Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Украинская драматургия и театр 70-90-х годов ХІХ века

 

Иван Франко

(1856-1916)

 

«Основное «проклятый вопрос»: кто виноват всем том?» (Иван Франко)

 

«Драма - моя давняя страсть»,- признавался Иван Франко. В его работах есть пьесы психологического и общественного характера («Каменная душа», «Последний крейцер», «Мастер Чирняк»), комедии («Учитель», «Рябина»), историческая драма («Три князя на один престол», «Сон князя Святослава»), психологическая драма («Украденное счастье») и другие.

Признание и славу драматургу принесла пьеса «Украденное счастье» (1893). Она была написана на конкурс оригинальной украинской драмы, объявлен Галичским отделом краевой. На этот конкурс 1891 года Франко подал в первой редакции пьесу «Жандарм». Жюри конкурса поставило условие Франко переделать пьесу в соответствии с цензурных требований. Автор доработал ее под названием «Украденное счастье».

Художественная сокровищница. Драма «Украденное счастье» впервые была поставлена в Львовском народном театре общества «Русская беседа» 1893 года. В 1904 году пьеса нашла сценическое воплощение в театре братьев Тобилевичей. В роли Николая Задорожного выступил выдающийся драматург Иван Карпенко-Карый, жандарма - Николай Садовский, Анны - Любовь Линицкая. В XX веке драма Франка вошла в золотой фонд наших театров, образ Николая воплотили Иван Марьяненко, Амвросий Бучма, Богдан Ступка, Федор Стригун, Анны - Наталья Ужвий, Лариса Хоролец и другие. в 1952 году на Киевской киностудии был создан фильм «Украденное счастье». Чешский композитор Владимир Амброз написал оперу «Украденное счастье» по драме Ивана Франко. Впервые она была поставлена в 1925 году в городе Брно (Словакия). Культурным достоянием стала постановка на сцене Львовского оперного театра в 1960 году оперы Юрия Мейтуса «Украденное счастье» (либретто Максима Рыльско - го). в 1986 году режиссер Юрий Ткаченко экранизировал пьесу Франка: Богдан Ступка сыграл роль Николая, Нелли Савиченко - Анны, Григорий Гладий - Михаила.

Жанровое своеобразие. По жанру «Украденное счастье» - торгово-психологическая драма. Однако имеющиеся элементы трагедии: конфликт героев с непреодолимыми внешними обстоятельствами, один из них погибает. Это дало основание франкознавцю Владимиру Трудолюбивому трактовать жанр произведения как трагедию. Некоторые ученые ХХ века относили произведение к социально-психологической драмы, преувеличивая ее социальную направленность, хотя, по словам Дмитрия Павлычко, принудительный брак - социальная пружина этого драматического действа. Идея произведения - защита общечеловеческих ценностей, открытие глубин человеческого духа

простой женщины, осуждения бесчеловечного мира с его социальным неравенством, нивелированием духовности личности и ломанием ее судьбы, апология человека, его величия в соревнованиях за счастье. Словом, в большей степени внимание художника сосредоточено на этических и психологических проблемах. В основу сюжета драмы Иван Франко положил мотивы «Песни о шандаря», которую записала Михай - лина Рошкевич. Драматическая судьба героев песни смутила писателя: в статье о женской судьбе в народных песнях он проанализировал это произведение, отметив: «В новой одежде старая событие - насильний разрыв связи семейного. Женщина ломит брак церковный... Муж ее, чувствуя себя опозоренным, убивает шандаря и сам погибает ганьблячою смертью, - вот и вся повесть».

Драматург написал оригинальное произведение. Жизненный конфликт, столкновение различных интересов действующих лиц, непреодолимые препятствия к счастью влюбленных, динамичное развитие действия, мастерское описание психики героев, их индивидуализация, живая народная речь и песни, лейтмотивом пронизывают действие, трагическая развязка, - все это обусловило классическую завершенность драмы. События в произведении Франка происходят 1870 года в селе подгорном Незваничі и завершаются смертью двух героев. Поражает напряженный, богатый душевный мир главных действующих лиц произведения, наполненный, по мнению Дмитрия Павлычко, «аристократическими» страданиями, как мир героев «Госпожа Бовари» Густава Флобера или «Анны Карениной» Льва Толстого.

