальной анафемы И. Мазепы автор пере посвятил драму Петре, чем выразил свою поддержку реформаторской политики российского самодержавца.

Стиль драмы, написанной тогдашней книжным украинским языком, находится на грани между барокко и классицизмом. Характерных для барокко аллегорических и символических персонажей в пьесе нет, однако символика прослеживается в фабуле (Владимир - Мазепа, Петр i). В произведении действие происходит в одном городе (Киеве) в течение длительного времени и посвящена одной исторически важному событию - введению христианства.

Феофан Прокопович віршував латинском, польском, русском и книжном украинском языках. На латыни написано эпиграмму «О папский приговор Галілеєві» (посвящена защите Галилео Галилея от гнета церковной инквизиции), элегию «Об блаженного Алексея» (подражание «Скорбных элегий» Овидия), а также поэзии «Похвала Борисфена» и «Описание Киева», в которых чувствуется искренняя любовь к родному городу. Большинство стихов, написанных книжным украинским языком, воссоздают важные общественно-исторические события - Полтавской битве 1709 г. (ода «Епінікіон», стихотворение «Раскаяние запорожца»), неудачный Прутский поход 1711 г., в котором Феофан Прокопович принимал участие («За Могилою Рябою»), коронацию Анны Иоанновны, успешное окончание строительства Ладожского канала. Поэт откликнулся на выход первой сатиры Антиоха Кантемира, написал также несколько любовных и шуточных стихов.

Хотя Феофан Прокопович был далеким от украинского национально-освободительного движения, его деятельность и творчество способствовали развитию украинской литературы и общечеловеческом общественно-историческому прогрессу.

Лит.: Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868; Морозов П. О. Феофан Прокопович как писатель. СПб., 1880; Нычик В. М. Феофан Прокопович. М., 1977; Іваньо В. Эстетическая концепция и литературное творчество Феофана Прокоповича // Литературное наследие Киевской Руси и украинская литература XVI - XVIII СТ. К., 1981; Гудзий Н. К. Феофан Прокопович // Гудзий Н. К. Литература Киевской Руси и украинско-русское литературное единение XVII - XVIII вв. К , 1989; Шевчук В. О. Его питал обескураживающее дух (Слово Феофана Прокоповича) И Шевчук В. О. Дорога в тысячу лет. К., 1990.

С. Лучканин