УРОКИ 27-28
Тема. РРБ №2. Контрольное сочинение по творчеству И.П. Котляревского.
Цель: совершенствовать умение учащихся связно выражать собственные мысли о творчестве И.П. Котляревского; развивать навыки краткого письменного изложения своих мыслей; воспитывать умение отстаивать человеческое достоинство, собственные принципы; формировать активную жизненную позицию.
Ход урока
И. Мобилизация внимания учащихся. Актуализация опорных знаний.
1. Слово учителя.
Хмель на Дубе
Смотрел как-то Хмель вплоть до верховья Дуба
И, поглядев на мир с такой высоты,
Надулся весьма, скривил губу
И стал вещать:
- Хвала мне!
Теперь я уже при чине
- Не то, что вивсь раньше по тычине.
Теперь я на такой вышине,
Что уже невозможно не завидовать мне.
- Молчал бы ты, болтун ленивое,
- Цена твоему росту - грош.
- Куда бы не выбрался ты, однако
- Ничтожеством заставсь, как был раньше.
- Который бы вырос ты, охота посмотреть,
- Когда бы не имел по чему виться?
Это, видимо, Дуб сказал. А жаль,
Я бы эти слова поставил за мораль.
В. Симоненко
- О том, как утверждается народная мораль, народная этика в творчестве И.П. Котляревского, вам нужно будет письменно изложить свои мысли.
2. Работа с таблицей.
Основные требования к содержанию ученического произведения:
• соответствие произведения выбранной теме;
• умение анализировать художественное произведение;
• глубина и краткость мыслей автора;
• доказательность и обоснование мнений со ссылкой на художественный текст и критические источники;
• правильное и уместное цитирование;
• самостоятельность суждений и собственное отношение к затронутой темы или проблемы.
Основные требования к композиции ученического произведения:
• соответствие содержания плановые произведения;
• четкость и последовательность изложения;
• соблюдение пропорциональности в частях произведения;
• доказательность и законченность мыслей ученика.
Основные требования к языку ученического произведения:
• орфографическая и синтаксическая грамотность;
• стилистическая сноровка работы;
• четкость и точность в выборе слов и крылатых выражений;
• выразительность слов и предложений.
Основные особенности к внешнему оформлению работы:
• каллиграфическое написание;
• соблюдение абзацев;
• наличие полей;
• аккуратность выполнения.
II. Организация учебной деятельности.
1. Зачитывание ученического произведения для образца.
Роль песни в пьесе И.П. Котляревского "Наталка Полтавка"
Украина и песня... С давних времен эти слова слились воедино. Из глубины веков пришло к нам прекрасное слово украинской песни, чтобы воплотить в себе нежную и, вместе с тем, величественное и свободолюбивую душу народа нашего.
Значение песенного слова хорошо понимал зачинатель украинской литературы Иван Петрович Котляревский. Он создал для нас бессмертную "Наталку Полтавку". Это замечательное произведение пленит читателей многих поколений своей нежной, очаровательной песней.
В пьесе И.П. Котляревского много песен. Отдельные из них автор взял из источников устного народного творчества, некоторые написал сам в народном духе.
Песни не случайно введены в канву пьесы. Каждая из них является органическим элементом композиции и несет определенную сюжетную нагрузку. Они заставляют нас радоваться и грустить, смеяться и даже плакать, переживать за героев, пройматись их радостями и печалями.
Как удачно сумел автор песенного слова раскрыть замечательные черты характера простой украинской девушки Наталки:
Не богатая я и простая, но честного рода,
Не стиджуся прясть, шить и носить воду.
Ожидая любимого, девушка тоску своей души изливает в песне.
Где ты, милый, чорнобривий? Где ты? Отзовись!
Как я, бедная, здесь горюю, приди посмотри.
Полетела бы я к тебе, и крилля не имею,
Чтобы увидел, как без тебя с горя висихаю.
Мы искренне скорбим вместе с героиней пьесы, потому желаем ей счастья, хотим, чтобы она дождалась своего Петра.
И по-другому думает мать Натальи. Она видит счастливой свою дочь только в паре с господином возним.
Я тебе, дочка, не добра желаю?
Когда кого зятем себе выбираю?
Но разве возный пара молодой и красивой Наташе? Шутливо-юмористическая песня "Ой, под вишней, под черешней" очень метко ! остроумно высмеивает незадачливого ухажера, престарелого господина возного, к молодой девушке.
Ой ты, старый дед, ізогнувся, как дуга,
А я, молоденька, гулять раденька.
А вот песня Петра вызывает у нас совсем другие чувства. Мы чувствуем, как искренне и верно юноша любит Наташу:
Солнце низенько,
Вечер близенько,
Спешу к тебе,
Лечу к тебе,
Мое сердечко.
Исследователи считают, что в этой песне автор, взяв начало народной песни, подал далее свой вариант, который непосредственно передает чувства героя и является, таким образом, своеобразным песенным монологом.
В песнях Николая "гомон, Гомон по дубраве", "Ворскла, река небольшая" писатель показывает его как носителя патриотических традиций народа.
Биографы И. Котляревского подчеркивают, что он был человеком слишком гуманной и свободолюбивой. Писатель часто любил употреблять пословицы: "Когда казак в поле, тогда он на свободе". Не случайно в уста бродяги-наемника Петра он вкладывает народную песню "шел казак с Дона, и с Дона домой".
Итак, песни является важным средством драматурга в изображении образов и раскрытии идейного содержания произведения. Они вносят в пьесу сильную струю лиризма, придают ей народного колорита.
Песни из "Наталки Полтавки", созданные самим автором ("Веют ветры", "Ой мать, мать", "Солнце низенько" и другие), еще до напечатания пьесы стали распространяться и жить независимо от нее.
Традиция введения в пьесу песенного материала после й. Котляревского широко утвердилась в украинской драматургии, ее продлили Г. Квитка-Основьяненко, Т. Шевченко, М. Кропивницкий, М. Старицкий, И. Франко.
... Искренняя благодарность писателю, который оставил для нас и для будущих поколений бесценное сокровище - пьесу "Наталка Полтавка", которая своей пісенністю касается струн нашего сердца и души, вызывает чувство гордости за наш талантливый украинский народ.
2. Самостоятельная работа учеников.
III. Подведение итогов.
IV. Домашнее задание.
Подготовьте рассказ об основных вехах жизни и творчества писателя Г. Квитки-Основьяненко. Прочитайте повесть "Маруся".