Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Украинская драматургия и театр 70-90-х годов ХІХ века

 

Иван Франко

(1856-1916)

 

«Луч света в темном царстве» (Николай Добролюбов)

 

В творческом наследии писателя выделяются большие эпические формы: роман воспитания «Не спросив броду», новеллистический роман «Для домашнего очага», философско - психологический роман «Основы общества», роман из жизни интеллигенции «Лель и Полель», в которых Иван Франко затронул актуальные вопросы эпохи, изобразил жизнь украинского народа в общенациональных масштабах.

в 1990 году увидел свет роман «Перехресні стежки». По жанру это - общественно-психологический роман, в котором органично сочетаются традиции социального романа Ивана Нечуя - Левицкого («Облака»), Бориса Гринченко («Солнечный луч», «На распутье») с признаками психологического романа Федора Достоевского.

Проблематика произведения охватывает широкий круг вопросов. В романе затронуты проблемы интеллигенции и народа, чувство долга и ответственности, национального бытия, колониального статуса Украины, исторической перспективы нации, возможностей ее духовного, экономического и государственного возрождения. «Перекрестные тропы» отмечаются панорамным изображением жизни современного Франко мира. Картины частной жизни романист освещает через морально-общественные замеры, моделируя конфронтацию между человеком и обществом. Эпическое мышление автора соответствует весомости нарушенных Франком проблем как положительного примера для современников, а именно: как и кому должна служить интеллигенция, возможна перестройка жизни и действенное добро, какую линию поведения следует избрать интеллигенту, как активизировать крестьянина, воспитать в нем заинтересованность общественными делами, как преодолеть пассивность его сознания, узость мировоззрения, неверие в возможность улучшить жизнь.

Название романа «Перекрестные тропы» многомерная и символическая, определяет проблематику, связанную со сложными духовными, ментальными, национальными, правовыми, политическими вопросами, в которых писатель привлек внимание читателей. Показательным в ХХV разделе есть эпизод встречи Евгения Рафаловича с крестьянином, который заблудился в тумане и не знал дороги домой: «Этот старый, что заблудился в близком соседстве родного села, что стоит посреди ровного пути и не знает, в какую сторону ему домой, - это ли не символ всего нашего народа? Замучен тяжелой судьбой, он бродит, не можучи попасть на свой путь, и стоит... среди пути между прошлым и будущим, между широким, свободным розвоєм и несчастным нидінням, не знает, куда ему идти. И Евгений вздыхает: «Кто укажет тебе дорогу, кто подведет тебя, мой родной народ?» Это должно сделать национально сознательная интеллигенция, такие люди, как Рафалович, что по-настоящему заботятся о своем народе.

Сюжетно-композиционное своеобразие романа. «Перекрестные тропы» Франко выполненные в русле поэтики современного романа, в котором автор мастерски оперирует хронотопом, то есть временно - пространственными координатами действия. С этой целью он модернизирует классическую композицию по последовательности изложения событий, применяет такие повествовательные приемы, как ретроспекцию (возвращение в прошлое), видения и грезы героев. Среди новейших приемов рассказа - подтекст, позафабульні компоненты, поток сознания, символический лейтмотив. Предыстория персонажей изображается в ходе повествования, фрагментарно, как в кино, опережая свое время относительно показа внутреннего мира героев. Его произведение стало средством открытия и исследования человека рубеже веков, взял на себя общественные и философские функции, представляя широкую картину мира.

С точки зрения сюжетно-композиционного построения роман Франка является центробежным, то есть центрогеройним, поскольку все события вращаются вокруг главного героя Евгения Рафаловича, а вместе с тем и панорамным: с каждой страницей все шире развертывается картина общественного бытия Галичины, связей героя и общества. Такая художественная природа произведения обусловило его структуру: присутствуют две сюжетные линии: романическая, построенная на истории любви Евгения и Регины, и гражданская, связанная с борьбой Рафаловича за права народа.

