И семестр
ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА
АВТОРСКИЕ СТИХИ И МАЛЫЕ ЖАНРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Урок 28. НАЙДИТЕ РИФМЫ. ГРИЦЬКО БОЙКО. СКОРОГОВОРКИ
Цель: совершенствовать технику сознательного выразительного чтения; учить подбирать в стихах рифмы; ознакомить с творчеством Григория Бойко; обогащать словарный запас; развивать мышление, умение сосредотачиваться на выполнении заданий; воспитывать внимательность, самостоятельность в выполнении заданий.
Ход урока
И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Дополняйте! Читайте!
Шура, как весна... зима
Полушубок в мешок... наступила
А как вновь пришла... нет
До мешка, а там спрятала...
Осталось пушок...
Немножко кожи и.. немного
И еще пуговицы и мешок...
Мыши влезли к полушубка...
И погрызли... остался
Лишь кусочек мешка...
Вот история какая.
2. Игра «Подбери рифму»
Край - ... (играй, рай, выбирай...)
ежик - ... (паучок, бочек, червячок, реп'яшок...)
Весна - ... (красная, обильная, ясная, громкая...)
Мяч - ... (скач, не плачь, удач...)
Улыбка - ... (книжка, мышка, кошка...)
3. Составление чистоговорки
Ча-ча-ча-ча - звери играют в... (мяч).
Эти-эти-эти-эти - нападающие -... (зайцы).
Чу-чу-чу-чу - волк ударил по... (мячу).
Эта-эта-эта-эта - судит игру у них... (овца).
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Работа в парах
Ученики возвращаются в парах друг к другу и читают произведения Елены Пчилки.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Послушайте стихи.
Выразительное чтение стихов Григория Бойко учителем или заранее подготовленными учениками.
КАК НЕУДАЧНИК ВЫСТУПАЛ
- Вот я вчера виступаві
Вы бы услышали, как пел!
Хотя нет слуха,
Я орал изо всех сил:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си!
Голос мой услышали все!
А кончил - что случилось! -
С мест все сорвались,
Сцену едва не разнесли,
А меня схватили -
Аж на улицу несли
И уже там... набили!
ПРОВАЛИЛСЯ ПО КОЛЕНО
- Вот на лыжах я спустился!
Мчался, как только мог!
И упал и провалился
По колени в снег...
- А чего же в снегу шапчина
И глаза полны слез?
- Проваливсь я по колено...
Головой вниз!
- Какое настроение вызвали у вас эти стихи?
- Автор этих стихов - Григорий Бойко, с творчеством которого мы сегодня познакомимся.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Биографическая справка
- Грицька Бойко справедливо можно назвать непревзойденным мастером смеха в поэзии для детей. Он, как никто другой, умел не просто развлекать младших читателей, но и с теплым, добрым юмором, остроумно и беззлобно показать самые разнообразные пороки детского характера. Вереда, замарашка, хвастун, лгун, лентяй, болтун, невежда, тупица, трус, подхалим, зазнайка, ябеда, разиня, симулянт - вот «знаменитые» персонажи его замечательных стихов и поэм.
Физкультминутка
2. Проработка скороговорки Грицька Бойко «Лели» (с. 32)
1) Игра «Пчелки». Самостоятельное напівголосне чтение скороговорки учениками.
- Какое слово вы добавили?
- С каким словом оно рифмуется? (Малые - теплые)
2) Словарная работа.
Леля - рубашка (обычно детская).
3) Чтение скороговорки вполголоса и медленно; громко и быстро; весело, сердито.
3. Проработка скороговорки Грицька Бойко «Подзьобав и поскакал» (с. 32)
1) Игра «Рыбки». Самостоятельное чтение скороговорки учениками молча.
- Какое слово вы добавили?
- С каким словом оно рифмуется? (Подзьобав - попрыгал)
2) Словарная работа.
Бараболька - картошечка.
Брусчатка - дорога или улица (мостовая), вымощенная камнями.
3) Чтение скороговорки вполголоса и медленно; громко и быстро; весело, сердито.
- Какие звуки часто повторяются в каждом из стихотворений?
4. Конкурс на лучшего скоромовника
VI. ИТОГ УРОКА
- С творчеством какого писателя вы ознакомились?
- Какое произведение вам понравилось больше всего?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить наизусть скороговорку Грицька Бойко.