Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Украинская литература 1920-1930 годов

Николай Кулиш (1892-1937)

 

 

«Николай Кулиш - талант мирового масштаба. Не буду искать бесспорных аналогий в классике - между Шекспиром и Шиллером или Мольером или Бомарше, но в современной ему советской драматургии он не имел себе равных...»

(Юрий Смолич)

 

Николай Кулиш - одна из самых трагических художественных фигур, в которой сфокусировалась сложность развития литературы «Расстрелянного возрождения». Ему суждено было прожить всего сорок пять лет, но за это время драматург успел сделать очень много. Его творчество современники сравнивали с фейерверком, а Лесь Танюк отметил: «Талант брал в Кулишу в гору - он единственный диктовал ему путь к вечности, хотя это был путь через Голгофу».

 

Тернистым путем к бессмертию

 

Родился Николай Гурович Кулиш 6 декабря 1892 года в селе Чаплинка Днепровского уезда Херсонской губернии в бедной крестьянской семье. Отец всю жизнь пронаймитував в помещичьих экономиях. Мать, родом с Полтавщины, умела прекрасно разрисовывать дома. Для Николая матушка навсегда осталась молодой, ведь умерла очень рано. С детства Николаю пришлось пасти чужих ягнят, а восьмилетним он батрачил у богатого хозяина далеко от дома.

В начальной школе мальчик учился охотно и старательно. Он не обходил ни одной книги, и в четырнадцать лет проявлял глубокие знания классики. Чтобы после окончания четырехклассного городского училища в Олешках способный мальчик-сирота смог продолжить образование, его бывшие учителя собрали 100 рублей. И когда закончились деньги, Николай лишился крыши над головой и попал к сиротского приюта, чтобы иметь возможность и дальше посещать училище. Жажда знаний привела Николая в п'ятикласну частную мужскую гимназию, где он увлекся музыкой, литературой, создал драматический кружок из ровесников и подбирал для него репертуар. В гимназии Николай Кулиш подружился с талантливым мальчиком Иваном Шевченко, который позже вошел в литературу под псевдонимом Иван Днепровский. Когда у Николая возникали проблемы с жильем, его принимали к себе друзья, в частности брать Невелі, которые имели зеленоглазую сестренку Тоню. Между Николаем и красавицей Антониной вспыхнула большая любовь, которая оказалась единственной в их жизни. Гимназию внезапно закрыли, и Николай составил гимназический курс экстерном. Юношу зачислили студентом на историко-филологический факультет Одесского университета, но Первая мировая война перечеркнула его планы.

Солдат с аттестатами зрелости набирали в Одесскую школу прапорщиков. Перед отправкой на фронт Николаю Гуровичу дали короткий отпуск, и он успел обвенчаться с Тоней. Воевать Кулишу пришлось на территории Галиции и Литвы. За власти Скоропадского Николай Гурьевич более полгода отсидел в тюрьме, а при Директории входил в состав городской управы. Когда перед нашествием деникинцев Симон Петлюра дал приказ отступать, Николай Кулиш организовал в Херсоне и возглавил Первый украинский днепровский полк. Впоследствии Юрий Яновский подобные военные события описал в новелле «Батальон Шведа» из романа «Всадники», а Кулиша вывел в образе Данила Чабана.

Во время наступления армии Деникина летом 1919 года Николай Кулиш в составе Красной армии отступил на север Украины, но согласился стать разведчиком, чтобы вернуться в родные края. Вместе со своим другом-спутником он попал к петлюровцев. Пленных решили расстрелять, но поручили это сделать слишком милосердному казаку, который вывел пленников в поле и позволил бежать, куда знают.

Вернувшись в Олешки, Николай создавал украинские школы, детские сады, работал инспектором народного образования, заключил букварь «Первичка» , куда вошли Кулишу стихи и рассказы для детей. Николай Гурьевич очерчивал три сферы своих увлечений: первая - литература, вторая - музыка, третья - театр.

