Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 9 класс

УРОК 25

 

Тема. Иван Котляревский "Наталка Полтавка". Социально-бытовая драма " Наталка Полтавка" - первое произведение новой украинской драматургии Ее длительное сценическую жизнь. Торжество народной этики. Наталья как олицетворение лучших черт украинской женщины, которая отстаивает человеческое достоинство, борется за свое счастье.

Цель: охарактеризовать главную героиню "Наталки Полтавки", других персонажей пьесы; активизировать художественные средства раскрытия внутреннего мира Наташи, юмористические средства в произведении; сравнить характеристики Николая и Петра, их жизненных позиций; раскрыть роль и функцию песен в драме; формировать активную жизненную позицию; развивать умение отстаивать человеческое достоинство, собственные принципы, осознание возможности завоевать свое счастье; воспитывать высокие эстетические чувства.

Оборудование: иллюстрации к произведению "недоросль", фото исполнителей ролей в пьесе (Марко Кропивницкий, Николай Садовский, Мария Заньковецкая), портрет И. Котляревского, фонозаписи народных песен из "Наталки Полтавки", фрагменты оперы М. Лысенко.

Межпредметные связи: музыкальное искусство: опера М. Лысенко "Наталка Полтавка", народные песни; киноискусство: фильм "Наталка Полтавка".

Будешь, отче, властвовать,

Пока живут люди,

Пока солнце с неба сияет,

Тебя не забудут!

Т. Шевченко

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности.

1. Проверка домашнего задания.

2. Просмотр фрагментов из фильма "Наталка Полтавка".

Первая встреча возного с Наташей.

Диалог "А вы ей что?", "А она же вам что?"

Разговор Наташи с матерью.

Встреча Николая и Петра.

• Встреча Натальи и Петра.

II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. Слово учителя.

- Подобно "Энеиды", которая стоит у истоков новой поэзии, "Наталка Полтавка" положила начало становления новой украинской драматургии. Как первая пьеса из народной жизни, она знаменовала новый этап в кількасотрічній истории украинской драматургии и театра, стала импульсом в дальнейшем развитии словесного и сценического искусства на принципах реализма и народности. Основана на наблюдениях, вынесенных писателем из реальной украинской действительности, проникнута высоким гуманистическим пафосом, вниманием к человеку-труженику, "Наталка Полтавка" открыла новые возможности украинского художественного слова в его непрерывном поступательном развитии.

"Наталка Полтавка" написана и впервые была поставлена 1819 г. в Полтаве. Уже с первых спектаклей пьеса стала чрезвычайно популярной. Хотя произведение было напечатано только в 1838 г. в "Украинском сборнике", подготовленном И. Срезневским, однако уже с начала 20-х годов он распространялся в списках среди образованных кругов.

Театр, как и поэзия, был стихией Котляревского. Он любил сценическое искусство, хорошо знал украинскую драматургию XVIII ст., интересовался пьесам современных ему русских авторов. Котляревский как драматург сумел ответить на те вопросы, которые ставила жизнь перед искусством. Неотложной потребностью времени стало изображение в художественном творчестве реальной жизни с его сложностями и противоречиями, показ человека в связях со своим средой. Именно так драматург и изображает действительность: судьба одной из полтавки, мастерски обобщенная в аспекте требований народной этики и морали, предстала перед миром как високопоетична : история становления личности в нелегкой борьбе с угнетающими социальными условиями.

Непереходный значение пьесы Котляревского заключается прежде всего в том, что это произведение о народе, о ежедневной жизни, труд, быт, обычаи.

тружеников, о отстаивание человеком законного права на счастье, сочинение о щедрое сердце, глубокую душу, светлый ум простой девушки. Скажем сразу: таких произведений мировая литература еще не знала.

"Недоросль" - пьеса для того времени действительно новаторская и по остроте развития социального и психологического конфликта, мастерством использования устнопоэтического образности, органического сочетание лирических и юмористических тональностей.

