Украинская драматургия и театр 70-90-х годов ХІХ века
Борис Гринченко
(1863-1910)
«О сколько слез мы должны утереть!» (Борис Гринченко)
Борис Гринченко обнаружил себя филигранным мастером малых прозаических форм. К раннему периоду творчества относится рассказ «Без хлеба» (1884), в котором основным является конфликт человека со своей совестью. На примере героев, поставленных в экстремальную жизненную ситуацию, писатель утверждает ценность христианской заповеди «не укради».
Тематика Грінченкових рассказов разнообразна. В них изображено украинское село с его маленькими радостями и большими трагедиями («Без хлеба», «Хата», «Гриша», «Поджог», «Украла»), описан труд шахтеров и жизнь шахтерских детей («Панько», «Отец и дочь», «Среди чужих людей»). Примечательно, что писатель был пионером этой темы в украинской литературе. Школа, деятельность сельских учителей и их бесправное положение является объектом писательского анализа в рассказах «Непокорный», «Экзамен». Среди разнообразия тем и проблем, поднятых автором в жанрах малой прозы, выделяются произведения для детей и о детях.
Гринченко сознательно творил «лектуре для детского чтения» (Иван Франко). Как педагог он понимал потребность тематического и жанрового расширения границ украинской детской литературы и плодотворно работал в этой области, ориентируясь прежде всего на деятельность Ивана Франко и Льва Толстого. В группе рассказов, написанных для детей («Олеся», «Гриша», «Арбузы», «Украла»), отчетливо проступает четкая ориентированность автора на адресата, учет особенностей возрастного восприятия поучительных историй. В основу сюжета детских рассказов Гринченко ложились преимущественно конкретные жизненные случаи, участником или свидетелем которых был сам автор. Дети-сироты, лишены любви родителей и семейного уюта, живут в жестоких условиях суровой действительности, до сих пор вызывая у читателей сочувствие и сопереживание («Сестрица Галя», «Украла», «Колокольчик»), захватывая благородством юных душ («Арбузы», «Гриша», «Ксеня»), способностью к подвигу («Олеся») и самопожертвования («Адский»).
Межпредметные параллели. Гуманистические детские рассказы писателя перекликаются с повестью «Сердце» итальянца Едмондо где Амічіса, которая стала классикой мировой детской литературы, всем своим духом отвечала жизненным и творческим принципам Бориса Гринченко. Его роднили с Амічісом и способ мышления, и педагогические убеждения, и художественные идеи. Детские рассказы Гринченко, основанные на реалиях украинской жизни, убеждают в этом якнайпромовистіше. К тому же именно благодаря переводу Гринченко «Сердце» стало произведением для чтения юных украинцев.
Рассказ «Олеся» (1890) неоднократно издавалось при жизни автора и даже было хрестоматийным в 20-е годы ХХ века. Причина его успеха кроется в познавательном содержании произведения (художественное изображение событий прошлого в доступной юному читателю форме) и определяется образу юной героини - патриотки Олеси, что силой таланта художника перерастает в гуманистический идеал для многих поколений украинских читателей. Автор завершает повествование, написанное в форме перевода, торжественными словами деда Даниила: «Каждый должен защищать свой родной край, не жалея жизни! Дай Бог всякому такой кончины!».
Поведение героев в разных жизненных обстоятельствах изображает Борис Гринченко в рассказах, анализируя психическое состояние героев, исследуя причины их поступков. Показательным в этом смысле является рассказ «Каторжная» (1888) - произведение, которое выявляет различные проблемы жизни в социологическом, психологическом и этическом аспектах. Речь идет в рассказе о жизни девочки-сироты Докии. Детство ее особенно безрадостное: после смерти матери отец приводит в дом мачеху. В портрете семилетней девочки автор подчеркивает понурість (смотрела «все из-под лба» или «в землю потупив глаза»), а в характере - ожесточенность («Ни пары с уст! Ни слезинки из глаз, словно ей и не болит!»). Такой сделали ее сиротство, издевательства мачехи, пьяная равнодушие отца, бесчувственность сельского окружения и еще отвратительное прозвище, которым девочку звали все без исключения. Даже те, кто помнил имя, дополняли его эпитетом - «та каторжная Евдокия». Уже в первом абзаце произведения Гринченко шесть раз употребляет слово каторжная.
