Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

«ПРАВДА» - украинский литературный, научный и политический журнал.

Выходил с перерывами в Львове 1867 - 1870, 1872 - 1880, 1888 - 1898 гг. На протяжении такого длительного времени периодичность журнала не раз менялась: он выходит как еженедельник, декадник, месячник, но всегда был выразителем политических, культурных, образовательных программ галицкой «народовской» партии. В редакцию журнала входили выдающиеся лидеры «народников», в частности Л. Лукашевич, И. Никита, А. Вахнянин, А. Партицкий, В. Барвинский, Есть. Олесницкий, Ом. Огоновский, А. Березинский. Содержание журнала отражает противостояние между «народниками» и «москвофилами», которое продолжалось на протяжении всех последних четырех десятилетий XIX в. Журнал постоянно полемизировал не только с галицкими ретроградами, но и давал отпор наскокам шовинистической русской и польской прессы на проявления украинского национального жизни.

Поскольку украинский литературный процесс в Восточной Украине постоянно преследовался русским царизмом, то «Правда» стала общеукраинским периодическим изданием. Здесь впервые опубликовали свои произведения. Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, Иван Рудченко, постоянно выступали с оригинальными произведениями и переводами М. Старицкий, Ю. Федькович, И. Франко, И. Карпенко-Карый, В. Самойленко, Б. Гринченко, М. Коцюбинский и другие писатели из обоих регионов Украины.

«Правда» уделяла большое внимание путям и тенденциям развития украинской культуры и науки. В журнале публикуются исторические исследования М. Костомарова, П. Кулиша, В. Барвинского, фольклорные материалы Ом. Партацького, И. Верхратский, В. Навроцкого, С. Грушкевича, О. Огоновского, И. Нечуя-Левицкого, Есть. Згарського.

Журнал сыграл большую роль в развитии украинской литературной критики. Ее критерии формировались прежде всего на путях освоения художественного наследия Т. Шевченко, где веское слово сказали П. Кулиш, Ом. Огоновский, М. Драгоманов, В. Барвинский, Т. Зиньковский, А. Лотоцкий. Развитие эстетической мысли органически связан с интенсивной литературно-критической деятельностью М. Драгоманова, который опубликовал в журнале такие разведки, как «Литература русская, великорусская, украинская и галицкая», «Наша литература перед печатью западноевропейской», «Антракт из истории украинофильства: (1861 - 1872)». «Правда» внимательно следила за течением украинского литературного жизни: в журнале вмішувалися статьи и рецензии И. Рудченко, А. Терлецкого, О. Конисского, В. Торчин, В. Барвинского, И. Франка, В. Навроцкого, В. Коцовського. Эти публикации вызвали полемику, что способствовало более глубокому выяснению теоретических принципов художественного исследования жизни, обоснованию альтернативных концепций литературного процесса. Все это обусловило дальнейшую профессионализацию критики, а следовательно, и идейно-художественный рост самой литературы.

Для галицких «народников» идеи национального развития были одними из самых главных, поэтому в образовательно-культурных вопросах они пытались ориентироваться на деятельность громадовцев в Восточной Украине. Не случайно языковой вопрос приобретает в Галичине особую остроту, вызывает постоянные полемики между «святоюрцями», «москвофилами», с одной стороны, и «народниками - украинофилами» - с другой. Понятно, что за языковыми и правописними спорами, которые постоянно происходили на страницах «Правды», скрывались далеко глубже, принциповіші противоречия. Введя народный язык и гражданский правописание в свои литературные издания, «народники» откровенно провозгласили, что галичане и буковинцы является органичной частью украинского народа. Однако поднеся к абсолюту национальную идею, сосредоточившись главным образом на обсуждении образовательно-языковых вопросов, «правдяни» отодвинули на второй план социальные проблемы, за что подвергались критике со стороны М. Драгоманова, И. Франка, В. Навроцкого.

Разграничение между «Правдой» и радикалами прослеживается и в вопросе путей развития национального писательства: «правдяни» акцентировали идею самобытного развития украинской литературы, для И. Франко и его сторонников первостепенным представляется учет опыта развитых литератур мира. Все же эстетическая программа «Правды» не заводила писателей на окольные пути; даже при неблагоприятных условиях безгосударственности, постоянных шовинистических преследований и притеснений со стороны австрийских властей и польской шляхты она готовила почву для национально-культурного развития украинцев, для политического возрождения нации. Пафосом своих публицистических и литературно-критических выступлений журнал способствовал консолидации литературных сил, поступательному ходу украинской национальной культуры.

Лит.: Бернштейн М. Д. Украинская литературная критика 50 - 70-х годов XIX ст. К., 1959; Уважаемый В. М. Развитие украинской литературной критики в 80 - 90-х годах XIX ст. К., 1973; Вошток А. Ю. Литературоведческие концепции Ивана Франко. Л., 1981; Драгоманов М. П. Шевченко, украинофилы и социализм // Драгоманов М. П. Избранное. К., 1991.

В. Хропко