Молодой адвокат прибыл в городок с целью стать народным защитником, побуждая крестьян к борьбе за социальные и национальные права. И его жизненные тропы пересекаются с судьбой Регины - его юношеской любви, а теперь жены Стальского, мужа-деспота. Такова завязка романа (IV раздел). Предыстория влюбленных изложена в ХІІІ-ХVII разделах. Развитие действия вращается вокруг мотива невозможности «украденного счастья» (разделы ХХ-ХХVI). Этот компонент сюжета сформирован перипетиями и неожиданными коллизиями, воспроизводит страшные мытарства женщины, строится на воспоминаниях и монологах героини, снах-пророчествах, антитезах и символах (бриллиантовая корона - разбито стекло) (LII-LIII). Кульминация - визит Регины до Евгения, последняя возможность героев вернуть прежнюю любовь (LIV раздел). Развязка неожиданная - Регина отомстила Стальському за десятилетние издевательство, но погиб от руки сумасшедшего Барана.

Вторая сюжетная линия охватывает все сюжетные узлы. Экспозиция нетрадиционная: она начинается с середины жизненного пути главного героя, который встречается у здания уголовного суда с бывшим наставником Стальським. Завязка выстраивается в споре Евгения с бургомистром Рессельбергом. Развитие действия охватывает общественную деятельность Рафаловича, работу с крестьянами, разочарование и преодоление уныния, встречи со священниками, участие в судебном процессе, а также столкновения со Шнадельським. У Евгения возникает идея народного веча и политической организации. Коллизии возникают в эпизодах изображение врагов народного защитника - маршалка (уездного головы) Брикальського и графа Кшивотульського, Шварца. Добавляют произведению динамики события, связанные с образами Вагма - на, сумасшедшего Барана, который возомнил себя мессией, стремясь спасти людей от «антихриста» Рафаловича. Важным фактором в деятельности главного героя является подготовка к вече и сопротивление старосты. Кульминация - изображения народного веча, арест Евгения, попытка обвинить его в убийстве Стальского, смерть Вагмана от рук Шварца и Шнадельського. Развязка оптимистичная: освобождение невиновного Евгения из-под стражи. Борец-политик видит новые пути борьбы за свободу.

Евгений Рафалович как «солнце» романа. Франко хорошо знал то разновидность европейского романа, в центре которого был герой. Его признаки сформулировал Оноре де Баль - зак: «современный роман должен сгруппировать множество образов в соответствии с их значением, покорить их солнцу своей системы, герою или интриге». Таким «солнцем романа» есть образ интеллигента Евгения Рафаловича, прототипом которого был знакомый автора Евгений Олесницкий - адвокат из Стрыя. Художественно полнокровный образ национально сознательного интеллигента был новаторским в украинской литературе. Художник использует разнообразные средства создания характера: описания детства и юности героя, портрет, самохарактеристику и взаємохарактеристику другими героями, воспроизведение психологических предчувствий персонажа, его воспоминаний, внутренней речи. В жизни Евгений придерживается правила: сохранять равновесие духа, стоически переносить испытания судьбы. С этой целью рассказчик сплетает личностное и гражданское в жизненной драме Евгения. Писатель нашел точный прием: подвергнуть героя этической проверке, испытанию опасностью. В этих измерениях кристаллизуется характер народного интеллигента как духовного проводника нации.

Франко считал семейное счастье не исключением, а нормой человеческой жизни. Счастливым является влюбленное супругов, свободное от обмана, похоти и других самолюбивых желаний. Десять лет назад Евгений и Регина были счастливыми, однако судьба жестоко разлучила их. В душе Рафаловича это любовь была светлым лучом, который согревал его в жизненных неурядицах. Евгений, узнав о горькое замужество Регины, намеревался покинуть общественную работу ради любимого, но, поступив так, все равно бы не нашел счастья. Оно приходит только через духовное единство с народом - носителем высокой морали. Герой рассуждает о труде ради блага простонародья как о святой долг: «Воспитанный, вскормленный хлебом, трудом и потом своего народа, он должен своим трудом отплатить ему».

Франко изображает Рафаловича в его общественных связях. Адвокат проникнуто духовным возрождением народа, заботясь одновременно о сознательную экономическую и политическую деятельность, в которой усматривал путь к обретению Украиной независимости. Рассказчик любуется мужеством, несокрушимым духом и стойкостью героя. Он наделяет его высокой принципиальностью (отказывается от возможности приобрести имение, потому что дорожит своей честью перед крестьянами), оптимизмом, жизнелюбием, «святой верой в народ, в непропащу силу родной нации и лучшую будущину».

