ЛИТЕРАТУРА XIV - НАЧАЛА XX ВЕКА
Стефаник
Василий Семенович (1871-1936)
Родился Василий Семенович Стефаник
14 мая 1871 г. в с. Русов (теперь Снятинского района Ивано-Франковской
области) в семье зажиточного крестьянина.
1883 г. Стефаник вступает в польской
гимназии в Коломые, где с четвертого класса участвует в работе кружка
гимназической молодежи. Участники кружка вели общественно-культурную работу среди
крестьян (в частности, организовывали читальни).
Стефаник-гимназист начинает пробовать
силы в литературе. Из своих первых произведений Стефаник опубликовал без подписи
один стих. В соавторстве с Мартовичем написал два рассказа: «Нечитальник»
(1888) и «Лумера» (1889).
В 1890 г. Стефаник в связи с обвинением
в нелегальной общественно-культурной работе вынужден был оставить учебу в
Коломые и продолжить его в Дрогобычской гимназии. Там он принимал участие в
общественной жизни, стал членом тайного кружка молодежи, лично познакомился с
Франком, с которым потом поддерживал дружеские связи.
После окончания гимназии (1892)
Стефаник поступает на медицинский факультет Краковского университета. Однако, по
признанию писателя, с той медициной «вышло дело без ума». Вместо
изучение медицины он погружается в литературную и общественную жизнь Кракова. Здесь
существовало общество студентов-украинцев «Академическая община». Большинство
студентов, которые принадлежали к нему, тянулись к радикальной партии. К ним
присоединился и Стефаник. В студенческие годы он особенно много читает, пристально
следит за современной литературой, сближается с польскими писателями.
После опубликования в 1890 г. первой
статьи - «Жолудки наших работных людей и читальни» - он в 1893-1899 гг. пишет и
печатает в органах радикальной партии «Народ», «Хлебороб», «Гражданский голос» и
«Литературно-научном вестнике» ряд статей: «Вече хлопов мазурских в
Кракове», «Мазурское вече в Ржешові», «Мужики и представление», «Польские социалисты
как реставраторы Польши od morza do morza», «Книга
за мужицкий пища», «Молодые попы», «Для детей», «Поэты и интеллигенция».
1896-1897 гг. - время особенно
напряженных исканий Стефаника. Попытки его отойти от устаревшей, как ему
казалось, описательно - повествовательной манеры своих предшественников на первых порах
связывалось с модерністичною абстрактно-символической поэтикой. В 1896-1897 гг.
он пишет ряд стихотворений в прозе и пробует издать их отдельной книжкой под заглавием
«С осени». И подготовлена книга не заинтересовала издателей, и писатель уничтожил
рукопись. Несколько стихотворений в прозе, что остались в архивах друзей Стефаника, были
опубликованы уже после его смерти («Амбиции», «Волшебник», «Ольге посвящаю»,
«В воздухах плавают леса», «Огородик к богу рыдал», «Ночью» и др.).
1897 г. в черновицкой газете «Труд»
увидели свет первые реалистические новеллы Стефаника - «Выводили из села», «Письмо»,
«Набожная», «В корчме», «Стратився», «Синяя книжечка», «Сама-саміська», которые
привлекли внимание литературной общественности художественной новизной, глубоким и
оригинальной трактовкой темы из жизни села. Однако не все сразу поняли и
восприняли новую оригинальную манеру Стефаника.
Когда вскоре писатель прислал
новые новеллы - «Вечерний час», «идя», «Заседание» - в
«Литературно-научный вестник», то в ответ получил письмо-совет, содержание которого
сводился по сути к непризнанию манеры Стефаника. Это и вызвало появление письма
Стефаника от 11 марта 1898 г. в «Литературно-научного вестника»,
адресованного фактически О. Маковею. Он представляет собой своеобразное литературное кредо
Стефаника, его действительно новаторскую идейно-эстетическую программу.
Первый сборник новелл - «Синяя
книжечка», которая вышла в свет в 1899 г. в Черновцах, принесла Стефаникові общее
признание, была встречена восторженными отзывами крупнейших литературных
авторитетов, среди которых, кроме И. Франко, были Леся Украинка, М. Коцюбинский, А.
