Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА XIV - НАЧАЛА XX ВЕКА

Украинка Леся (1871-1913)

 

Леся Украинка (Лариса Петровна Косач) родилась 25 февраля 1871 года в Новограде-Волынском. Мать ее - писательница Елена Пчилка - и отец-юрист много внимания уделяли гуманитарной образовании детей, развивали интерес к литературе, изучение языков, переводческой работы.

Среди близкого окружения будущей поэтессы были известные культурные деятели: М. Драгоманов (ее дядя по матери), М. Старицкий, М. Лысенко. Все это способствовало раннему вхождению Леси в литературу: в девять лет она уже писала стихи, в тринадцать начала печататься. В 1884 г. во Львове в журнале «Заря» было опубликовано два стихотворения («Ландыш» и «Сафо»), под которыми впервые появилось имя - Леся Украинка.

Болезнь привела к тому, что девочка не ходила в школу, однако благодаря матери, а также М. Драгоманову, который имел большое влияние на духовное развитие Леси Украинки, она достала глубокую и разностороннее образование. Писательница знала больше десяти языков, отечественную и мировую литературу, историю, философию. Так, например, в 19 лет она написала для своей сестры учебник «Древняя история восточных народов».

В 1879 г. был арестован и выслан в Сибирь тетю Леси Елену Косач, которая принадлежала до киевского кружка «бунтарей»; там же, в Карійській тюрьме, погибла мать ее ближайшей подруги - Мария Ковалевская. Впечатления тех лет оказались такими сильными и запоминающимися, что позже ожили в стихах «Вече», «Мать-служанка», «Забытые слова», «Эпилог». Идеалом для поэтессы становится герой, который, пронзенный копьем, шепчет: «Убей, не сдамся!»

С конца 1880-х гг. Леся Украинка живет в Киеве.

В начале 1893 г. во Львове выходит первый сборник стихов Леси Украинки «На крыльях песен». Сборник открывает цикл лирики «Семь струн», из которого возникает образ «бездольної матери» Украины, что достает свое развитие в цикле «Слезы-перлы». Два следующие циклы - «Путешествие к морю» и «Крымские воспоминания» - привлекают внимание не только любовью к родной земле, красотой пейзажных рисунков, но и течением рефлексии лирического героя, мнение которого раз за разом обращается к проблеме свободы и неволи. Среди помещенных в сборнике произведений выделяется стихотворение «Contra spem spero», что воспринимается как кредо молодой писательницы, декларация ее неистребимого оптимизма. И особенно остро - как призыв и лозунг - прозвучали в тогдашней общественной атмосфере «Досвітні огні».

1892 г. во Львове выходит «Книга песен» Г. Гейне, где Леси Украинцы принадлежали 92 переводы. Она переводит также поэзию в прозе И. Тургенева «Нимфы», отрывок из поэмы А. Мицкевича «Конрад Валленрод», поэтические произведения В. Гюго «Ласковые поэты, пойте» и «Беднота», отрывки из «Одиссеи» Гомера, индийские обрядовые гимны из сборника «Риг-Веды». Как переводчик Леся Украинка придерживается принципа смысловой точности, избегает стилизации.

Начало работы Леси Украинки над прозаическими жанрами связан с деятельностью кружка киевской литературной молодежи «Плеяда». Здесь готовили издание для народа из истории, географии, переводили произведения русских и зарубежных писателей; кружковцы писали и собственные произведения, которые оценивались на конкурсах. Так были написаны и некоторые рассказы Леси Украинки, посвященные преимущественно социально-бытовым темам. Они печатались в журналах «Заря» («Такова ее судьба», «Святой вечер», «Весенние песни», «Сожаление»), «Звонок» («Бабочка», «Беда научит»).

В 1894-1895 гг. Леся Украинка находилась в Болгарии в Драгоманова. В Болгарии была написана большая часть цикла политической лирики «Невольничьи песни». Поэтесса говорит, что расстается с розовыми мечтами, с жалобами на судьбу и слезами и сознательно принимает свой терновый венок. Она чувствует в себе рождение нового человека - как стали в огне («Северные думы», «О, знаю я, много еще промчится»).

Писательница поддерживает галицкую радикальную прессу, публикует в львовском журнале «Народ» статью «Беспардонный патриотизм» и стихотворение-памфлет «Пророческий сон патриота», что является откликом на проватиканські статьи газеты «Буковина». Это было новое явление в ее творчестве - сатира, направленная против украинского буржуазного национализма и клерикализма. Произведения публиковались под криптонимом «Н. С. Ж.».

С 1893 г. она находится под тайным наблюдением, поддерживает тесные связи с лицами, которые были в ссылке, и многими студентами сомнительной политической благонадежности.

