ПОЧАСЬКИЙ СОФРОНИЙ СОФОНИЯ) (светское имя - Стефан; гг. р. и см. невод.) - церковный деятель, педагог и писатель первой половины XVII ст.
О жизни Софрония Почаського известно немного. Учился в Киевской братской школе. Предполагают, что он был одним из двадцати студентов-ораторов, которые провозгласили в апреле 1622 г. «Стих на жалосний потребностей... Петра Конашевича-Сагайдачного...» IC. Саковича. Правдоподобно, что Софроний Почаський был одним из молодых монахов, которых П. Могила направил учиться за границу. Был профессором риторики и, пожалуй, поэтики Лаврской школы в 1631 - 1632 гг., откуда перешел в Киево-Могилянской коллегии. В 1638 - 1640 гг. был ее ректором и игуменом Братского монастыря. Соучредитель православной школы в Яссах и игумен с 1640 г. тамошнего монастыря «Трех Иерархов», где, видимо, и умер.
Издатель - составитель, а за догадкой большинства исследователей, автор панегирика «Евхаристиріон, албо Вдячность... Петру Могиле...», созданной в честь основателя Киевской Лаврской школы П. Могилы. «Евхаристиріон...» был произнесен в форме диалогов на Пасху 28 марта 1632 г. 23-мя студентами-ригорами, имена которых стоят под стихами.
«Евхаристиріон...» - одно из самых выдающихся произведений украинского литературного барокко. Произведение состоит из посвящения и двух частей: «Геликон» и «Парнас». Начинался панегирик епіграмою на герб Могилы, за которой шла прозаическая посвящение. В ней Софроний Почаський прославлял девственности П. Могилы, сравнивая его с Геліконом и Парнасом.
В первой части произведения - «Геликоне» - прославляются восемь наук («корни умілості»), введенных архимандритом П. Могилой в Лаврской школе: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, музыка, геометрия, астрономия. Каждую науку характеризует стихотворная иллюстрация, в которой раскрываются возможности, которые дает образование человеку. В «Парнасе» уславлюються девять муз и Аполлон - покровитель науки. Произведение имеет довольно стройную композицию, которая характеризуется усложненностью, динамизмом. В «Евхаристиріоні» автор применяет изысканные тропы и фигуры, аллегории и символы, высокопарные антитезы, употребляет образы античной мифологии наряду с библейскими героями. Такое нагромождение витиеватостей характерно для барочной литературы, которая стремилась захватить читателя оповідною мастерством, поразить и взволновать человека. Софроний Почаський прославляет героя произведения за любовь к родине и к науке, одобрительно оценивает подвижничество П. Могилы на ниве культуры. В панегирике выражена уверенность в том, что украинская ученая молодежь станет достойным продолжателем дела великих предшественников. Заканчивается «Евхаристиріон» десятирядковою епіграмою, в которой автор обращается к будущим критикам с просьбой не упрекать его за прославление П. Могилы. Панегирик написано 13-составляющим силабічним стихом книжным украинским языком.
Лит.: Голубев С. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. К., 1883. Т. 1; Харламповий К. Западнорусские православные школы XVI и начала XVII века. Казань, 1898.
С. Денисюк