Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА XIV - НАЧАЛА XX ВЕКА

Гринченко Борис Дмитриевич (1863-1910)

 

Родился Бы. Д. Гринченко 9 декабря 1863 г. на хуторе Ольховый Яр вблизи села Русские Тишки, теперь Харьковского района Харьковской области, в семье обедневших мелкопоместных дворян. Неуемная тяга к знаниям, любовь к слову, желание овладеть законами прекрасного оказались у парня еще с раннего детства. Он много и вдохновенно читает. Интересы его разносторонние и глубокие. Тонкая и уязвимая детская воображение насыщалась соблазнительным миром образов, располагала к творчеству. И скоро под впечатлением прочитанного подросток начинает писать и сам. Он создает самвидаввський рукописный журнал, который заполняет собственными рассказами и стихами.

С 1874 по 1879 гг. Борис Гринченко учится в Харьковском реальном училище, где сближается с народническими кружками. За распространение запрещенных царским правительством изданий его арестовывают и несколько месяцев держат в заключении. После освобождения Борису Дмитриевичу пришлось оставить учебу и самому начать зарабатывать на пропитание. Суровые обстоятельства действительности заставляют юношу заботиться и о куске хлеба, и не отрекаться книги. Так случилось, что, работая в казенной палате, Гринченко жил в семье сапожника. Любознательный и трудолюбивый, он скоро научился шить сапоги и имел от этого небольшой заработок. Экономя, ограничивая себя во всем, Борис таким образом экономил деньги на книги.

Добытая самообразование позволила Бы. Гринченко сдать экзамены на звание народного учителя при Харьковском университете. С 1881 г. начинается его научно-педагогическая деятельность, которая продолжалась до 1893 г. Учительствовал он в селах Харьковщины, Сумщины, Екатеринославщины. Внешняя сторона его биографии в это время маловыразительный, но внутренне это были невероятно богаты и насыщенные годы. Учительство Бы. Гринченко совмещал с фольклорно-этнографической, культурологической, научной и лингвистической делами. Много пишет.

В это время он много пишет, его разножанровые произведения, подписанные или собственной фамилией или псевдонимом (П. Страж, Василий Чайченко, Бы. Вільхівський, Иван Перекатиполе), регулярно печатаются в журналах и альманахах. Выходят в свет его поэтические сборники «Песни Василия Чайченко» (1884), «Под сельской крышей» (1886), «Под облачным небом» (1893), «Песни и думы» (1895), «Минуты» (1903). С 1894 г. Борис Дмитриевич работает в Черниговском губернском земстве. Тяжелая и муторная работа отнимала у писателя почти все свободное время. Творческие мгновения нужно было выкраивать за счет сна и отдыха. «На поэзию я всегда имел только хорошие минуты, свободные от труда - время дорогой, дорогой, в основном - скучной, наймитської. Моя песня - это мой робітницький одпочинок и моя робітницька молитва-надежда», - признавался художник.

За время работы в земстве Бы. Гринченко пишет дилогию «Среди темной ночи» (1901) и «Под тихими вербами» (1902), публикует пьесы «Лесные зори» (1897), «Нахмарило» (1897), «Степной гость» (1898 p.), «Среди бури» (1899), «На общественной работе» (1901). Б. Гринченко был человеком чрезвычайно трудолюбивым. Пылкая любовь к родной земле, к своего народа заставляла его «силуватися находить искру света там, где, казалось, была сама тьма». Именно такими лучами настоящего народного естества стало издание его научных изысканий «Этнографические материалы, собранные в Черниговской и соседних с ней губерниях» в трех томах (18951899), «Из уст народа» (1900), «Литература украинского фольклора (1777-1900)» (1901).

ЗАПОМНИ

Основные произведения: четырехтомный «Словарь украинского языка», «Среди темной ночи», «Под тихими вербами», пьесы «Лесные зори», «Нахмарило», «Степной гость», «Среди бури», «На общественной работе».

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Один из литературных псевдонимов Бы. Гринченко - Часовой. Конечно же, таким образом письменниксвідомо определял свою роль и свое место в общественных процессах.

 

В 1902 г. писатель перебирается до Киева. Здесь вместе с женой Марией Загірною он работает над заключением вершинной своего труда - четырехтомного «Словаря украинского языка» (1907-1909). Эту выдающуюся работу была отмечена академической премией. Подорванное задавненим туберкулезом здоровье писателя (последствия харьковского заключения) не выдержало такого напряженного, непрерывного ритма. Последней каплей его жизненного испытания стала смерть дочери Насти и ее малолетнего сына. Резкое обострение болезни заставило его отправиться на лечение в Италию, но поздно - 6 мая 1910 г. жизнь неутомимого труженика оборвалась в г. Оскендалетті. Похоронили Бы. Гринченко в Киеве, на Байковом кладбище.

