УРОК 26
Тема. ВЧ №2. Выразительное чтение фрагментов драматических произведений. И. Котляревский "Наталка Полтавка".
Цель: совершенствовать навыки выразительного чтения; учить практически применять знания по теории литературы; понимать содержание произведений; развивать умение замечать художественные детали, эмоциональность восприятия поэзии; воспитывать уважение к художественному слову.
Оборудование: иллюстрации к произведениям И. Котляревского, таблица "Основы выразительного чтения"; фонозапис народных песен из "Наталки Полтавки".
Много воды утекло в море забвения; в протяжение такого долгого времени тысячи пьес покоятся вечным сном, забыты навеки, а "Наталку Полтавку" выучили наизусть чуть ли не все слушатели...
Казалось бы и "Наталке" пора спочить, а она неумолчно звучит на сцене давно милыми песнями и будет лунать долго, долго.
И. Карпенко-Карый
Ход урока
И. Организация учебной деятельности.
1. Характеристика Наталки Полтавки по плану.
2. Схематическое изображение черт характера Наташи.
3. "Займи позицию".
- Кто из персонажей произведения вам больше всего понравился и почему?
Чья жизненная позиция в решении конфликта является для вас наиболее убедительной?
(Учащимся предлагается занять место под одной из таблиц: "Жизненная позиция Николая", "Жизненная позиция Петра", "Жизненная позиция возного", "Жизненная позиция Макогоненко" - и обосновать свой выбор).
4. Работа по таблице.
Основы выразительного чтения | Требования к читателю |
Темп - скорость чтения | Знать в совершенстве текст |
Пауза - временная остановка | Передать во время чтения чувства |
Эмоциональный темпоритм - темп, окрашен определенной эмоцией | Читать выразительно, соблюдая логических ударений, психологических пауз, соответствующего темпа. |
Логическое ударение - выделение главного слова с большей силой ударения | Правильно стоять используя мимику, жесты |
Интонация - тон и манера произношения, которая передает чувства человека | Общаться со слушателями |
5. Выразительное чтение в ролях сцен из "Наталки Полтавки".
- Первая встреча возного с Наташей (ява II первого действия);
- диалог "А вы ей что?", " А она же вам что?" (ява III первого действия);
- разговор Наташи с матерью (ява IV первого действия);
- встреча Николая и Петра (ява II второго действия);
- встреча Натальи и Петра (ява X второго действия).
6. Прослушивание народных песен из "Наталки Полтавки".
7. Заключительное слово учителя.
- Драма Котляревского стала хорошим образцом для подражания в плане индивидуализации речи действующих лиц. Так, проникнута глубоким лиризмом и грустью речь Наташи часто напоминает интонации народных песен. Классическим примером является монолог героини в начале произведения:
"Петр! Петр! Где ты теперь? Может, где скитаєшся в нужде и горе и проклинаешь свою судьбу; проклинаешь Наташу, что через нее утеряв пристанище; а может ... забыл, что я и живу на свете". Речь Петра своей образностью, внутренней ритмикой также близка к песенной. С помощью характерного канцелярского жаргона, щедро насыщенного неуместно принятыми старослов'янізмами, драматург создает неповторимую языковую характеристику чиновника. Особенно комично звучит его восхищение красотой Наташи: "Когда бы я іміл - это-то как его - столью языков, сколько артикулов в Уставе или сколько зап'ятих в Магдебурге ком праве, то и сих не довлело бы на восхваленіє ліпоти твоей!"
Котляревский, определяя жанр пьесы, не случайно назвал и оперой. Этот подзаголовок не столько указывал на продолжение традиций комической оперы, сколько свидетельствовал генетическая связь произведения с народной песней, ведь своим сюжетом "Наталка Полтавка" будто опиралась на мотивы устной поэзии о тяжелой женской судьбе.