Сюжетно-композиционное своеобразие драмы «Украденное счастье». Пьеса состоит из пяти действий. Целенаправленным действием и глубиной раскрытия характеров она напоминает классические пьесы, в которых каждая деталь создает общую картину бытия. С этой целью драматург прибегает к выразительных образов природы. В экспозиции, например, действующие лица изображаются на фоне снежной бури, что символизирует круговорот жизни героев, который затягивает их в свой круг и выйти из которого они стремятся, упрямо ища свое счастье. Такой красноречивой деталью является орудие убийства, с которым вошел в дом Задорожного жандарм в первом действии. В пятой - топор в руках Николая принесла смерть Михаилу. Новаторство драматурга заключается в том, что он применил ретроспективно-аналитическую композицию. Конфликт трех центральных персонажей - Анны, ее мужа Николая Задорожного и жандарма Михаила Гурмана - достигает предыстории, которая уже состоялась в прошлом. Анна происходит из богатой крестьянской семьи. Она полюбила отважного Михаила Гурмана, сына бедной вдовы. После смерти отца ее жадные и жестокие братья издеваются с сестры. Чтобы не делиться с ней папиным наследством, они, зная настойчивость Михаила, боятся его как будущего зятя, что отберет у них Аннину долю наследства, а потому отдают мошенничеством Михаила до австрийского войска. Вскоре жадные братья подделали письмо, заверив Анну, что Михаил погиб, и насильно женили сестру-красавицу с бедняком Николаем Задорожным, который не претендовал на приданое девушки. Этими преступлениями они забрали у Анны счастья. Итак, действие начинается с кануна катастрофы, когда все уже готово к взрыву. Такая композиция обусловливает концентрический сюжет драмы, события которой развиваются в причинно-следственных связях. Однако сюжет движет не борьба за имущественную собственность, то есть не социальный, а морально-этический конфликт между главными героями драмы. Конфликт достигает внутреннего мира человека, его богатых переживаний, любви, в борьбе за которую чувства героев перерастают в грозный акт - месть за обиженную судьбу. Общечеловеческое измерение образного мира свидетельствует не конфликтную сущность любви, а показывает « обреченность человеческой радости, которая стремится к свободе и в свободе себя проявляет, но и погибает от избытка свободы» (Дмитрий Павлычко).

Проблематика произведения. На первый взгляд, главная проблема драмы Франко сосредотачивается вокруг вопроса «Кто у кого украл счастье?», требуя ответа, что послужило причиной несчастья персонажей. Бесспорно, это антигуманность общества с его рекрутчиною, которая разлучила Анну и Михаила, другие состояния и отношения, которые порождают в людях хищнические инстинкты, жадность, злоупотребление. Носителями этих бедствий были братья Анны, вызвав череду несчастий и страданий героини. Однако Иван Франко рассматривал шире суть явлений, нарушив ряд проблем: возможно ли счастье человека в условиях действия законов антигу - манного общества, заслуживают признания этические принципы, по которым топчется красота человека, его право на любовь и счастье. В пьесе автор затронул актуальные этико-моральные и духовные проблемы времени, сосредоточивая внимание зрителя вокруг вопросов взаимодействия индивидуальной свободы личности и патриархальной морали, власти человека над человеком, над женщиной, права и обязанности, несоблюдение присяги и измены чести и человеческого достоинства, в общем судьбе женщины в антигуманному обществе. Драматург не принимает унижения человеческого достоинства, обезличенности личности, потерю ею духовных и семейных ценностей, зла, когда сводные братья обманом присваивают не только отцовское наследство Анны, но и лишают ее права на счастье. Проблематика произведения Франко охватывает философско-этические проблемы времени, духовные измерения бытия человека - любви и ненависти, жизни и смерти.