В 1898 г. в «Литературно-научном вестнике» появляется статья И. Франко о творчестве Леси Украинки, в которой он ставит поэтессу в один ряд с Шевченко.

1899 г. во Львове выходит вторая сборник стихов - «Думы и мечты». Сюда вошли циклы «Мелодии», «Невольничьи песни», «Отзывы», поэмы «Старая сказка» и «Роберт Брюс, король шотландский». Эта сборка показала несомненный взлет творчества молодой поэтессы.

В 1900 г. в Петербурге Леся Украинка знакомится с российскими литераторами, которые групувались вокруг журнала «Жизнь». Леся Украинка вместила в «Жизни» четыре статьи: «Два направления в новейшей итальянской литературе», «Малорусские писатели на Буковине», «Заметки о новейшей польской литературе», «Новые перспективы и старые тэны». Подготовлена к печати статья «Новейшая общественная драма» была запрещена цензурой, а две другие - «Народничество в Германии» и «Михаэль Крамер. Последняя драма Гергарта Гауптмана» - не были опубликованы, потому что 8 июня 1901 г. журнал ликвидирован.

В одну из самых страшных ночей в состоянии невыразимой тоски она создала драматическую поэму «Одержимая» (1901), в которой взрыв интимного чувства, вызван нечеловеческими страданиями умирающего товарища, направляется в широкое русло выбора человеком жизненного пути и той идеи, которой она служит весь свой возраст (эти вопросы звучат уже в стихотворении «Всегда терновый венец...», написанном за несколько месяцев до «Одержимой», и широко разработаны в драме «Адвокат Мартиан» (1913)).

С. Мержинскому посвящены также «Я видела, как ты хиливсь вниз», «Мечта далекая, мечта минулая», «Калина» и другие стихи - целый цикл интимной лирики. Трагические переживания поэтессы відлунюються также в поэме «Вила-посестра».

Пережитая личная драма сказалась на обострении болезни легких, и Леся Украинка едет на Буковину, далее - на Гуцульщину спасать подорванное здоровье. В 1902 г. в Черновцах по инициативе студентов университета, которые тепло поздравляли поэтессу, выходит третий сборник ее стихов - «Отзывы». Она состоит из циклов «Из невольницьких песен», «Ритмы», «Минуты», шести легенд и драматической поэмы «Одержимая».

Феномен таланта Леси Украинки заключался в том, что она одновременно плодотворно работала в разных литературных жанрах. В конце 1890-х - начале 1900-х гг. появляются поэмы «Равно слово», «Вілапосестра», «Се вы спрашиваете за тех», «Изольда Білорука», в которых ярко проявилась склонность к оригинальной отделки мировых сюжетов. Активно работает Леся Украинка и как переводчик, ее внимание привлекают вершинные явления мировой литературы - «Макбет» Шекспира, «Ад» Данте, «Каин» Байрона. Она переводит также драму Г. Гауптмана «Ткачи», которая принадлежала к запрещенной в России литературы, стихи Надсона, Конопніцької, Ады Негри.

Особое место в творческой биографии Леси Украинки занимает фольклор. Начиная с детских впечатлений (поэма в народном духе «Русалка») и кончая последней сказкой «Про великана», он органично входит в поэтический мир писательницы. Она записывает из уст крестьян обряды, песни, думы, баллады, сказки. Уже в начале 1890-х гг. Леся Украинка печатает в «Жизни и слове» подборку «Купала на Волыни». Широтой интересов отмечается рукописный тетрадь песен из с. Колодяжное, куда вошли веснянки, колядки, свадебные, семейно-бытовые, жатки и лирические песни.

Во время пребывания в Карпатах поэтесса записывала гуцульские мелодии; в 1903 г. она печатает сборник «Детские игры, песни, сказки». В 1904 г. у него возникает замысел выдать «Народные песни к танцу» (54 тексты). Леся Украинка становится инициатором издания украинского героического эпоса, в 1908 г. записывает на фонографе думы в исполнении кобзаря с Харьковщины Г. Гончаренко. 30 записей веснушек и обжинкових песен с голоса Леси Украинки сделал композитор М. Лысенко. 225 песен вошли в книгу «Народные мелодии. С голоса Леси Украинки», которую упорядочил и издал в 1917 p. К. Цветок. В 1908-1910 гг. стараниями поэтессы была организована экспедиция Ф. Колессы для записи народных дум на Полтавщине, и в 1910-1913 гг. во Львове вышли два тома этих записей («Мелодии украинских народных дум»), которые стали выдающимся явлением мировой фольклористики.

Из-за болезни Лесе Украинке приходилось много ездить по миру. Она лечилась в Крыму и на Кавказе, в Германии и Швейцарии, в Италии и Египте. И хотя чужбина всегда вызывала в ней тоску по родному краю, но и обогащала новыми впечатлениями, знанием жизни других народов, укрепляла и усугубляла интернациональные мотивы ее творчества. Так, в цикле «Весна в Египте» (1910) Леся Украинка знакомит украинского читателя с этим краем, его природой, людьми.