2. Беседа по содержанию пьесы "Наталка Полтавка".

- О чем рассказывается в пьесе?

- Какова причина длительной разлуки Петра и Наташи?

- Почему мать хочет выдать Наталью за нелюбимого ей возного?

- Или возный понимает, что он - не ровня Наташе?

- Какова роль Николая в пьесе, с какой целью введено это действующее лиц;

- Чем нравится вам Наталка Полтавка?

- Почему выборный пытается помочь возному в браке с талкою?

- Какие пословицы и поговорки вы из пьесы запомнили?

- Что характерно языке возного, чем она отличается от языка выборного?

3. Литературоведческий практикум.

- Какова же тема "Наталки Полтавки"?

(Драма любви бедной украинской девушки-крестьянки, которая отстаивает свое право на счастье).

- Что лежит в основе сюжета пьесы?

(Возникновение, развитие и обострение конфликта между Наташей бедной крестьянской девушкой, и возним Тетерваковським, богатым господином но нелюбимым Наташе).

- Назовите составные композиции произведения.

(Экспозиция, зав 'повязка, развитие действия, кульминация, развязка, расстановка действующих лиц, ремарки, реплики).

- Укажите экспозицию произведения.

(И действие. Село, хата Терпилихи. Знакомство с Наташей, выборным возним и информация о том, что Наташа очень любит Петра и ждет его).

- Где в пьесе завязка?

(Сцены, из которых узнаем о намерении возного жениться с Наташей и желание выборного Макогоненко помочь в этом. Возникает конфликт - столкновение стремлений возного (жениться) и Наташи (не желание этого).

- Какие моменты в развитии действия между завязкой и кульминацией можно выделить?

(Разговор матери с дочерью; уговоры выборным Терпилихи, чтобы выдали Наталью за возного; появление на сцене Николая бурлаки, который потом становится посредником между Петром и Натальей; Наталья подает полотенца возному; возвращение Петра и разговор его с Николаем).

- Есть ли в пьесе перипетии (внезапные повороты)?

(Так. Внезапные, резкие изменения в поведении, жизни действующих лиц, осложнения обстоятельств).

- Где в произведении кульминация?

(Сходятся все действующие лица и окончательно решается судьба Наташи. Петр отдает заработанные деньги Наташе).

- Какой эпизод произведения является развязкой?

(Благословение матерью Наталки и Петра, красноречивые, афористические реплики Николая, выборного, Петра).

- Сколько действующих лиц в пьесе? Каково их место в развертывании действия?

(Шесть. Две группы действующих лиц: положительные (Наталья, Петр, Терпилиха, Николай) и негативные (Тетерваковский и Макогоненко). Два претендента на брак, между каждым из которых есть посредник. Отдельно - образ матери).

- С какой целью автор использует ремарки (авторские пояснения) ? (Усугубляют психологическое состояние героев, добавляют выразительности).

- С какой целью употребляются ремарки (однословные замечания)?

(Дополняют характеристику действующего лица).

4. Прослушивание фрагментов оперы М. Лысенко "Наталка Полтавка" с просмотром иллюстраций к произведению.

5. Познавательное задание.

Учитель демонстрирует таблицу и ставит перед учащимися задачи, которое заключается в определение жанра произведения "Наталка Полтавка".

 

 

6. Рассказ учителя.

- Популярность произведения была настолько большой, что отдельные театральные деятели решались создавать его своеобразные продолжения. Например, в середине 40-х годов XIX ст. "Наталка Полтавка" выставлялась на Кубани в двух частях: первая - пьеса Котляревского, а вторая - продолжение, написанное К. Зелинским под названием "Сватьба Терпилих или Рыжий Макогоненко старостой".