Художественное своеобразие образов. Концепция образа Анны в «Украденном счастье» Франко была новой украинской драматургии. Женщине присущи подлинность человеческих переживаний, духовный бунт против лицемерия, несвободы, стремление к счастью, сила воли. Ее образ окрашен сочувствием, гуманистическим пафосом, что утверждает право каждого человека быть свободным. Моделируя образ героини, Иван Франко отказался от внешнего драматизма и сосредоточился на раскрытии характера двадцятип'ятилітньої Анны. Он показал горячо и искренне любящую женщину, безмерно сильным характером и силой чувств» (Иван Франко). Драматург раскрыл поэтичность ее души, внутреннюю цельность натуры, которая «откровенно и смело с вызовом обществу ломает» закостенелые нормы. Психологический рисунок образа Анны поражает зрителя: душевные тайны незримо присутствуют в ее разговорах, воспоминаниях, речи, поступках, которые освещают характер глубоко и правдиво. До женитьбы она была веселой, излучала искреннюю любовь к Михаилу. Счастье с любимым было мечтой Анны и помогало выжить несмотря на все невзгоды и неприятности, причиненные сводными братьями. За годы супружеской жизни с Николаем она стала молчаливой, чувствуя себя несчастной и сдерживая боль в глубине души. Образ Анны - один из классических образцов художественного мастерства в моделировании драматического характера. В первых действиях женщина придерживается семейных крестьянских традиций, оберегает семейную честь, предстает заботливой женой. Она словно смирилась со своей судьбой. И вот она узнает, что Михаил жив. Брать «обманули меня, отуманили, закричали, ободрали по всему, из всего!», - говорит она, осознавая, что стала жертвой принудительного бракосочетания.

С появлением жандарма Михаила Гурмана жизнь Анны меняется, ведь в ее душе пылал любви к нему. Женщина осознает свое положение замужней женщины, которая присягнула законному мужу Николаю. Однако внутренняя борьба Анны между долгом и чувствами завершается преимуществом силы любви. Мироощущение героини определяет кордоцентризм: она живет по зову сердца, осознавая себя как личность, выстраивая свою иерархию ценностей в жизни. Поэтому не стремится приспособиться к патриархальных правил жизни, жаждая полноценного человеческого бытия. Страстная натура, она находится в плену мощного любовного чувства, сознательно борется за возвращение украденного счастья, а потому не обращает внимания на пересуды соседей и мнение общества. Женщина мужественно заявляет мужу, что порывает с ним навсегда. Образ Анны изображается в развитии. Пять актов действия соответствуют пяти этапам сложного развития характера героини. Она пытается вернуть счастье, которого потерпела девушкой и неожиданно исчезает со смертью любимого. С большой болью в сердце она обращается к милому после известия о его смерти: «Михаил, Мишенька! На кого ты меня покидаешь? Что я без тебя в мире значу?» В этих словах звучит горькое обездоленность, которое выпало на долю Анны.

В русле поэтики реализма изображен образ Николая Задорожного, батрака, крестьянина-бедняка. Поражает его терпение перед теми, кто его визискував и унижал, смирение перед испытаниями судьбы. Он долгими годами вынужден за кровавый крейцар целый день работать даже в непогоду. Трудолюбие помогло ему стягнутися на маленькое хозяйство. Крестьянин верит в свои руки, волю и усилия. В этом поединке с тяжелыми испытаниями судьбы формировалась его этическая и духовная сила, народный характер труженика. С глубоким драматизмом и психологически правдиво рисует его образ.