Жизнь и деятельность Б. Гринченко для многих поколений служит действенным примером подвижничества на территории развития украинской культуры и национальной идеи. Пожалуй, наиболее метко сказал о нем другой украинский писатель Николай Чернявский: «Больше работал, чем жил». И хотя по понятным содержанием этого определения кроется существенная неточность - потому именно работа и была высшим смыслом и призванием его жизни, - важно, действительно, осознать широту и непреходящее значение творческого подвига художника. Фигура неутомимого труженика, отдавшего все силы и время отечественной культуре, по праву может стоять рядом с нашими титанами нации, такими как Тарас Шевченко, Иван Франко, Пантелеймон Кулиш, Леся Украинка.

Становление его как писателя и гражданина происходило в конце XIX ст., в самую глухую пору общественной жизни Украины. То было время жестоких и бестолковых изысков национального сознания, когда подавлялись малейшие проявления и попытки самоосознания и самоутверждения себя как народа. То было время тотального вытравливания всего украинского - начиная со слов и заканчивая идеей. Именно в этих условиях на историческую арену выходила молодая плеяда борцов за украинскую национальную дело, самым ярким представителем которой был, несомненно, Борис Гринченко.

Борис Гринченко несмотря на талант писателя имел несомненное дарование чрезвычайно добросовестного ученого. Материалом его увлечений, предметом его исследований, полем его деятельности стало Слово. Слово - это та субстанция, которая аккумулирует в себе творческую энергетику нации. И тот, кто вполне понимает это, - уже неординарная личность. Б. Гринченко пошел дальше в понимании значения этого феномена. Еще летом 1891 г. некоторые национально сознательные украинцы провозгласили себя продолжателями дела великого Кобзаря, создали «Братство тарасовцев», которое объединяло студенческую молодежь и преподавателей киевских и харьковских вузов.

В своей программе они провозглашали: «Мы должны заботиться о том, чтобы украинский язык воцарилась везде на Украине: в семье, во всяких делах, как частных, так и общих общественных, в общине, в литературе и даже в сношениях со всеми другими народами, которые живут на Украине. Так, каждый из нас, сознательных украинцев, должна говорить в семье, в обществе и вообще везде, где его поймут, по-украински». Ежедневная упорная, вдохновленная культурно-образовательная работа должна была привить каждому украинцу непоколебимое убеждение самоидентификации, чтобы «отличать свою нацию от других и поднимать национальный вопрос и право украинского нации везде, где только возможно».

Сегодня мы знаем Бориса Гринченко как писателя, поэта, автора знаменитого «Словаря украинского языка», но не следует забывать, возможно, самое главное: он - один из немногих будителей национального сознания, один из немногих настоящих строительных национальной идеи, один из немногих истинных патриотов Украины.

Рассказ «Звонок» (1897) по своей теме и напряженностью развертывания конфликта не имеет аналогов в нашей литературе. Речь идет здесь о семилетнюю сельскую девочку Наталью, которая оказалась в сиротском убежища большого города. Все внимание автора сосредоточено на показе моральных страданий ребенка. ей нелегко жилось и дома после смерти матери, потому отец-пьяница, рас тратив хозяйство, не вылезал из кабака. Сиротка ходила босая и оборванная, никем не ухоженная. Теперь, казалось бы, все изменилось на лучше: она накормлена и одета, спит в чистой, теплой постели, ее не ругают и не бьют. И все же ребенку в приюте неописуемо тяжело, потому что чувствует себя одинокой, чужой, відчахнутою от привычного быта, ибо насмешки подруг травмирует ее психику. И нельзя из этого ада ребенку вырваться, ибо она лишена самого главного - свободы.

Новеллист внимательно прослеживает поведение девочки, с реалистичной убедительностью выясняет каждый ее шаг, мотивировано показывает, как ежедневная травля может подвести ребенка к беде.

За неумение пользоваться вилкой за обедом ее прозвали «ляпалом неумелым», «деревенщиной», смеялись, что не понимала русского языка. Не раз приходилось Натали оставлять обед, срываться с места и, притаившись где-то в уголке, молча тлеть раненой душой. Сиротке хотелось выплакаться, но слезы не блестели на глазах, а только нервно дрожали губы и болезненно кривилося лицо. Пряталась до тех пор, пока громко задеренчить звонок.

Звонок становится проклятием для несчастной девочки. Наталья каждый раз вздрагивала от его неистового звон, ведь он неожиданно обрывал ее мысли, внезапно врывался в воспоминания о селе, затмевал воображаемые картины счастливого, как ей теперь казалось, существование. Вдумчивый анализ внутренней жизни персонажа, осуществляемый новеллистом, убеждает: девочка не жила, а постоянно страдала, ожидая приказа настоящему ее повелителя.

ЗАПОМНИ

Основные произведения: «Лесная песня», «Contra spem spero», «Эпилог», поэмы «Давняя сказка», «Вила - посестра», «Роберт Брюс, король шотландский», «Одержимая», драма «Кассандра», драматическая поэма «В катакомбах», драматический диалог «На поле крови», драма «Руфин и Прісцілла», драматическая поэма «Адвокат Мартиан».