ЛИТЕРАТУРА
КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XX ВВ.
УКРАИНСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XVIII - 90-Х ГГ. XIX СТ.
Иван
Карпенко-Карый (1845-1907)
Иван
Карпович Тобилевич (театральный и лит. псевдоним - Карпенко-Карый) родился 17
сентября 1845 г. в слободе Арсенивци на Херсонщине в многодетной семье
управляющего помещичьего имения. Его отец, Kapno Адамович Тобилевич, имел
дворянские корни, мать, Евдокия Зиновьевна Садовская, была простого рода,
происходила из городка Саксагань. Влияние матери на воспитание детей был
определяющим. Не случайно, став известными деятелями украинской театральной
сцены, они выбрали псевдонимы по девичьей фамилии матери и местом ее
рождение: Николай Садовский, Панас Саксаганский, Мария Садовская-Барилотти.
Иван Тобилевич взял псевдоним от имени отца и фамилии героя пьесы Т.
Шевченко «Назар Сто к ля» Гната Карого.
Детство
будущего драматурга прошло в Арсенивци и в селе Каменно-Костуватому. В
одиннадцатилетнем возрасте он поступил в Бобринецкого уездного училища, которое
окончил в 1859 г. От того времени почти двадцать лет служил писарем,
канцеляристом, судебным и полицейским чиновником. Жил преимущественно в Бобринце,
Елисаветграде и Херсоне. В 70-х гг. принимал участие в деятельности народнического и
украинофильской кружков. В 1883 г. за «неблагонадежность» был уволен с
должности, а после завершения следствия в 1884 г. отправлен в ссылку в
Новочеркасска, где пробыл
около трех лет.
После того драматург переехал на собственный хутор Надеждовка, где провел некоторое время
до снятия с него гласного надзора полиции.
Иван
Тобилевич был женат дважды. В 1869 г. его женой стала Н. Тарковская, которая
умерла в 1881 г. Во время пребывания в ссылке в Новочеркасске он женился
с С. Дитковской.
Театром
Тобилевич увлекся еще во время учебы в уездном училище. Знакомство с М.
Кропивницким усилило его интерес к театральной жизни. На начало 60-х гг.
пришлись его первые актерские выступления в любительских спектаклях. Дальше был длительный
период разносторонней театральной деятельности. После увольнения с должности чиновника,
пока велось следствие по его делу, Иван Тобилевич под псевдонимом
Карпенко-Карый гастролировал в составе театральной труппы М. Старицкого. С 1888
г. Карпенко-Карый вошел в труппу М. Садовского, а в 1890 г. выступил
соучредителем «Общества русско-малороссийских артистов под руководством
П. К. Саксаганского» - лучшего украинского театрального коллектива того
времени. В 1900 г. на основе этого общества возникла «Малороссийская труппа М. Л.
Кропивницкого под руководством П. К. Саксаганского и Μ. Κ.
Садовского с участием М. К. Заньковецкой», а через некоторое время - «Общество
малороссийских артистов под руководством П. К. Саксаганского с участием Ивана
Карпенко-Карого» (1905-1907).
Начало
литературной деятельности Ивана Тобилевича пришелся на середину 70-х гг. Тогда он
выступил как прозаик, критик и публицист. Как драматург Карпенко-Карый заявил о
себя в 80-х гг. На ссылке в Новочеркасске им были созданы пьесы
«Бондаривна», «Чертова скала», «Умный и дурак», «Наймичка», «Мартын
Боруля». На рубеже XIX и XX веков появились наиболее известные произведения
Карпенко-Карого «Сто тысяч» (1890) и «Хозяин» (1900).В них автор выступил
проникновенным и в то же время остроумным наблюдателем сложных процессов, которые обусловили
существенные изменения в жизни украинского общества. Прежде всего драматург обратил
внимание на искривление крестьянской психологии, вызванные маниакальной жаждой
обогащение.
Карпенко-Карый
создал также несколько пьес на исторические темы. Из них наиболее известна трагедия
«Савва Чалый» (1899). Всего драматургу принадлежит авторство восемнадцати пьес.
Вне
сомнения, на драматургической практике Карпенко-Карого ощутимо сказывался его
собственный театральный, прежде всего актерский опыт, что диктовал поиск таких
сценических средств, которые бы способствовали формированию массового украинского зрителя.
Весной
1907 г. состояние здоровья драматурга значительно ухудшилось. Он был вынужден выехать на
лечение за рубеж. Умер Карпенко-Карый 2 сентября 1907 г. в Берлине,
похоронен в с. Карлюжино вблизи Елисаветграда.
«Иван
Тобилевич (1845-1907) со своими драматическими произведениями выступил собственно позже,
уже в начале 80-х годов, но настроением и мировоззрением своим, как и вообще
характеру своей литературной деятельности, и этот писатель-драматург принадлежит
к тому начального периода украинского народничества, когда новые обстоятельства жизни
после реформ 60-х годов и политически-общественная реакция поставили перед
гражданством большую силу новых вопросов. К ним подходили и предшественники
Тобилевича, Старицкий и Кропивницкий, но наиболее внятный ответ на них
в драматической форме дал таки Тобилевич. Собственная его в истории украинского
драматического литературы тропа лежит в том, что он первый выступил за пределы
шаблон - той этнографической, с непременным любовью в центре, драмы и дал
начала серьезной комедии, ценной и с общественной, и с художественной точки зрения, как
галерея типов, как образ настоящего, не подслащенного жизни, преобразованного
глубоким и сильным талантом».
(Ефремов С
О. История украинского писательства,- К., 1995.- С. 477.)