Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

И семестр

 

ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА

 

АВТОРСКИЕ СТИХИ И МАЛЫЕ ЖАНРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

Урок 27. ПОЭТИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА. ЕЛЕНА ПЧИЛКА

 

Цель: ознакомить учащихся с творчеством украинской писательницы Олены Пчилки; совершенствовать навыки выразительного чтения; учить анализировать прочитанные стихи; развивать смысловую, образную память, умение обобщать; воспитывать интерес к художественному слову.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Ученики рассказывают подобранные пословицы, поговорки, загадки про соловья.

• У каждого соловья песня своя.

• Не нужна соловью золотая клетка, лучше ему зеленая ветка.

• Приравнял соловья к зозуле.

• Соловей поет, пока голос имеет.

• Хоть соловей маленький, и его песни удаленькі.

• У меня есть большой талант,

Я пою, как артист.

Пение мой радостный всюду

Очень любят слушать люди. (Соловей)

 

III. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

1. Упражнение на интонирование предложения

• Шесть ног и два рога,

В садик не пита дороги. (Жук)

- Прочитайте с разной интонацией (вопросительной, радостным, веселым, грустным, удивленным).

2. Работа над скороговоркой

Наш перепел підпадьомкає.

Підподьом, підподьом!

И еще не випідподьомкався.

Чтение в замедленном, ускоренном и быстром темпе, тихое и громкое чтение.

3. Чтение отрывка стихотворения с пропущенными буквами

Д-т - н-ш др-г-и ска-б,

Се н-ш - н-д-я,

С - м - л-д - Ук-а-на.

 

IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- И загадку, скороговорку, и стих написала одна человек - писательница Елена Пчилка. Сегодня на уроке вы познакомитесь с творчеством этой писательницы.

 

V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Биографическая справка

- Ольга Петровна Драгоманова родился 29 июня 1849 года в г. Гадяч на Полтавщине в дворянской семье Петра Драгоманова и Лизавети Цацки. Ее отец был передовым и образованным человеком своего времени, служил юристом, имел литературный талант, воспитывал в гуманистическом духе своих детей. В семье хранили предания о том, что их далекий предок был «драгоманом», то есть переводчиком, в войске Хмельницкого.

Елена Пчилка вместе с мужем воспитала шестерых детей. Среди них была известная украинская поэтесса Леся Украинка.

Физкультминутка

2. Проработка стихотворения «Уж в любом уголке» (с. 37)

1) Выразительное чтение стихотворения учителем.

- Какое настроение у стиха?

2) Словарная работа.

Уголке изменилось

ветерок скис

думоньку расстроился

листочки поднимается

Чтение слов «эхом» за учителем.

- Что интересного заметили в словах первого столбика? (Это ласкательные слова.)

- Что общего в словах второго столбика? (Слова, обозначающие действие предмета.)

3) Игра «Рыбки». Самостоятельное чтение стихотворения учащимися молча.

- Найди в прочитанном стихотворении слова, которые создают его грустное настроение.

4) Выразительное чтение стихотворения учащимися.

- Что говорит поэтесса о ивы? ставок?

- Как можно понять, что поэтессе очень милый и дорогой этот уголок природы?

5) Игра «Подбери рифму».

Все - несет; песок - ставок; гада - вода; одинокие - мелкие.

3. Обработка текста записи Елены Пчилки (с. 37)

1) Игра «Пчелки». Самостоятельное напівголосне чтения записи учениками.

- О какой жанр устного народного творчества идет речь в прочитанном тексте?

- Елена Пчилка назвала его спотиканкою. Почему?

- С кем сравнивает писательница волынскую девочку?

2) Проговаривание скороговорки учениками «дождиком».

 

VI. ИТОГ УРОКА

- Понравился ли вам урок?

- Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

- Что запомнили о жизни и творчестве Елены Пчилки?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выразительно читать стихотворение и запись Елены Пчилки.