Песенный материал пьесы, разнообразный, контрастный и мотивам музыкальной тональностью, побудил режиссеров искать к каждой спектакля соответствующее музыкальное оформление. Изначально созданные драматургом песни звучали в спектаклях подобно народных мелодий. Впоследствии композиторы начали переводить их на свою музыку. Так, А. Маркович, готовя спектакль "Наталка Полтавка" на сцене Немировской гимназии, создал в 1857 г. партитуру оперы.

Эту работу над сценическим воплощением пьесы он продолжил в черниговском любительском обществе в 60-х годах.

Тогда же в Полтаве писал музыку к песням драмы известный музыкант этнограф, чех по национальности А. Едличка. Новое сценическое жизнь достает "Наталка Полтавка" в украинском реалистическом театре 80-90-х годов. Под режиссурой М. Кропивницкого пьеса интерпретируется как опера из народной жизни. Акцент ставится на музыкально-песенном трактовке образов произведения, и здесь постановщик использует талан М. Заньковецкой, М. Садовского. Музыкальное оформление спектакля было осуществлено М. Васильевым-Святошенком по его партитуре написанной в 1882 г.

Труппа И. Карпенко-Карого и П. Саксаганского (1890-1909) категорически отвергает любую сентиментальность в трактовке пьесы и последовательно осуществляет реалистичную концепцию произведения, выставляя его как реалистическую драму. В ролях выступали Л. Линицкая (Наталка), И. Карпенко-Карый (возный), П. Саксаганский (выборный), М. Садовский (Николай).

Киевский любительский кружок, возглавлявшийся М. Лысенко и М. Старицким, выставлял пьесу с 1864 г. в музыкальном оформлении М. Лысенко. В 1889 г. знаменитый композитор создал по мотивам пьесы Котляревского одноименную оперу.

В 1893-1894 гг. труппа Г. Деркача осуществила в Париже, Бордо и Марселе спектакля "Наталка Полтавка", где в роли героини выступала Есть. Зар - ницко, волшебный голос которой покорил французских слушателей. Впоследствии французский композитор К. Террас написал музыку к этой пьесе, а в 1913 г. парижский театр "Аполлон" совершил французскую интерпретацию "Наталки Полтавки" на своей сцене.

В киевском театре М. Садовского "Наталке Полтавке" также отводилось почетное место. Здесь актер М. Петлишенко по-новому трактовал образ возного как молодого, искренне влюбленного в Наташу, что отчетливее оттеняло принципиальность девушки в своем выборе. Роль Наташи исполняла М. Литвиненко - артистка драматического темперамента, с широким диапазоном голоса. Одна из спектаклей этого театра была положена в основу первой экранизации пьесы, осуществленной в 1911 г.

В последующие десятилетия "Наталка Полтавка" широко выполняется и на профессиональной, и на любительской сцене. В 1919 г. в Полтаве в роли Петра дебютировал И. Козловский. В Киевском оперном театре партию выборного исполнял М. Донец, а в 30-х годах роли исполняли М. Литвиненко-Вольгемуг, О. Петрусенко, И. Паторжинский, М. Гришко, И. Козловский.

7. Проблемное задание.

- Сколько всего песен в пьесе? Которые они по мотивам, жанровыми особенностями? Какова их роль в драме?

(И. Котляревский занумерував 19 песен, однако их 22. Есть лирические ("Веют ветры, веют буйные", исторические ("гомон, Гомон по дубраве"), бурлацькі ("И шел казак с Дона, и с Дона домой"), шуточные ("Ой под вишней, под черешней"), сатирические (" Всякому городу нрав и права").

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

Подготовьте характеристику образа Наталки Полтавки по его плану, подбирая цитаты из произведения.

(Ориентировочный план к характеристике образа.

1. Кто такая Наташка?

2. Что нам известно о ее прошлом?

3. Самохарактеристика Наташи.

4. Что о Наталке говорит выборный?

5. Готовность к самопожертвованию.

6. Особенности языка Натальи.

7. Чем этот образ захватывает читателей?).