Николай не понимал, что стал невольным соучастником похищения счастья у Анны, надеясь, что его бракосочетание с девушкой принесет ему радость и уют. Вскоре Задорожный убедился, что молодая красавица Анна не любит его. Николая преследуют испытания: тяжкие обвинения в смерти семьи лавочника, тюрьма, неверность жены. Народные высоконравственные понятия семейной чести побуждают его скрывать от односельчан драму его семьи, молча снося унижения жандарма, сдерживая гнев и осознавая свое бессилие предотвратить беду. Ему больно от того, что счастье убегает от него, он не знает способа, как сохранить семью и свое призрачное счастье. Вернувшись из тюрьмы, благородный Николай, хоть и знает об отношениях Анны с Гурманом, даже словом не намекает на это. Наймитське жизнь сделала его покорным судьбе. Плача, он уговаривает Анну жить с ним дальше, но жена категорически отказывается. Следовательно Николай потерял желанный идеал семейного согласия с Анной, которую горячо любил. С горя он начинает расточать в кабаке имущество, которое так тяжело добывал. В пятой действия драматург художественно убедительно демонстрирует умение достигать тайн человеческой души. От сцены угощения соседей в доме Николая к кульминационной вершины в развитии действия - убийства жандарма - растет психологическое напряжение, как в трагедиях Уильяма Шекспира. Писатель мастерски выстроил логику характера Николая - от терпения, робости к протесту против обидчика. В образе Николая подчеркивается протестующее начало в характере народа против своих угнетателей. Невзрачный собой («небольшого роста, пожилой, движения медленные» - символ слабости и покорности судьбе), Зак - рожний осуществляет суровую расправу над противником - всесильным жандармом. Образ Николая многозначен, несет в себе духовные моральные принципы различения добра и зла, символизирует глубоко скрытую энергию народа.

Драматична судьба сына бедной вдовы Михаила Гурмана. Он был трудолюбивым, честным и свободолюбивым. Высокий, красивый, мужественный и волевой парень полюбил сироту Анну, мечтал жениться на ней. Однако его счастье украли Аннины брать: нарушая закон, они с войтом отправили его в войска, а невесту обманули и отдали за другого. Военная служба и жандармерия негативно повлияли на характер Михаила, который почувствовал свою власть над людьми, спекулируя своим статусом. Он стал гордым, эгоистичным, черствым и жестоким. Образ жандарма - это образ героя-злодея, что движет драматическое действие и одновременно фатум, по-своему наказывает Анну, Николая и себя. Светлым лучом в его душе осталось любви к Анне: «Сия любовь была моим одиноким, самым дорогим сокровищем, она могла бы была из меня сделать доброго, порядочного мужчину. А ты, Николай, ты в союз с теми извергами украл мне то одинокое счастье», - высказывает свою обиду Николаю. Пытаясь вернуть утраченное счастье, он идет напролом тем, кто разлучил его с любимой, вероломно разрушая семью Задорожных. Используя формальные основания, жандарм обвиняет Николая в убийстве семьи лавочника и арестовывает, угрожает ему вторым заключением. Михаил заставляет Анну признаться, что она и до сих пор его любит, грозится отомстить семье. Он пренебрегает общечеловеческими морально-этическими законами. Франко раскрывает внутренние противоречия Гурмана, психологически тонко мотивирует его поступки и драматизм судьбы, а по сути, безвыходное положение. На вопрос Анны: «Что будет с нами?», - он отвечает: «Воз и дыши, пока живешь!.. Будем жить, пока можно!»

По мнению Дмитрия Павлычко, Михаил своей примитивной, грубой, упрямой безоглядностью выражает философию разбойника, который «берет от жизни и немедленно, ибо то жизнь может оборваться в любую минуту». В финале смертельно ранен Гурман проявляет милосердие и человечность, спасая Анну и Николая от тюрьмы, говоря войту, что сам причинил себе смерть. Гурман мечтал найти свое счастье с любимой женой, но суровая логика жизни рассудила по-своему.