 

 

 

Наталья Антоненко. Иллюстрация к роману «Перекрестные тропы»

 

Евгений Буковецкий. На суде

 

Образ Регины. В системе женских образов романиста Регина завершает тип «роковой женщины», судьба которой немилосердная. В этом образе прозвучала тема попираемой, обиженной, горем нарубленной человеческой души. С этой целью романист использовал такие способы изображения героини: психологический портрет, характеристика рассказчика и взаємохарактеристики персонажей, применение внутренней речи как средства психологического анализа богатого внутреннего мира, воспроизведение логики поступков и помыслов женщины, способной на самопожертвование во имя пробуждения народа, глубокая религиозность и благородство души, сочетание в характере пассивности и активности.

Межпредметные параллели. Образ Регины вписывается в галерею персонажей европейского романа, в котором описываются пригноб- | леннл женщины как отвратительное явление антигуманного мира: «Жизнь» Ги де Мопассана, «Анна Каренина» Льва Толстого. В русле традиций Оноре де Бальзака украинский прозаик изображает «сцены частной жизни». В «Брачном контракте» Бальзака брак в буржуазном обществе изображается как заключение соглашения, коммерческая операция. История брака Стальского и Твардовской - украинский вариант этой темы.

Франко воспроизвел мораль и систему взглядов галицкого общества, в том числе и на женщину. В романе античеловечный брак героини найнещасливіший. Конфликт между мужчиной и женщиной непримиримый, решить его невозможно: род не может продолжиться. Это грубое господство мужского права, основанного на насилии к жене, полностью зависимой от мужа-деспота.

Мастерски воссоздан внутренний мир Регины, исследованы психику человека в самых сокровенных движении, ее борьбу с самой собой и жестоким миром. Всезнающий рассказчик словно поселяется в душу персонажа, смотрит глазами героини на мир, и словно проступает скрытое подсознательное человека.

Так психологически правдиво изображается образ Регины, для которой любовь к Рафаловича было единственным светом в жизни. Девушка - однолюб и способна на большое взаимное чувство. Однако племянницу-сироту Анеля Армашевська выдала замуж за нелюбимого. Тогда Регина проявила бесхарактерность, не боролась за свое счастье. Пассивной она была в течение десяти лет замужества, терпеливо снося издевательства, пока судьба не свела ее с Рафаловичем. Во время празднования юбилея семейной жизни Регина впервые протестует против своего положения: она надела «залежавшуюся брачную платье», заявив Евгению, что это - символ ее «величайшего несчастья». В душе женщины от встречи с Евгением родился протест, ожила мечта о настоящие светлые и добрые человеческие отношения.

Франко одухотворяет образ Регины. Молясь, она молит Божью Матерь помочь, чтобы образ Регины стал для Евгения «самым высоким, самым лучшим, чем только может быть женщина для мужа! Чтобы я вела его ко всему, что высокое и честное!» Женщина уподобляется библейскому образу Магдалины, что поверила Мессии, который спас ее душу. Регина готова на самопожертвование во имя любимого и его труда, поэтому предлагает Рафаловичу свои драгоценности для народного дела. В образе Регины Франко отбил свой идеал женщины - подвижницы, идейного единомышленника, подруги, сестры в борьбе за народное счастье. И в романе защитник угнетенных не смог спасти женщину: на глазах у читателей разыгрывается не миф, а жестокая реальность, где действует своя логика.

В галерее образов евреев нетрадиционной является фигура ловкого ростовщика Вагмана. Все собственническое в Вагмана - глубоко типичное и социально обусловлено, однако персонаж наделен индивидуальными чертами и миропониманием. Он размышляет над ролью евреев в Галиции. За Вагманом, они «конечно не ассимилируются с теми, кто ближе, а с теми, кто сильнее». Вагман провозглашает программу сотрудничества евреев не с господствующей (по-польски), а с порабощенной нацией. Он видит историческую потребность «строить мост и до русского берега», полагая, что украинская нация построит свое государство. А потому и призывает соотечественников помочь угнетенным украинцам уже сейчас.

Итак, в романе «Перекрестные тропы» предстает герой-мыслитель, который анализирует и постигает мир внешний и внутренний, решает серьезные социально-национальные, этические, философские проблемы бытия. Евгений Рафалович - национально сознательный герой. Его интеллектуальный потенциал раскрывается в действиях и размышлениях. Художник поэтизирует волевые черты характера, моральную устойчивость человека в его ежедневном единоборстве с общей отсталостью. Поскольку «Перекрестные тропы» отличаются интеллектуальным содержанием, это определяет жанровое своеобразие произведения как философско-психологического романа.