Кобылянская, стала заметной вехой в развитии украинской прозы. Автор «Синей
книжечки» обратил на себя внимание прежде всего показом трагедии крестьянства.
В 1900 г. вышла вторая сборка
Стефаника - «Каменный крест», которую также было воспринято как выдающуюся литературную
событии. Для второго сборника Стефаника характерно усиление гражданского пафоса
(благодаря таким произведениям, как «Каменный крест», «Заседание», «Письмо», «Подпись»). В
второй сборке главное место занимает тема, которая волновала писателя на протяжении
всей творческой жизни, - одинокая старость, трагедия лишних ртов в бедных
крестьянских семьях.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Стефаник-студент принимает активное участие
в общественной жизни родного Покутья, расширяет творческие контакты с украинскими
периодическими изданиями, активизирует свою деятельность как публицист.
Обрати внимание
Новеллы «Катюша» и «Новость» принадлежат
к наиболее впечатляющих силой художественной правды произведений Стефаника. Они стоят
наряду с такими более поздними его шедеврами, как «Кленовые листья», «Діточа
приключение», «Мать» и др. Мастерски изображенных в этих произведениях трагические человеческие
судьбы. Героический склад художественного мышления Бетховена, неотъемлемым признаком которого
впечатляющая масштабность чувств, мыслей, картин, можно узнать в отдельных
новеллах Стефаника («Сыновья», «Мария»).
Этой теме целиком посвящены произведения с
«Синей книжечки» («Самасаміська», «Ангел», «Осень», «Школа»), новеллы из сборников
«Каменный крест» («Святой вечер», «Дети»), «Дорога» («Сноп», «Глашатаи»,
«Озимые»). Интересует Стефаника она и во второй период творчества, хотя уже в
другом плане («Сыновья», «Дед Гриша», «Роса», «Предел»).
1901 г. вышла в свет третий сборник
новелл Стефаника - «Дорога», которая составила новый шаг в развитии его ведущих
идейно-художественных принципов. Это имеющееся в своеобразной поэтической биографии Стефаника
«Дорога» и годом ранее написанной лирической исповеди «Confiteor», что в переработанном виде была напечатана под названием
«Мое слово». В сборнике преобладают новеллы бессюжетные, лирически-эмоционального плана
(«Древность», «Глашатаи», «Май», «Сон», «Озимые», «Вор», «Поджигатель», «Кленовые
листья», «Похороны»).
Тема матери и ребенка, жертвенности
материнской, родительской любви появляется в Стефаника в жизненном
переплетении с другими темами еще в сборнике «Синяя книжечка» («Маменькин сынок»,
«Катюша», «Новость»). Присутствует она и в сборнике «Каменный крест». В
«Литературно-научном вестнике» за 1900 г. украинский читатель открыл для себя
Стефаникову новеллу «Кленовые листья», которая стала украшением сборника «Дорога».
1905 г. вышла в свет четвертая
сборник писателя - «слово Мое». В ней впервые была напечатана новелла «Суд»,
которая завершает первый период творчества Стефаника.
1916 г. Стефаник пишет новеллу
«Мария», которую посвящает памяти Франка. За «Марией» писатель публикует шесть
новелл, которые вместе с двумя названными произведениями второго периода («Діточа приключение» и
«Мария») составили пятую сборник - «Она - земля», изданную в 1926 г.
В 1927-1933 гг. Стефаник опубликовал
еще более десяти новелл.
В последние годы жизни Стефаник пишет
также автобиографические новеллы, беллетризованные воспоминания. К ним относятся такие
произведения, как «Нить», «Братья», «Сердце», «Волчица», «Слава йсу», «Людмила»,
«Каменщики».
В годы пребывания Западной Украины
под властью Польши Стефаник жил почти безвыездно в с. Русов, где и писал последние
произведения в свободную от земледельческого труда минуту.
До самой смерти не покидало
Стефаника желание «сказать людям что-то такое сильное и красивое, что такого им никто
не сказал еще». И на его долю выпало больше всего для художника счастье - он сказал
то, что хотел, и сказал так, как хотел.