Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА XIV - НАЧАЛА XX ВЕКА

Стефаник Василий Семенович (1871-1936)

 

Родился Василий Семенович Стефаник 14 мая 1871 г. в с. Русов (теперь Снятинского района Ивано-Франковской области) в семье зажиточного крестьянина.

1883 г. Стефаник вступает в польской гимназии в Коломые, где с четвертого класса участвует в работе кружка гимназической молодежи. Участники кружка вели общественно-культурную работу среди крестьян (в частности, организовывали читальни).

Стефаник-гимназист начинает пробовать силы в литературе. Из своих первых произведений Стефаник опубликовал без подписи один стих. В соавторстве с Мартовичем написал два рассказа: «Нечитальник» (1888) и «Лумера» (1889).

В 1890 г. Стефаник в связи с обвинением в нелегальной общественно-культурной работе вынужден был оставить учебу в Коломые и продолжить его в Дрогобычской гимназии. Там он принимал участие в общественной жизни, стал членом тайного кружка молодежи, лично познакомился с Франком, с которым потом поддерживал дружеские связи.

После окончания гимназии (1892) Стефаник поступает на медицинский факультет Краковского университета. Однако, по признанию писателя, с той медициной «вышло дело без ума». Вместо изучение медицины он погружается в литературную и общественную жизнь Кракова. Здесь существовало общество студентов-украинцев «Академическая община». Большинство студентов, которые принадлежали к нему, тянулись к радикальной партии. К ним присоединился и Стефаник. В студенческие годы он особенно много читает, пристально следит за современной литературой, сближается с польскими писателями.

После опубликования в 1890 г. первой статьи - «Жолудки наших работных людей и читальни» - он в 1893-1899 гг. пишет и печатает в органах радикальной партии «Народ», «Хлебороб», «Гражданский голос» и «Литературно-научном вестнике» ряд статей: «Вече хлопов мазурских в Кракове», «Мазурское вече в Ржешові», «Мужики и представление», «Польские социалисты как реставраторы Польши od morza do morza», «Книга за мужицкий пища», «Молодые попы», «Для детей», «Поэты и интеллигенция».

1896-1897 гг. - время особенно напряженных исканий Стефаника. Попытки его отойти от устаревшей, как ему казалось, описательно - повествовательной манеры своих предшественников на первых порах связывалось с модерністичною абстрактно-символической поэтикой. В 1896-1897 гг. он пишет ряд стихотворений в прозе и пробует издать их отдельной книжкой под заглавием «С осени». И подготовлена книга не заинтересовала издателей, и писатель уничтожил рукопись. Несколько стихотворений в прозе, что остались в архивах друзей Стефаника, были опубликованы уже после его смерти («Амбиции», «Волшебник», «Ольге посвящаю», «В воздухах плавают леса», «Огородик к богу рыдал», «Ночью» и др.).

1897 г. в черновицкой газете «Труд» увидели свет первые реалистические новеллы Стефаника - «Выводили из села», «Письмо», «Набожная», «В корчме», «Стратився», «Синяя книжечка», «Сама-саміська», которые привлекли внимание литературной общественности художественной новизной, глубоким и оригинальной трактовкой темы из жизни села. Однако не все сразу поняли и восприняли новую оригинальную манеру Стефаника.

Когда вскоре писатель прислал новые новеллы - «Вечерний час», «идя», «Заседание» - в «Литературно-научный вестник», то в ответ получил письмо-совет, содержание которого сводился по сути к непризнанию манеры Стефаника. Это и вызвало появление письма Стефаника от 11 марта 1898 г. в «Литературно-научного вестника», адресованного фактически О. Маковею. Он представляет собой своеобразное литературное кредо Стефаника, его действительно новаторскую идейно-эстетическую программу.

Первый сборник новелл - «Синяя книжечка», которая вышла в свет в 1899 г. в Черновцах, принесла Стефаникові общее признание, была встречена восторженными отзывами крупнейших литературных авторитетов, среди которых, кроме И. Франко, были Леся Украинка, М. Коцюбинский, А. Кобылянская, стала заметной вехой в развитии украинской прозы. Автор «Синей книжечки» обратил на себя внимание прежде всего показом трагедии крестьянства.