В 1904 г. в Киеве вышло еще одно издание поэтических произведений Леси Украинки (избранное) под заголовком «На крыльях песен».

1905 год не был неожиданным для Леси Украинки. Драматические поэмы «Осенняя сказка» и «В катакомбах», датированные 1905 p., были непосредственным откликом на революционные события.

После поражения революции Леся Украинка обращается к социальной и политической сатиры, сотрудничает с журналом «Шершень», ее стихи «Господин политик», «Господин народовець», «Практический господин» и др. - это критика либеральной буржуазии, лжедрузів народа.

В последнее десятилетие в творчестве Леси Украинки преобладает драматургия. За сравнительно короткое время было написано более двадцати драматических произведений, которые открыли новую страницу в истории театральной культуры.

Функциональное назначение сюжетов притчового характера, которые брала Леся Украинка по истории Древнего Востока и античного мира, заключалось не в желании «оживить историю», а в стремлении писательницы художественно объективировать духовную суть философских и морально-этических исканий и политических проблем своего времени (драма «Кассандра» (1907), драматическая поэма «В катакомбах» (1905), драматический диалог «На поле крови» (1909), драма «Руфин и Присцилла» (1910), драматическая поэма «Адвокат Мартиан» (1911)).

О том, что Лесю Украинку постоянно волновала тема художника и общества, свидетельствует ее драматическая поэма «В пуще», над которой она начала работать в 1897 p., а завершила в 1909 г.

Выдающимся достижением драматургии Леси Украинки является ее «Каминный хозяин». Это одна из самых интересных версий легенды о Дон Жуане, к образу которого обращалось много великих художников. Обращение к образу Дон Жуана мало и конкретные причины. В 1911 г. в журнале «Русская мьісль» П. Струве, который в 1890-х гг. поддерживал культурное движение на Украине, выступил со статьей, где отрицал целесообразность самого существования украинской культуры, говорил о ее неспособность использовать мировые образы. Политическое донжуанство Струве возмутило Лесю Украинку, и, считая, что только публицистической полемики здесь мало, она написала «Каменного хозяина».

ЗАПОМНИ

В развитии украинского модернизма выделяют три этапа, или так называемые три волны. Первый этап - это 90-е гг. Предпредставители - И. Франко, Леся Украинка, Ольга Кобылянская, М. Коцюбинский, В. Стефаник, М. Яцкив, М. Черемуха, Г. Хоткевич, А. Крымский. Яркой чертой этого этапа (первой волны) было стремление к новому качеству реалистичного направления. В начале XX в. в украинской литературе уже различали понятия относительно новых течений в литературе. Леся Украинка в 1903 г. писала: «Символизм или декаданс - так нельзя говорить, потому что это не одно и то же».

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Поэтический театр Леси Украинки требовал от зрителя развивать способность не только смотреть, но и видеть и понимать, возвышаться от живого созерцания к абстрактному мышлению. Все это вместе было одной из причин сложной сценической судьбы драматургии поэтессы; ни тогдашний театр, ни зрители еще не были готовы к ее освоению. Так, поставлена в 1899 г. драма «Голубая роза» (1896) успеха не имела. Что-то подобное - непонимание, насмешки - пережила «Чайка» Чехова, потерпев провала в Александрінському театре в 1896 г. Но уже в 1898 г. «Чайка» была поставлена МХАТом, который положил начало ее триумфа. К сожалению, такого театра Леся Украинка не имела.

 

Последние годы Леся Украинка жила в Грузии и Египте. Неумолимо прогрессировала болезнь. Превозмогая тяжелые страдания, она находила силу работать. На Кавказе она все чаще вспоминала волынское детство, перед ней вставали картины задумчивой полесской красоты. Так возникла «Лесная песня», которая была написана за несколько дней тяжкохворою поэтессой.

Датированные 1913 годом-последним годом жизнь - произведения свидетельствуют, что Лесю Украинку не оставляют размышления о гражданских обязанности художника, его творческий подвиг. Образ певца становится в центре последней драматической поэмы - «Оргия». Свой лиро-эпический триптих - «Что даст нам силу?», «Орфеєве чудо», «Про великана», в котором звучит мысль об общественно-преобразующую миссию искусства, писательница посвятила И. Франко и направила в юбилейному сборник в его честь.

Леся Украинка умерла 1 августа 1913 г. в грузинском городке Сурами. Тело ее перевезли в Киев и похоронили на Байковом кладбище.

