Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

НОС СТЕПАН (псевд. - Н. С., Волошин С. и др.; 06.05.1829, с. Поноры, теперь Талалаевского р-на Черниговской обл. - 10.01.1901, м. Городня Черниговской обл.) - фольклорист, этнолог, писатель, народный врач, общественный деятель.

Происходил из старинного казацкого рода. Окончил Полтавскую губернскую гимназию (1848), медицинский факультет Киевского университета (1854). Участвовал как военный врач в Крымской войне, за что был награжден медалью. С 1858 г., работая оператором Черниговской врачебной управы, стал одним из основателей местной «Общины», снискал большую популярность как народный врач и общественный деятель. Вместе с другими общественниками положил начало Черниговской общественной библиотеке, распространял украинские книги, принимал активное участие в любительском театральном кружке, в частности в спектаклях «Наталка Полтавка» И. Котляревского. 1862 г. С. Носа арестован по делу народника И. Андрущенко, члена общества «Земля и воля». После девятимесячного заключения в Алексеевском равелине Петропавловской крепости в июле 1864 г. выслан в г. Белозерска Новгородской губернии. С 1872 г. работал земским врачом в городах Витебской губернии, Ярославле, Ейске, в Черномории, Болгарии, где продолжал вести тетрадь розыски, в частности в области сравнительной этнографии. С июня 1886 г. поселился в Чернигове, а с мая 1891 г. жил в Городне.

Общительность, музыкальная и вокальная одаренность, высокое национальное сознание юноши поставили его в центр общественной жизни еще в студенческие годы: огласки набрала так называемая «носовская партия» (студенческий курень), вокруг которой группировалась молодежь. Именно в 1852 - 1854 гг. С. Нос совершил большую более частой своих фольклорно-этнографических записей. «В верованиях и обрядах - бытовая религия народа» - с таким постулатом в течение всей жизни в условиях тотальной денационализации ученый неустанно работал в разных отраслях украиноведения и оставил своеобразный задел. Его записи семейно-бытовых и социально-бытовых, исторических песен, дум, баллад были частично опубликованы в сборниках А. Метлинського, П. Чубинского и др. Значительная часть неопубликованных фольклорных записей находится в фондах ИИФЭ им. М. Т. Рыльского, НБУ ім. В. Вернадского НАН Украины, библиотеки АН России. Фольклорные записи С. Носа составляют своего рода энциклопедию творчества и быта украинского народа второй половины XIX в.

Первые фольклористично-этнографические студии С. Носа были напечатаны в «Черниговских губернских ведомостях» (1859), исследование этнографически-исторического плана - в «Киевской старее». Отдельные из них («Свобода крепостному») остались в рукописях. Творческое наследие писателя представлена почти всеми родами и жанрами литературы. К поэзии он обращался в течение всей жизни. Произведения 1868 - 1869 гг. под названием «Картинки с пожалю, с посміху» впитали в себя психологическую лирику ссыльного, стихи на исторические темы в народнопісенному плане, социально-бытовую поэзию на материале современной российской действительности. Исторические поэзии «Махмет-Гирей», «Воевода Кисель», «Берестечко» и другие написаны в бурлескному стиле.

Самой весомой в литературном творчестве является художественная проза. Первые рассказы «Метель», «Шворин двор», «О Конотип» печатались в «Основе» (1861) как художественные записи из народных уст. Историко-бытовые реалии, национальная ментальность, народная философия и этика отражены в более позднем рассказе «Запорожец Абиух» («Складка», 1897), написанном также в повествовательной манере. С. Нос одним из первых в украинской художественной прозе осмыслил глобальную национальную проблему на материале судьбы украинского казака, загнанного в 1723 г. на далекий Север для рытье Ладожского канала, в исторически-психологической повести «Данько Грабина» (1872 - 1876). Хотя произведение и отразил собственные рефлексии автора периода ссылки, однако его художественная стоимость заключается прежде всего в отражении трагической памяти украинского народа. Прибегая к исторических экскурсов, широко привлекая песенную эпика, автор обнаруживает в повести высокое национальное сознание, пламенный патриотизм и политическую дальновидность. Он осуждает, в частности, несогласие, приспособленчество и ренегатство в кругах казацкой старшины, где «завелось чванство-господство». Среди рукописей С. Носа - очерки, театральные сцены, комедия «Бурсак», пьеса на зарубежную тему.

С. Нос оставил значительные исследования по народной медицине: «О болезни и как им запомогти» (1874); «Лекарство своєнародні из домашнего обихода и в картинах жизни» (1875); «У всякого народа - своя природа» (1888). В них он отстаивал тезис о лечении отношении местных бытовых, климатических и национальных условий.

Лит.: Брицына В. Фольклорно-этнографическая деятельность С. Д. Носа // Нар. творчість та етнографія. 1980. Ч. 1; Малыш М. Жизнь и труды доктора Носа // Берегиня. 1992. Ч. 1

Ж. Ляхова