Свою первую драму «97» Николай Кулиш написал на основе реальных фактов. Этой пьесе писатель не вошел - ворвался в литературной и театральной жизни Украины. Неожиданный успех драмы «97» в Харькове на сцене театра имени Ивана Франко поразил художника. В то же время переработка режиссером Гнатом Юрой трагической развязки драмы на оптимистичную стало большой неприятностью для автора за отсутствие жизненной правды в таком финале. Писатель, который в душе все-таки соглашался, что светлое будущее потомков приходится приобретать через сотни жертв, не мог делать вид, что огромных человеческих потерь не существует. К тому же, текст пьесы «97» имел двойственное прочтение: за одних актерских акцентов Серега Смык, Мусий Копыстка - люди новой эпохи, сторонники новой власти, спасатели голодающих односельчан; других - ничтожества, неудачники, лентяи, которые стремятся управлять другими, слепое орудие в руках власти, которая грабит крестьян. На фоне примитивных лозунгових пьес 20-х годов заря Кулиша-драматурга засияла особенно ярко.

Годы пребывания Николая Кулиша в Одессе (1923-1925) - это период внутренней борьбы между добросовестным выполнением служебных обязанностей инспектора облнаросвіти и желанием творить. Процесс творчества у драматурга был подобный Стефаникового: Кулиш мог писать только тогда, когда в комнате было идеально убрано, пол вымыт, вещи на столе были на своих местах. После зрительского успеха пьесы «97» Кулиша появилась возможность переехать в Харьков, где бурлила художественная жизнь. Тогдашний нарком образования Александр Шумский предложил Николаю Гуровичу должность школьного инспектора. Надежды Николая Гончара на развитие творчества в Харькове исчезли, когда он глубже познакомился с навкололітературним жизнью, которое очертил так: «Мелочи, политиканство, зависть, конкуренция, сплетни, фальшь и старость, одетая в мундир чиновный, - вот литературное поле». Участие в «ВАПЛИТЕ», дружба с Остапом Вишней, Пав лом Тычиной, Юрием Яновским давали Николаю Гуровичу шанс на перспективу стать признанным драматургом. О Николае Волнового Кулиш вообще отзывался восторженно: «Это наш вдохновитель! Он первый нам открыл глаза на Украину».

В Харькове Кулиш написал драмы «Так погиб Гуска», «Хулий Хурина», «Зона». Постановка пьес Кулиша на сцене «Березиля* Лесем Курбасом, стала творческим взлетом двух гениев: драматурга и режиссера. Искусствовед Лесь Танюк подчеркивает, что встреча с Лесем Курбасом и «Березолем» круто изменила не только биографию, но и творческий метод драматурга. Произошло взаимопроникновение режиссерских, актерских и драматургических замыслов, без единства которых не может быть истинного театра; возникла «лаборатория украинской культуры». На протяжении десяти лет Кулиш написал 14 п'єс. айбільш прославленными стали шедевры «Народный Малахий», «Мина Мазайло», «Маклена Граса». Если Иван Тобилевич создал классическую украинскую драму для театра корифеев, а Леся Украинка - європеїзовану украинскую драму, то Николай Кулиш стал создателем современной драмы украинского возрождения.

Пьесе «Народный Малахий» (1927) Николай Кулиш разоблачил методы строительства социализма через духовное разорение и физическое уничтожение человека. Главный персонаж этого произведения с болью заговорил о плачевном состоянии украинского языка, которая выстояла века...». Драма «Народный Малахий» показала, что Кулиш создавал и утверждал в национальной литературе модерна драму. Премьера спектакля в «Березолі» 31 марта 1928 года стала началом нового этапа в истории украинского театра. Пьесу сразу взяли в репертуар несколько театров республики, однако через злободневность тематики 1930 году пьесу «Народный Малахий» запретили ставить на сцене.

в 1929 году Николай Кулиш написал «Патетической сонату», которую также запретили ставить в Украине, но российский режиссер Александр Таиров поставил ее на сцене Камерного театра в Москве, пригласив на премьеру членов правительства. Успех спектакля был невероятный. Немецкий драматург Фридрих Вольф, который видел спектакль, перевел драму немецком языке и в предисловии к изданию написал: «Форма «Патетичної сонаты» - этой крупнейшей украинской драматической поэзии в мировой литературе может быть сравнима только с драматическими поэмами «Фауст» и «Пер Гюнт». Однако «Патетической сонату» сняли с репертуара театров Москвы, Ленинграда, Иркутска, Баку, где она с успехом шла ранее.

