И семестр
ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА
АВТОРСКИЕ СТИХИ И МАЛЫЕ ЖАНРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Урок 27. ПОЭТИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА. ЕЛЕНА ПЧИЛКА
Цель: ознакомить учащихся с творчеством украинской писательницы Олены Пчилки; совершенствовать навыки выразительного чтения; учить анализировать прочитанные стихи; развивать смысловую, образную память, умение обобщать; воспитывать интерес к художественному слову.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Ученики рассказывают подобранные пословицы, поговорки, загадки про соловья.
• У каждого соловья песня своя.
• Не нужна соловью золотая клетка, лучше ему зеленая ветка.
• Приравнял соловья к зозуле.
• Соловей поет, пока голос имеет.
• Хоть соловей маленький, и его песни удаленькі.
• У меня есть большой талант,
Я пою, как артист.
Пение мой радостный всюду
Очень любят слушать люди. (Соловей)
III. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Упражнение на интонирование предложения
• Шесть ног и два рога,
В садик не пита дороги. (Жук)
- Прочитайте с разной интонацией (вопросительной, радостным, веселым, грустным, удивленным).
2. Работа над скороговоркой
Наш перепел підпадьомкає.
Підподьом, підподьом!
И еще не випідподьомкався.
Чтение в замедленном, ускоренном и быстром темпе, тихое и громкое чтение.
3. Чтение отрывка стихотворения с пропущенными буквами
Д-т - н-ш др-г-и ска-б,
Се н-ш - н-д-я,
С - м - л-д - Ук-а-на.
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- И загадку, скороговорку, и стих написала одна человек - писательница Елена Пчилка. Сегодня на уроке вы познакомитесь с творчеством этой писательницы.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Биографическая справка
- Ольга Петровна Драгоманова родился 29 июня 1849 года в г. Гадяч на Полтавщине в дворянской семье Петра Драгоманова и Лизавети Цацки. Ее отец был передовым и образованным человеком своего времени, служил юристом, имел литературный талант, воспитывал в гуманистическом духе своих детей. В семье хранили предания о том, что их далекий предок был «драгоманом», то есть переводчиком, в войске Хмельницкого.
Елена Пчилка вместе с мужем воспитала шестерых детей. Среди них была известная украинская поэтесса Леся Украинка.
Физкультминутка
2. Проработка стихотворения «Уж в любом уголке» (с. 37)
1) Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Какое настроение у стиха?
2) Словарная работа.
Уголке изменилось
ветерок скис
думоньку расстроился
листочки поднимается
Чтение слов «эхом» за учителем.
- Что интересного заметили в словах первого столбика? (Это ласкательные слова.)
- Что общего в словах второго столбика? (Слова, обозначающие действие предмета.)
3) Игра «Рыбки». Самостоятельное чтение стихотворения учащимися молча.
- Найди в прочитанном стихотворении слова, которые создают его грустное настроение.
4) Выразительное чтение стихотворения учащимися.
- Что говорит поэтесса о ивы? ставок?
- Как можно понять, что поэтессе очень милый и дорогой этот уголок природы?
5) Игра «Подбери рифму».
Все - несет; песок - ставок; гада - вода; одинокие - мелкие.
3. Обработка текста записи Елены Пчилки (с. 37)
1) Игра «Пчелки». Самостоятельное напівголосне чтения записи учениками.
- О какой жанр устного народного творчества идет речь в прочитанном тексте?
- Елена Пчилка назвала его спотиканкою. Почему?
- С кем сравнивает писательница волынскую девочку?
2) Проговаривание скороговорки учениками «дождиком».
VI. ИТОГ УРОКА
- Понравился ли вам урок?
- Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
- Что запомнили о жизни и творчестве Елены Пчилки?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выразительно читать стихотворение и запись Елены Пчилки.