Драматург ввел в текст своей драмы целый ряд народных песен "гомон, Гомон по дубраве", "И шел казак с Дону", "У соседа домов; белая", "Ой под вишней, под черешней". В начале XIX в. эти песни часто пелись, и писатель мог их записать из уст исполнителей. Такие же песни, как "Чего же вода мутная", "Ветер веет горой", "Солнце низенько", "Дед рудый, баба руда", заимствованные драматургом непосредственно из фольклорных источников. Глубокое понимание народной поэзии помогло Котляревскому написать и собственные песни, мотивами и образностью очень похожи на фольклорные произведения. Это - "Видно пути полтавские", "Ой я девушка Полтавка", "Веют ветры, веют буйные", "Ой мать, мать", "я тебе, дочка, не добра желаю". Своей мелодичностью они родственны народными и не случайно уже после первых представлений пьесы стали петься по всей Украине, а также в других местностях, где жили украинцы
Драматургу хорошо послужила народное творчество. Песни, обряды, обычаи, поверья, прибаутки, поговорки, которые он так щедро использовал в пьесе, не только потрясающие собственной красотой. Своей образностью, живописностью, колоритностью, лиризмом они передают поэзию народной жизни, его высокую духовность. К тому же фольклорная образность органично слилась с художественными поисками автора и воспринимается не как декоративный элемент, а как проявление и национальной, и общечеловеческой стихии народного бытия.
Если в комической опере вокальные номера (среди них были и украинские народные мелодии) в общем выполняли декоративную роль, то в "Наталке Полтавке" песни полностью подчинены авторскому замыслу, они, в частности, стали важным приемом психологической характеристики действующих лиц. Примером может служить лирическая песня "Веют ветры", созданная Котляревским по образцу народных мелодий. Искренний, трогательный мотив, эмоциональный характер образности, мелодичность - все помогало рельєфнішому изучению личности главной героини. Песня есть по сути поэтическим монологом Наташи. С такой же целью приняты и другие песни, исполняемые девушкой.
Монолог Петра о скитаниях в наймах, о надеждах на счастливое бракосочетание с любимым, жалоба на бурлацкую долю завершается наймитською песней "У сусіда хата біла", которая также выполняет функции лирического монолога героя. То же можно сказать о песни Терпилихи "я тебе, дочка, не добра желаю". Обозначены патриотическими тенденциями песни Николая "гомон, Гомон по дубраве" и "Ворскло, река небольшая" также характеризуют парня, его стремление вступить в Черноморского казачьего войска. Эти песни раскрывают душевные чаяния героя, его романтические представления о запорожцах.
Совсем другой смысл и художественное окраску песен возного и выборного. В своей основе они юмористические, хотя иногда в них звучат и сатирические нотки. Так, песенное признание возного в любви выполненное в форме пародийных куплетов. Используя характерные черты бурлескного дьяковско-бурсацкого фольклора, писатель отчетливо очерчивает образ канцеляриста старых времен. В уста юристы он вкладывает в соответствии трансформированную песню Г. Сковороды "Всякому городу нрав и права". Если в песни странствующего поэта осуждается строй, основанный на хищничестве, лжи, корысти, то возный, перечислив примеры социальной несправедливости, делает совсем другой вывод: "Кто же есть на свете, чтобы был без греха?.."
Как и некоторые песни Наташи ("Ой я дівчина Наталка"), Николая ("Ветер веет горой"), шуточная песня выборного "Дед рыжий" выдержана в танцевальном ритме. Его вторая песня - "Ой, под вишней" - также взята из народной поэзии, своим юмористическим содержанием она оттеняет одну из мыслей пьесы - неуместность ухаживаний престарелого чиновника к молодой, красивой девушки.
Следовательно, жизненность драмы Котляревского обеспечивается еще и мастерством освоение идейных и художественных богатств народного творчества. Не случайно И. Срезневский отметил, что "Наталка Полтавка" является не только одним из первых произведений украинской драматургии, но и своеобразным сборником "памятников украинской народности".
II. Подведение итогов.
III. Домашнее задание.
Составьте устное высказывание на тему: "Как боролась за собственное счастье Наталка Полтавка?"