Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Украинская литература 1920-1930 годов

Развитие драматургии и театра в 20-30-х годах

 

В годы освободительной борьбы украинцев театр становится важным фактором национально-культурного строительства. В начале 20-х годов действовало 74 профессиональные театры, многочисленные самодеятельные и передвижные театры. В 1918 году в Киеве функционировали Государственный драматический театр, возглавляемый Александром Загаровим, Государственный народный театр под руководством Панаса Саксаганского и «Молодой театр» Леся Курбаса. В 1919-1920 годах в Галиции и Буковине действовали «Новый Львовский театр», Черновицкий театр и Государственный театр ЗУНР. 1919 года открыли Государственный театр имени Тараса Шевченко в Екатеринославе, 1920 года - Новый украинский драматический театр имени Ивана Франко в Виннице (руководитель Гнат Юра). 1922 года управляемый Лесем Курбасом Киевский драматический театр, переименованный в «Березиль», стал также и творческой лабораторией, и проводил культурно-общественную работу. 1926 года «Березиль» перевели в Харьков.

Важным событием в культурно-художественной жизни республики стало присвоение 1924 года знаменитой актрисе Марии Заньковецкой почетного звания «Народная артистка Украины».

Профессиональный театр развивался в двух направлениях. Режиссер Гнат Юра (1888-1966), опираясь на принципы романтического и реалистически-бытового театра, склонялся к реалистически - психологической системы. В репертуаре Московского театра преобладали пьесы национальной драматургии (Франко, Карпенко-Карого, Старицкого, Винниченко). С ним работали Амвросий Бучма, Марьян Крушельницкий, Алексей Ватуля, София Тобилевич, Анна Борисоглебская.

Зато режиссер Лесь Курбас (1887-1937) постоянно экспериментировал, испытывал ряд художественных путей - от психологической драмы до экспрессионизма. Он стремился создать «рефлексологічний» театр немедленного воздействия на зрителя, который бы активизировал его и возбуждал к действию. С этой целью режиссер в своих эстетических исканиях от условных форм шел через синтез условности и психологизма в философских представлений. Порвав с традицией этнографически-бытового театра, режиссер ориентировался на современные течения европейского театра. Это был синкретический театр, в котором элементы драматического действа переплетались с различными формами искусства: пластикой и хоровой декламацией, мимикой и жестом, элементами

 

 

Лесь Курбас

 

цирка и балета, музыкой как компонентом драматического действия. Лесь Курбас впервые на национальной сцене использовал приемы кино. Именно ему суждено было создать современный украинский театр.

На первых порах режиссеры ставили классику. Лесь Курбас інсценізував «Гайдамаки» Шевченко, поставил пьесы «Царь Эдип» Софокла, «Макбет» Шекспира, «Джимми Хиггинс» Синклера, «Газ» Кайзера и т.д. Впервые герои мировой классики заговорили на украинском языке, ведь в Российской империи не разрешалось ставить пьесы мировых драматургов в переводе. Национальная драматургия в театре Курбаса была представлена реалистичной драмой Винниченко («Черная Пантера и Белый Медведь») и символистскими этюдами Александра Олеся. Широко бытовало агітп'єса, но она не имела художественной ценности. Вскоре возникла социально-психологическая драма («97» Николая Кулиша), документально-реалистичная («Бунтарь», «Двенадцать» Мирослава Ирчана) и символістсько-романтическая пьеса («Когда народ освобождается», «Батальон мертвых» Якова Мамонтова).

Мирослав Ирчан (1897-1937) в русле экспрессионизма написал лучшую свою пьесу «Семья щеточников» (1923). Фабулу для произведения он взял из заметки в немецкой газете, где рассказывалось, как единственный зрячим сын в слепой семье щіткаря и музыканта вернулся с фронта Первой мировой войны ослепленный газами. Конфликт строится на противопоставлении двух семей - щіткаря и фабриканта оружия, профессора и изобретателя ядовитых газов. Судьбы семей перекрещиваются: дети дружили еще в детстве, а позже их дороги разошлись. Сын капиталиста Боб тяжело обижает слепую Еву, а изобретены предпринимателем газы на фронте лишают зрения Ивана, которого семья щеточников называла своими единственными глазами. Для бедняка война - большое горе, для богача - время неслыханной наживы. Такой сюжет в духе поэтики экспрессионизма дал возможность драматургу изображаемое поднести к символичности. Такая символичность присутствует в самой художественной идеи произведения, в мрачности поэтического колорита, уповільненості драматического ритма пьесы, пристальному вниманию к настроениям героев, к подтекста.