Межпредметные параллели. В 2 томе «Словаря украинского языка» Борис Гринченко подает несколько значений слова «каторжный», в частности отмечая следующее: «Употребляется как бранное слово в значении: злой, плохой ( «дурной» ).
Произведение композиционно разделен на три части. В первой изображено горькое детство и безвідрадна юность Докии. Автор показывает взаимоотношения девочки с другими членами семьи, в частности детьми. К ним льнет жаждущее любви сердце, однако наталкивается на сопротивление или издевательство. Даже полуторагодовалого мальчика - любимца Докии - мачеха учит: «Бей кулачком, кулачком ее..». И затравленная, но непокоренная девочка («все были ей враги и она всем враг») ищет прибежища у куста калины, что рос в гуще. Однако принялось жизнь на девочку, и не давали ей одпочинку домашние: мачушині дети нашли тайник, а мачеха под корень срубила единственную радость детскую - калиновый куст.
В этой богатой зрительными образами сцене Борис Гринченко особенно тонко улавливает и воспроизводит психологическое состояние ребенка, его отчаяние в самых отчаянных поступках: Евдокия целовала руки мачушині, закрывала собственным телом последние калинове стебли - не помогло! Признаки экзистенциализма (представители этого литературного течения стремились понять истинные причины трагической неустроенности человеческого бытия) явственно проступают в этом произведении: одиночество, страдание и отчаяние переполняют жизнь героини; окружение навязывает ей свою волю, свою мораль; и личность должна противодействовать. Так, собственно, и происходит. Однако протест Евдокия высказывает несколько позже.
Хоть нрав Докии не изменилась, портретная характеристика героини, что повзрослела, выразительна. Деревенские парни заглядывались на ее состояние высокий, ровный, на ее глаза темные, волосы черные, на брови.». Заметил то все и парень-шахтер, играл на вечеринках, куда мачеха послала Докію по ссуде. Он впервые заговорил с ней по-человечески.
Василий Евдокименко. Иллюстрация к рассказу «Каторжная»
И відтепліле сердце потянулось на зов юноши - девушка полюбила искренне и преданно. Всю нерастраченную любовь своего сердца отдала Евдокия Семенове. Так завершается вторая часть произведения. В третий читатель узнает о подлом мужскую измену, цинично «сдобренную» проклятым прозвищем «каторжная». Словно последняя капля упала в чашу терпения человеческого и наполнил ее. Евдокия решается на месть. Она поджигает дом, где происходят посиделки. Но в последний момент вспоминает про маленькую симпатичную девочку Саньке - безвинная тварь, что может сгореть вместе со всеми, и начинает собственным телом тушить огонь. Евдокия погибает в страшных мучениях от ожогов, так и не поняв, почему мир был к ней так жесток. Борис Гринченко завершает произведение, апеллируя к читателю с вопросом: «За что столько муки, горя и слез добавляют людям люди, когда и так жизнь такое короткое и такое грустное?». Приверженность Докии к ребенку победила все горести до обидчиков. Выбирая в экстремальной ситуации между добром и злом, любовью и местью, главная героиня руководствовалась добром и любовью, на их алтарь она положила собственную жизнь.
Значение творчества Бориса Гринченко в украинской культуре является незаурядным. Судьба отвела ему недолгий шевченковский возраст, прошедшее в неусыпной, беспрестанном труде ради родного народа. И эта труд «рабочего без одпочинку» (Иван Франко) сделала Гринченко «не только творением, но и творцом своего времени» (Сергей Ефремов), настоящим Стражем украинства и национальной идеи.
Лев Жемчужников. Заброшенная. Офорт. 1860