Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ВНО по украинской литературе

ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XX ВВ.

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XVIII - 90-Х ГГ. XIX СТ.

ТЕАТР «КОРИФЕЕВ»

Украинский театр классической эпохи начинается с любительских кружков середины XIX в. Такими были кружки в г. Полтава (под руководством учителя. Лободы) и в г. Чернигове, организованный Л. Глибовим («Общество, кохаюче родной язык»).

В конце 50-х годов в Бобринце начинает свою деятельность. Кропивницкий. Он происходил из бедной дворянской семьи, мать его была учительницей музыки, поэтому дома царила атмосфера пения, музыки, театральности.

Осенью 1882 г. по инициативе Кропивниць-кого вышла широко известная украинская профессиональная труппа, в состав которой вошли Мария Заньковецкая, Александра Верина, а также три братья Тобилевичи - Николай Садовский (театральный псевдоним - от девичьей фамилии матери), Иван Карпенко-Карый (от имени отца и фамилии любимого героя Шевченковой драмы «Назар Стодоля»), Панас Саксаганский (от названия местной реки Сакса-гань) и их сестра Мария Садовская-Барилотти. Много усилий для укрепления труппы, организации оркестра приложил Михаил Старицкий. «Сложилась труппа,- писал И. Франко о этот театральный коллектив,- которой Украина не видела ни перед тем, ни спустя, труппа которая делала фурор не только по украинских городах, а также в Москве и Петербурге, где публика часто имела возможность видеть лучших артистов мировой славы».

Украинскому профессиональному театру пришлось столкнуться со значительными трудностями, потому что продолжал действовать указ 1876 г., по которому запрещались сценические представления на украинском языке.

Украинский театр находился в исключительно тяжелой материальной нужде. Трупа не имела постоянного помещения, спектакли иногда приходилось устраивать в неприспособленных помещениях - ярмарочных балаганах, холодных залах. Не хватало костюмов, декораций. Но ничто не могло остановить развития сценического искусства. Организаторы театра обогащали сценический репертуар. Для театра пишут М. Кропивницкий («Дай сердцу волю, заведет в неволю», «Две семьи», «Пока солнце взойдет, роса глаза выест», «Мироед, или же паук» и др.). Иван Карпенко-Карый создал 18 пьес («Сто тысяч», «Мартын Боруля», «Бесталанная», «Хозяин», «Савва Чалый»), Г. Старицкий («Не суждено», «Богдан Хмельницкий», «Ой, не ходи Грицю, та й на вечорниці»).

В 1883 г. киевский генерал-губернатор запретил спектакли украинских театральных трупп на Киевщине, Полтавщине, Волыни и Подолии. Этот вердикт действовал 10 лет.

О заслугах деятелей украинского театра Константин Станиславский сказал: «Такие украинские актеры, как Кропивницкий, Заньковецкая, Саксаганский, Садовский - блестящая плеяда мастеров украинской сцены,- вошли золотыми буквами на скрижали истории мирового искусства».