На поэтике символизма строили пьесы Яков Мамонтов и Иван Кочерга. В драмах Ивана Кочерги (1881-1952) большую роль играют символы как семантические ключи к пониманию содержания его произведений. В них обыгрываются символы времени («Мастера времени»), тупика («Марко в аду»), света («Свіччине весілля»), мельничного жернова и алмаза («Алмазный жернов»). Произведения этих художников предупреждали о

 

 

Мирослав Ирчан

 

 

Иван Кочерга

 

опасности, наступает, если пробуждать в массах разрушительные инстинкты.

Опираясь на гуманистические ценности драматургии XIX века, молодые художники сосредоточили внимание на человеке. В драме «97» Николай Кулиш поставил вопрос о человеческую жизнь как высшую ценность, высветив взаимоотношения личности и советской власти. В первой редакции пьесы поднималась идея гуманности власти, которая могла бы стать на защиту человека. Однако эта власть не защитила бедняков, обрекая их на смерть. Антигуманная власть также обречена на гибель. В постановке «Диктатуры» за Иваном Микитенком Лесь Курбас показал человека как социальный объект коммунизации, как средство выполнения плана, когда лицо подчиняется силе тоталитарного общества. Зависимость судьбы человека от государственно-партийного аппарата изображены в комедии Микитенко «Соло на флейте». Приспособленчество Григория Ярчука, центрального образа комедии, предстает не как естественная черта украинца, а как следствие господства «новой власти». Антигуманная система отвергла творческое, индивидуальное, инициативное в человеке, культивируя лишь самоотверженность. Результатом такой селекции является человек-приспособленец, человек-флюгер.

Глубоким новаторством отмечались пьесы Николая Кулиша в постановке Леся Курбаса: «97», «Народный Малахий», «Мина Мазайло», «Коммуна в степях», «Маклена Граса». Национальный театр Курбаса - Кулиша разрушал догматическую концепцию руководящих кадров эпохи «диктатуры пролетариата» относительно исторического оптимизма в мировоззрении нового человека, лишенного национальных признаков. Это был театр философского направления, правдиво моделировал трагизм «новой жизни», сложную судьбу человека суток. А потому против этого театра и Кулиша ополчилась догматична партийная критика, в 30-х годах уничтожив его.

Жанровый репертуар драматургии 20-х годов отличается большим богатством, обновлением структуры и средств моделирования действительности. Экспериментально-психологическую драматургию творит Владимир Винниченко. Широкий резонанс имела его драма «Закон» (1923). Размах приобретают трагедия и комедия. Кулиш становится творцом трагикомедии «Народный Малахий». Яков Мамонтов написал трагикомедию «Республика на колесах» . Современные веяния отразились на традиционных жанровых формах: любовная мелодрама перерастает в социальную драму. В центре психологической драмы Ивана Днепровского «Яблоневый плен» (1926), посвященной событиям национально-освободительной революции, воссоздана конфликт личного с общественным, общечеловеческого - с классовым. Мастерски очерчены характер Ивы, которая борется за независимую Украину.

Новых жанровых признаков приобретает историческая драма под пером Ивана Кочерги («Алмазный жернов», «Свіччине весілля» ). Попыткой актуализировать события нашего героического прошлого через образ девушки из легенды стала лирическая стихотворная драма Михайля Семенко «Маруся Богуславка». Взяв за основу одноименную историческую драму Михаила Старицкого и народную думу, поэт дает свою трактовку темы. Он освещает мир чувств Маруси Богуслав - ки и ее национальные стремления, акцентируя внимание на личной драме. Семенкова героиня не сумела совершить патриотический поступок: намерение освободить казаков-невольников из темницы разгадана, и за измену султану ее казнят.

К исторической теме обратился Кость Буревий в пьесе «Павел Полуботок» (1928). Это драма об измене, которая уничтожает Украину. В ней изображена болезненное прозрение Павла Полуботка в Петропавловской темницы. Не присоединившись к Мазепы, наказной гетман считал, что защищать родину от захватчиков надо не оружием, а дипломатией, в надежде, что Петр И благословит союз Украины с Москвой как равноправный. В этом ослеплении и оказалась самая большая трагедия Полуботка. Возникает фантастическая пьеса, приобретает признаки антиутопии(«Сын совы» Евгения Кротевича, «Радий» Мирослава Ирчана, «Марко в аду» Ивана Кочерги).

Таким образом, драматургия качественно обновляется, наполняется философским содержанием. После 1934 года наступит новый ее этап, обозначенный партийным давлением и разгромом украинского искусства. В драматургии начнется долгий и затяжной кризис.