В 1900 г. вышла вторая сборка Стефаника - «Каменный крест», которую также было воспринято как выдающуюся литературную событии. Для второго сборника Стефаника характерно усиление гражданского пафоса (благодаря таким произведениям, как «Каменный крест», «Заседание», «Письмо», «Подпись»). В второй сборке главное место занимает тема, которая волновала писателя на протяжении всей творческой жизни, - одинокая старость, трагедия лишних ртов в бедных крестьянских семьях.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Стефаник-студент принимает активное участие в общественной жизни родного Покутья, расширяет творческие контакты с украинскими периодическими изданиями, активизирует свою деятельность как публицист.

Обрати внимание

Новеллы «Катюша» и «Новость» принадлежат к наиболее впечатляющих силой художественной правды произведений Стефаника. Они стоят наряду с такими более поздними его шедеврами, как «Кленовые листья», «Діточа приключение», «Мать» и др. Мастерски изображенных в этих произведениях трагические человеческие судьбы. Героический склад художественного мышления Бетховена, неотъемлемым признаком которого впечатляющая масштабность чувств, мыслей, картин, можно узнать в отдельных новеллах Стефаника («Сыновья», «Мария»).

 

Этой теме целиком посвящены произведения с «Синей книжечки» («Самасаміська», «Ангел», «Осень», «Школа»), новеллы из сборников «Каменный крест» («Святой вечер», «Дети»), «Дорога» («Сноп», «Глашатаи», «Озимые»). Интересует Стефаника она и во второй период творчества, хотя уже в другом плане («Сыновья», «Дед Гриша», «Роса», «Предел»).

1901 г. вышла в свет третий сборник новелл Стефаника - «Дорога», которая составила новый шаг в развитии его ведущих идейно-художественных принципов. Это имеющееся в своеобразной поэтической биографии Стефаника «Дорога» и годом ранее написанной лирической исповеди «Confiteor», что в переработанном виде была напечатана под названием «Мое слово». В сборнике преобладают новеллы бессюжетные, лирически-эмоционального плана («Древность», «Глашатаи», «Май», «Сон», «Озимые», «Вор», «Поджигатель», «Кленовые листья», «Похороны»).

Тема матери и ребенка, жертвенности материнской, родительской любви появляется в Стефаника в жизненном переплетении с другими темами еще в сборнике «Синяя книжечка» («Маменькин сынок», «Катюша», «Новость»). Присутствует она и в сборнике «Каменный крест». В «Литературно-научном вестнике» за 1900 г. украинский читатель открыл для себя Стефаникову новеллу «Кленовые листья», которая стала украшением сборника «Дорога».

1905 г. вышла в свет четвертая сборник писателя - «слово Мое». В ней впервые была напечатана новелла «Суд», которая завершает первый период творчества Стефаника.

1916 г. Стефаник пишет новеллу «Мария», которую посвящает памяти Франка. За «Марией» писатель публикует шесть новелл, которые вместе с двумя названными произведениями второго периода («Діточа приключение» и «Мария») составили пятую сборник - «Она - земля», изданную в 1926 г.

В 1927-1933 гг. Стефаник опубликовал еще более десяти новелл.

В последние годы жизни Стефаник пишет также автобиографические новеллы, беллетризованные воспоминания. К ним относятся такие произведения, как «Нить», «Братья», «Сердце», «Волчица», «Слава йсу», «Людмила», «Каменщики».

В годы пребывания Западной Украины под властью Польши Стефаник жил почти безвыездно в с. Русов, где и писал последние произведения в свободную от земледельческого труда минуту.

До самой смерти не покидало Стефаника желание «сказать людям что-то такое сильное и красивое, что такого им никто не сказал еще». И на его долю выпало больше всего для художника счастье - он сказал то, что хотел, и сказал так, как хотел.