Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

ТИМКО ПАДУРА (спр. - Томаш Падурра; 21.12.1801, м. Ильинцы, теперь пгт. Винницкой обл. - 20.09 1871, с. Казатин Винницкой области, похоронен в с. Махновка, теперь Комсомольское, той же обл.) - украинский и польский поэт, представитель польской школы в украинской литературе.

Окончил Кременецкий лицей. 1823 г. начал литературную деятельность; украинские произведения писал на латинском графикой. В 1825 г. приходится создания и печатания «боевой песни» «Рухавка. Песня казацкая», в которой возвышенно призываются казаки в бою за свободу с царизмом. Радикальные и социальные мотивы имеют польские стихи «Шапка» (1826) и «Город» (1834). В 20-х годах был в поисках казацкого и одновременно полонофільського духа на Правобережье, а в 1828 г., нарядившись лирником, в странствиях по Украине пропагандировал казацко-полонофільські идеи.

1824 г. написал мнение «Лирник» («Не печалься, мой хазяю...»), посвященную «тени заднепровского гетмана» И. Мазепы. Став народной песней, она щирилися среди шляхты и духовенства, популяризировала героя произведения и представителя идей автора лирника Відорта (лицо историческое). Его печальные песни воскрешали древности и ее людей. Это ли не первый в нашей поэзии образ лирника. Популярной на Подолье, Волыни и в Галичине была песня «Казак господина не знал отродясь»; Т. Шевченко в ссылке цитировал наизусть стихотворение этого автора «Эй, ковбой, во имя Бога». Украинские произведения Тимка Падуры относятся к романтично-исторического течения (исторический материал использовать для идеализации отношений между украинцами и поляками в прошлом). Некоторые из них распространялись с мелодиями автора, другие - с музыкой Г. Відорта, К. Липинского. Во Львове вышли в свет сборника «Ріепіа» (1842), «Песни украинца» (1878) и в Варшаве «Ukrainky z nutoju» (1844). Доминирует в Тимка Падуры романтизация казачества (по Д. Чижевским, в стиле «романтики ужаса»), природы. Образ казака - это тип «естественного» человека, порой жестокой. Сечь - мать толковал как единственное свободное, хотя и своевольное чадо в славянской семье.

По оценке Б. Дидицких, Тимко Падура в части украинских «мыслей» обнаружил добрый поэтический талант. И. Франко, акцентируя намерение поэта «ухватить всеми сложениями за душу украинского крестьянина - крепостного и привлечь его к чувству солидарности со шляхтичем на почве общей тоски по прошлым», в целом отказывал ему в поэтическом таланте и достаточном для поэтического творчества знании украинского языка. Перед Т. Шевченко поэт приближал стихотворные размеры до народных. Существуют сведения, что он имел провод в школе лирников, организованной В. Ржевуским в его имении Савране на Волыни.

Лит.: На украинском вдохновленные музой. К., 1971.

В. Погребенник