Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ВНО по украинской литературе

ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XX ВВ.

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XVIII - 90-Х ГГ. XIX СТ.

Михаил Старицкий (1840-1904)

Михаил Петрович Старицкий родился 2 декабря 1840 г. в с Клищенцах Золотоношского уезда на Полтавщине в дворянской семье. Рано осиротел, воспитывался в семье дяди - В. Г. Лысенко. Учился в Полтавской гимназии (1851-1858), Харьковском (1858-1860) и Киевском (1860-1865) университетах сначала на физико-математическом, а затем на юридическом факультете. Получив высшее образование, некоторое время работал в Киевском историческом архиве. После нескольких лет, проведенных в собственном имении на Подолье, в 1871 г. переехал в Киев. Много сил отдавал общественной и литературной работе. Принимал участие в театральной жизни Киева, вместе с М. Лысенко выступил учредителем Общества украинских сценических актеров. Был активным участником «Старой общины* - украинской национально-культурной организации.

Литературное становление Старицкого пришлось на неблагоприятный для развития украинской культуры период. Валуевский циркуляр (1863) и Эмский акт 1876) - позорные проявления российского колониализма - фактически ставили под запрет украинское писательство. Быть украинским литератором

в то время означало выбрать путь диссидента и оппозиционера. Однако, несмотря на преграды, Старицкий много сил отдает литературной и театральной деятельности, выступает как переводчик и издатель. В 70-е годы он отдает предпочтение поэтическому творчеству, но по-настоящему его творческое дарование раскрывается позже. В 80-х - 90-х гг. Старицкий заявляет о себе как талантливый драматург, активный участник украинской театральной жизни. В 1883 г., продав собственный особняк, он выступает в роли антрепренера театральной труппы М. Кропивницкого. Театральные потребности заставляют драматурга заботиться о расширении репертуара. Большинство его пьес возникла как ответ на потребность украинской сцены. Чтобы удовлетворить запросы театрального зрителя, Старицкий, кроме собственных оригинальных пьес, создает целый ряд переделок чужих произведений. Так появились оперетта «Сорочинская ярмарка» (1883 г., по одноименной повести М. Гоголя), комедия «Панська губа и зубов нет, или За двумя зайцами» (1883 г., переработка пьесы И. Нечуя-Левицкого «На Кожемяках»), комедия «Крути и не перекручуй» (1886 г., переработка пьесы Панаса Мирного «Перемудрив»), драма «Тарас Бульба» (1893 г., по мотивам повести М. Гоголя) и др. Из оригинальных драматических произведений Старицкого следует отметить пьесы «Ой не ходи, Грицю, та й на вечорниці» («Маруся Чурай», 1885 г.), «По модньому, или Когда бы не тюрнюри, не избавились от бы мацапури» (1887), «Богдан Хмельницкий» (1887), «Талан» («Горькая судьба», 1893 г.), Маруся Богуславка» (1897), «Оборона Буше» (1898), «Последняя ночь» (1899).

С начала 90-х гг. Старицкий выступает еще и как прозаик. Появляются его повести «Осада Буши» (1891), «Заклятая пещера» (1892), трилогия «Богдан Хмельницкий» (1895-1897), романы «Молодость Мазепы» (1898), «Руина» (1899), «Последние орлы» (1901) и др.

Умер М. Старицкий 14 апреля 1904 г., похоронен в Киеве.