В произведении тема существует в виде того исходного смыслового положения, до которого он, условно говоря, может быть возведен. Например, таким начальным проблемным положением, обобщает содержание стихотворения Леси Украинки «Слово, чому ти не твердая криця...», или, иначе, его темой будет то, о чем в целом и кратко в нем говорится, - о общественную роль поэзии и поэтического слова. Тему произведения довольно часто путают с его фабулой, в частности в тех случаях, когда на просьбу определить тему произведения начинают пересказывать его событийность, содержание. Нужно помнить, что, на отличие от фабулы, которую определяет подійність и конкретность, единичность, тема произведения характеризуется статичностью и обобщенностью своего содержания. Между темой и фабулой произведения устанавливается такого рода связь, что тема произведения выступает в нем как его свернута фабула.

Тему произведения можно определить, свернув фабулу к единой и далее неделимой смысловой точки отсчета, а ею всегда будет выступать определенное жизненное положение, в котором вызревает что-то конфликтное. Если фабула, таким образом, «является то, что реализует себя в процессе самого рассказа, то тема - это то, что, условно говоря, предшествует фабуле и кладется в ее основу. Фабула, в свою очередь, разворачивает тему, подает то исходное проблемное положение, которое было в ней очерчено лишь в самых общих чертах, в его всестороннему развитию, в его движении, во время которого выясняются и уточняются отдельные его конфликтные моменты. Тема - это и фабулотворна причина, вследствие которой фабула, собственно, и появляется, однако, фабула, появившись, выступает как средство представления темы, развертывание очерченного в нем круга конфликтных явлений. Тема художественного произведения осознается нами только после того, как мы ознакомимся с его фабуле».

Словарь

Тема (- то, что положено в основу) - это круг жизненных явлений, отображенных в произведении в связи с определенной проблемой, что служит предметом авторского осмысления и оценки. Тема - обобщенная основа содержания художественного произведения, то, о чем в целом идет речь в нем.

Словарь

Табу (с полінез. - зпборона) - запрещенное слово на основании религиозных, моральных, политических и других факторов.

ЗАПОМНИ

Основные произведения: новеллы «Выводили из села», «Письмо», «Набожная», «В корчме», «Стратився», «Синяя книжечка», «Сама-саміська», «Катюша», «Новость», «Каменный крест», «Заседание».

 

Вот как определяет тему и фабулу (историю жизни) поэмы Леси Украинки «Давняя сказка» И. Франко: «Сия тема - отношения поэта к общественности, а собственно значение поэзии в индивидуальном и общественной жизни. Автор показывает нам это на истории двух людей - безымянного поэта и гордого рыцаря Бертольда. Занят своими ежедневными забавами, гордый рыцарь не смотрит на поэта, смеется над ним, считает его нищим, а в найліпшім случае чудаком или даже сумасшедшим. Но, влюбившись, этот рыцарь чувствует потребность поэзии, чтобы пробудить любовь в сердце любой девушки; здесь поэт становится ему пригодится. И вот рыцарь отправляется на войну, войско, уставшее тяжелыми походами и невигодами, бунтует, рыцарю пришлось бы пропасть, и вновь поэту песни выручают его, добавляют воинам духа и ведут их к поб. Через се рыцарь делается великим господином и через некоторое время начинает ущемлять и обижать своих подданных. Тогда поэту песни поднимаются против него, говорят народу о свободе и равенство, зовут его к бунту. Рыцарь сразу хочет подкупить поэта, далее грозит ему - все напрасно. Тогда он забрасывает его в тюрьму, где поэт и умирает. Но его слово не умерло. Народ срывается к бунту и убивает обидчика-господина. И его имение и его спесь перенимают его потомки, так же как после смерти одного поэта появляются новые, проникнуты теми же мыслями».

Например, в драме-феерии «Лесная песня» Леси Украинки есть такие строки: «Пока дойдешь, еще и тая нападет - не тута споминать - цурпек! - а потом будет душу витрясати...». Как и большинство верующих крестьян, дядя Лев вместо слова «лихорадка» применяет лексему «тая», чтобы «не накликать беду».

Характерной особенностью композиции «Лесной песни» есть оганічне переплетения жизни двух миров - природы и человека. Лесное царство представлено образами Нимфы, Лешего, Водяного, Перелесника, Русалки Водяной, Тот, что плотины рвет, Того, что в скале сидит, Русалки Полевой, Лихорадки, Потерчат, Шар, Нищеты. Лесные существа очеловечены, они живут и действуют, разговаривают, как люди. У них свое понимание добра и зла, они наделены определенными чертами характера, тоже по аналогии с человеческим.

С этими существами вступают в взаимоотношения реальные волынские крестьяне - молодой парень Лукаш, его дядя, почтенный старик полищук Лев, мать Лукаша, женщина Акулина со своим Мальчиком. Сопоставление мира природы и мира людей позволило писательницы заметить и то общее, что их объединяет, и их принципиальные мировоззренческие расхождения.