Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

И семестр

 

ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА

 

АВТОРСКИЕ СТИХИ И МАЛЫЕ ЖАНРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

Урок 23. ПОЭТИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА. ЛЕОНИД ГЛЕБОВ. ЗАГАДКА

 

Цель: ознакомить учащихся с творчеством Л. И. Глебова; продолжить ознакомление учащихся с богатством, красотой и величием родного языка; совершенствовать навыки сознательного, правильного выразительного чтения; развивать мышление, диалогическую и монологическую речь учащихся; воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

1. Работа над скороговоркой

У бабы баба села.

Баба бабе бубуніла.

Бубуніла с полчаса

Баба бабе новости.

2. Расспросы по составляющей таблицей

 

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Конкурс «Кто лучше прочитает стихотворение»

 

IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Дождик, солнечный и хлебный,

Спит в ласковой тучке.

А. Костецкий

- Какая картина возникла в вашем воображении во время чтения поэтических строк?

- Какими необычными признаками поэт наделил дождь и облако?

- Поэт Леонид Глибов также писал про дождь и облака. С его произведением мы сегодня познакомимся.

 

V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Биографическая справка

- Родился Л. И. Глебов 1827 года на Полтавщине. Его детство прошло на берегу реки Хорол, в живописном селе Бугры. Родители не чурались народных обычаев. Маленького Леонида родители звали Льолик. Он был веселым и резвым мальчиком, очень любил растения и цветы. Дома охотно ухаживал за цветами. Его прозвали в шутку «цветочным королем». Когда знакомые или родственники встречали мальчика, то так и приветствовали его: «Здорово, Льолику, цветастый король!».

До школы Льолик сначала не ходил, а учился дома. Учительницей была мать Арина Гавриловна, культурная, образованная женщина.

В 13 лет Леонида отдали в гимназию в Полтаве. Он быстро подружился с учащимися. Но, впервые оторвавшись от дома, он так заскучал, что ему снилась родная обитель. Эта тоска вылилась в первый стих, над которым он старательно вывел название «Сон».

Более 50 произведений написал для маленьких читателей. Среди них есть загадки, стихи, басни, акростихи.

2. Работа над акростихом

Акровірш - стихотворная загадка, отгадка которой состоит из начальных букв всех строк.

- Прочитайте и разгадайте акровірш (запись на доске).

КТО ОНА?

Бедствия зима спрячется,

А солнышко просмотрит,

Снежок воды испугается,

Тихонько тают станет, -

И издалека бистресенько

Она к нам прибудет,

Кому-кому по пути,

А деткам больше будет.

Физкультминутка

3. Проработка произведения Л. Глебова «Загадка» (с. 26-27)

1) Выразительное чтение загадки учителем до слов «... и потянулась куда-то за рощу».

- Догадались ли вы, о какой именно бабушку Гасю говорится в загадке?

2) Словарная работа.

Чимчікувати - идти быстро, поспешно, часто ступая.

Бахчевод - сторож на бахче или его владелец.

Бахча - участок поля, на котором выращивают дыни, арбузы.

Шалаш - легкая постройка на огородах, бахчах.

3) Чтение загадки учащимися «цепочкой» по строфами.

4) Игра «Кто быстрее?».

- Найдите и прочитайте предложения, в которых употреблены слова, что есть на карточках - молниях.

Слова: чудная, взялась, старичок, застукаю, прозвать, навредит.

5) Анализ содержания стиха с элементами выборочного чтения. Наблюдение за языком произведения.

- Прочитайте выделенные слова. Почему автор использовал именно их?

- Объясните выражение «чуба намне».

- Прочитайте первое предложение произведения. Как вы понимаете слово гладуха?

- В каких строках стихотворения-загадки автор выразил свое отношение к бабушке Керосине? Прочитайте.

- Прочитайте народную загадку.

• Жила-была баба Гася, как придет - все скачут, как долго же нет - плачут.

- Чем загадка Леонида Глебова отличается от народной?

- Продолжите ряд слов, которыми можно назвать облако: темная, седая...

6) Игра «Заяц - волк».

Ученики читают стихотворение парами («заяц» убегает, «волк» пытается его догнать).

7) Работа с иллюстрацией.

- Найдите строки стихотворения, в которых художник нарисовал рисунок.

 

VI. ИТОГ УРОКА

- С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто является автором стихотворения-загадки?

- Что вы узнали о Леонида Глебова?

- Что такое акровірш?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Читать выразительно стихотворение-загадку. Нарисовать рисунок. Подготовить вопросы к прочитанной загадки.