Изображенные в пьесе события охватывают период между двумя Великоднями 1917-1918 годов. Значительную композиционную роль в пьесе играет гениальное произведение Бетховена «Патетическая соната», который является идейно-художественным стержнем, лейтмотивом драмы. «Патетическая соната» Кулиша показала рождения в Украине новой драмы. Это была художественная попытка с помощью смежных видов искусства - слова, звуков, музыки, цветов, линий - нарушить важные вопросы судьбы украинцев, в частности интеллигенции, на первом этапе национально-освободительной революции.

В декабре 1928 года Николай Кулиш завершил сатирическую комедию «Мина Мазайло», а уже в марте 1929 года состоялась ее премьера в Днепропетровском театре в постановке Дмитрия Ровинского. 18 апреля 1929 года состоялась премьера пьесы в «Березолі». Лесь Курбас привлек лучших актеров того времени: Прошлому играл Иосиф Гирняк, тетю Мотю - Наталья Ужвий, дяди Тараса - Марьян Крушельницкий. Успех был неслыханным, однако и этот художественный шедевр Кулиша и Курбаса цензурой был устранен со сцены, ведь начались репрессии против интеллигенции.

За крайне неблагоприятных условий Николай Кулиш впервые взялся за тему, якобы далекую от событий в Украине. Действие драмы «Маклена Граса» (1932) Кулиш перенес в Польшу. Актерами «Березиля» это произведение в сентябре следующего года был представлен властям. «Маклена Граса» оказалась последней Кулішевою пьесе, которую публика увидела на сцене. После семи спектакля эту драму запретили к показу, театр «Березиль» ликвидировали. Кулиш написал пьесы «Закут», «Диалоги», «Вечный бунт», «Такие», но их не печатали и не ставили, а в годы войны тексты были утеряны.

В начале 1933 года Кулиш наведался в родную деревню, где ему стало жутко от увиденного. Вернулся в столицу Николай Гурьевич крайне нервным, стонал и кричал от душевной боли, от мысли, что его многострадальный народ умирает от голода. Удручающе повлияло на Кулиша и самоубийство Николая Волнового. Всю ночь перед похоронами Николай Гурьевич простоял у гроба покойного. Жена драматурга надежно спрятала оба наганы, чтобы человек не повторил рокового шага автора «Синих этюдов». Поскольку лучшие пьесы Кулиша было запрещено к постановке как антисоветские, направленные против линии партии, Николай Гурьевич сделал последнюю отчаянную попытку прорваться к зрителям, написав вполне лояльную к власти драму «Прощай, село» (1933). Но поставить ее на сцене также не позволили. В сентябре 1934 года художника исключили из партии за связь с «контрреволюционными элементами» - Лесем Курбасом и Михаилом Яловим.

1 декабря 1934 года в Ялте умер Иван Днепровский, и Николай Кулиш поехал на похороны друга. Подавленного горем Кулиша арестовали на улице 7 декабря 1934 года, обвинив в принадлежности к боротьбистського террористического центра и убийстве первого секретаря Ленинградского обкома партии Сергея Кирова. После страшных пыток Николай Гурьевич признал все обвинения и даже написал заявление с просьбой немедленно его расстрелять. Кулиша приговорили к десяти годам ссылки в лагере на Соловках. В отличие от других, кто с ним проходил по одному уголовному делу, Кулиш не имел права работать, находиться на улице, пользоваться госпиталем. Для него была отведена камера-одиночка. Среди всех осужденных украинских писателей за таких нечеловеческих условиях отбывали наказание лишь Николай Кулиш и Валерьян Пидмогильный.

Последнюю весточку о себе Николай Гурьевич подал жене 15 июня 1937 года. Выдающегося драматурга вместе с Николаем Зеровым и многими другими украинскими интеллигентами расстреляли 3 ноября 1937 года в овраге Сандормох в Карелии. 4 ноября 1956 года Николая Кулиша реабилитировали посмертно «за отсутствием состава преступления».