Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

ПАТЕРИКИ - разновидность агиографических сборников, в которых объединялись рассказы и короткие повести об иноках - подвижниках какой-либо обители или местности.

Особенно популярными были в византийской христианской литературе.

Патерики объединяли разные по содержанию рассказа аскетического характера. Источниками их сюжетов были легендарные фольклорные мотивы, в основе которых - изображение фантастического мира, где ведется борьба за души людей между силами добра и зла. Свою задачу авторы патерикових произведений усматривали в возвеличивании и прославлении монашества как символа святости и набожности, а монахов - как победителей духа, посредников между Богом и человеком.

Самыми известными на Руси были Синайский, Египетский, Римский, Скитский и Алфавитный патерики.

Синайский патерик, или Лимонар («Цветущий луг») известен в рукописях XII в., в 1628 г. в Киеве Спиридоном Соболем осуществлено издание «Лимонара» (был заключен палестинским монахом Иоанном Мосхом, вмещал более 200 рассказов о жизни и подвигах монахов Палестины, Сирии и Египта). В произведении сочетался разнородный материал как религиозного, так и светского характера.

Раньше переведено на Руси Алфавитный (Азбучний) патерик (об этом свидетельствуют отдельные отрывки, найденные в «Изборнике» 1076 года), продолжением которого стал Иерусалимский. В них объединены (по алфавиту или тематически) изречения и сентенции подвижников церкви.

Переводные патерики имели значительное влияние на формирование оригинальной христианской литературы Киевской Руси. Они были образцом для «Киево-Печерского патерика» в 20-х годах XIII в. Основой его стало переписка Владимирского епископа Симона с Киево-Печерским монахом Поликарпом и последнего с Киево-Печерским архимандритом Акиндином. Однако окончательно как литературное произведение «Киево-Печерский патерик» сформировался лишь в XVII в. после рукописных переделок (около 10). В 1661 г. по распоряжению Иннокентия Гизеля изданный отдельной книгой в Киеве.

«Киево-Печерский патерик» умішував рассказы о деяниях и подвигах монахов Киево-Печерского монастыря и его главную святыню - соборную церковь Успения Богородицы. Основными литературными источниками считают «Житие Антония» и Печерский летопись. Литературный интерес представляет сочетание сказочно-фантастических сюжетов с фактами реальной исторической действительности XI-XII вв.

По рукописям XV вв. «Киево-Печерский патерик» был издан В. Яковлевым в «Памятниках русской литературы XII - XIII веков» (СПб., 1872) и в русском переводе М. Викторовой «Киево-Печерский патерик по древним рукописям» (IC, 1870).

Лит.: Еремин И. II. Киево-Печерский патерик // История русской лигературы. М.; Л., 1941. Т. 1; Викторова М. А. Киево-Печерский патерик по древним рукописям в переложении на современннй русский язык. К., 1870; Абрамович Д. Киево-Печерский патерик. К., 1991.

И. Савченко