И семестр
ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА
АВТОРСКИЕ СТИХИ И МАЛЫЕ ЖАНРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Урок 23. ПОЭТИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА. ЛЕОНИД ГЛЕБОВ. ЗАГАДКА
Цель: ознакомить учащихся с творчеством Л. И. Глебова; продолжить ознакомление учащихся с богатством, красотой и величием родного языка; совершенствовать навыки сознательного, правильного выразительного чтения; развивать мышление, диалогическую и монологическую речь учащихся; воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над скороговоркой
У бабы баба села.
Баба бабе бубуніла.
Бубуніла с полчаса
Баба бабе новости.
2. Расспросы по составляющей таблицей
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Конкурс «Кто лучше прочитает стихотворение»
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Дождик, солнечный и хлебный,
Спит в ласковой тучке.
А. Костецкий
- Какая картина возникла в вашем воображении во время чтения поэтических строк?
- Какими необычными признаками поэт наделил дождь и облако?
- Поэт Леонид Глибов также писал про дождь и облака. С его произведением мы сегодня познакомимся.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Биографическая справка
- Родился Л. И. Глебов 1827 года на Полтавщине. Его детство прошло на берегу реки Хорол, в живописном селе Бугры. Родители не чурались народных обычаев. Маленького Леонида родители звали Льолик. Он был веселым и резвым мальчиком, очень любил растения и цветы. Дома охотно ухаживал за цветами. Его прозвали в шутку «цветочным королем». Когда знакомые или родственники встречали мальчика, то так и приветствовали его: «Здорово, Льолику, цветастый король!».
До школы Льолик сначала не ходил, а учился дома. Учительницей была мать Арина Гавриловна, культурная, образованная женщина.
В 13 лет Леонида отдали в гимназию в Полтаве. Он быстро подружился с учащимися. Но, впервые оторвавшись от дома, он так заскучал, что ему снилась родная обитель. Эта тоска вылилась в первый стих, над которым он старательно вывел название «Сон».
Более 50 произведений написал для маленьких читателей. Среди них есть загадки, стихи, басни, акростихи.
2. Работа над акростихом
Акровірш - стихотворная загадка, отгадка которой состоит из начальных букв всех строк.
- Прочитайте и разгадайте акровірш (запись на доске).
КТО ОНА?
Бедствия зима спрячется,
А солнышко просмотрит,
Снежок воды испугается,
Тихонько тают станет, -
И издалека бистресенько
Она к нам прибудет,
Кому-кому по пути,
А деткам больше будет.
Физкультминутка
3. Проработка произведения Л. Глебова «Загадка» (с. 26-27)
1) Выразительное чтение загадки учителем до слов «... и потянулась куда-то за рощу».
- Догадались ли вы, о какой именно бабушку Гасю говорится в загадке?
2) Словарная работа.
Чимчікувати - идти быстро, поспешно, часто ступая.
Бахчевод - сторож на бахче или его владелец.
Бахча - участок поля, на котором выращивают дыни, арбузы.
Шалаш - легкая постройка на огородах, бахчах.
3) Чтение загадки учащимися «цепочкой» по строфами.
4) Игра «Кто быстрее?».
- Найдите и прочитайте предложения, в которых употреблены слова, что есть на карточках - молниях.
Слова: чудная, взялась, старичок, застукаю, прозвать, навредит.
5) Анализ содержания стиха с элементами выборочного чтения. Наблюдение за языком произведения.
- Прочитайте выделенные слова. Почему автор использовал именно их?
- Объясните выражение «чуба намне».
- Прочитайте первое предложение произведения. Как вы понимаете слово гладуха?
- В каких строках стихотворения-загадки автор выразил свое отношение к бабушке Керосине? Прочитайте.
- Прочитайте народную загадку.
• Жила-была баба Гася, как придет - все скачут, как долго же нет - плачут.
- Чем загадка Леонида Глебова отличается от народной?
- Продолжите ряд слов, которыми можно назвать облако: темная, седая...
6) Игра «Заяц - волк».
Ученики читают стихотворение парами («заяц» убегает, «волк» пытается его догнать).
7) Работа с иллюстрацией.
- Найдите строки стихотворения, в которых художник нарисовал рисунок.
VI. ИТОГ УРОКА
- С каким произведением познакомились на уроке?
- Кто является автором стихотворения-загадки?
- Что вы узнали о Леонида Глебова?
- Что такое акровірш?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Читать выразительно стихотворение-загадку. Нарисовать рисунок. Подготовить вопросы к прочитанной загадки.