Персонажи «Украденного счастья» сами бесталанны и действуют мстительно и жестоко. Несмотря светлое начало в душе, они находятся в роковом круге, вне своей волей творят зло, причиняя страданий любимым людям. Драматург протестует против их жестокости и вседозволенности, не оправдывает их поступков, ведь каждый из обездоленных не слышит страданий другого. В своих эстетических измерениях судьбы персонажей Иван Франко опирался на традиции античной трагедии, ее гуманистический пафос. Помогает раскрыть идейное содержание пьесы девиз, который написал драматург, подавая ее на конкурс: «Ты слеп на глаза, на уши и разум», - цитата из «Царя Эдипа» Софокла. Это своеобразный эпиграф к произведению Ивана Франко. Он направляет внимание зрителя к экзистенциального понимания истории трех главных персонажей драмы, которых, как и в античном произведении, преследует рок. Анна, разлучена с любимым и выдана насильно замуж за нелюбимого, Михаил, насильно разобщен с любимым и забран в солдаты, Николай, который любит жену без взаимности, оказываются в пограничной ситуации выбора. Каждый обворованный судьбой и в своем стремлении любой целью получить счастье уподобляется слепому Эдипу, судьба над которым насмеялась. Философский общечеловеческое измерение судьбы человека всегда смущает читателя, поэтому драма Франко своим людинознавчим пафасом находит отклик в сердцах современных читателей и зрителей, с успехом идет на сценах многих театров мира.

Значение творчества. Иван Франко вошел в историю литературы как выразитель духовного величия своего народа, органично соединив в творчестве национальное с общечеловеческим. Наших современников захватывает титаническая и животворящая наследие писателя, который отзывается животворной и государствообразующей энергией. Читателей удивляет художественная и научная универсальность деятельности писателя, философичность его произведений, богатство идей и образов, воплощенных в совершенной художественной форме. Новые горизонты образного мира и чувств лирического героя нашли свое воплощение в жанрово разнообразной поэзии. Под пером мастера расцветают сонеты, гимны, песни, веснянки, посвящения, стихи-эпистолы, эпиграммы, послания, афоризмы, притчи, элегии, баллады, медитации, памфлеты и т.д. Украинскую лирику он обогатил актуальной тематикой, образами, способами стихосложения. Новаторством отмечена его гражданская, интимная, пейзажная, урбанистическая, сатирическая, философская лирика, вошла в духовную сокровищницу народов мира.

Франко был мастером прозаического слова. Продолжая традиции своих предшественников, он обогатил украинскую и мировую литературы художественными типажами, яркими картинами жизни представителей разных национальностей, которые жили в Западной Украине, проявив гуманизм и сострадание к обездоленным. В художественных исканиях прозаик органично соединил стилевую палитру романтизма, реализма и натурализма. Как романтик, Иван Франко поэтизировал свободолюбивые натуры, духовную силу простых людей, их неповторимость. Как реалист, он изображал типичные характеры, действующие в типичных обстоятельствах, но отверг представление о «вечности» антигуманного мира, доказывая, что общество можно построить на законах справедливости, равенства и братства. Как натуралист, он обрисовал новые явления: труд нефтяника, предпринимателя, поденниці, наемника, рост индустрии, опираясь на научный анализ наследственности и темперамента человека. Затем Иван Франко обогатил искусство моделирования мира и человека.

Кроме традиционного изображения внешних обстоятельств жизни, художник прибегал к воспроизведению внутреннего мира человека, его психики, этических запросов. Через поступки, стремления, идеалы персонажей усиливалась критика антилюдяного общества, его моральных принципов и норм. С этой целью Франко углубил раскрытия психологии человека, утверждал принцип реализма - показ «диалектики души», воспроизводя мысли героя, изменения настроения, переживаний, применяя подтекст, внутренние монологи. Повістяр обрисовал образ положительного героя из среды рабочих, интеллигента, который защищает интересы народа, творческого человека, который стремится служить народу.

Поражает жанровое разнообразие творчества писателя, что проявилось в драматургии, публицистике, литературно-критической деятельности, научных трудах различных отраслей знаний. Универсальность, энциклопедичность, філософізм Ивана Франко отмечали современники, еще при жизни писатель был известен во многих странах мира, ведь его произведения переводились славянскими и другими языками. Его произведения - бесценное духовное сокровище нашего народа. Они напоминают знаменитую 9 симфонию Бетховена с величественным, полным оптимизма и человечности Гимном радости, который утверждает добро, красоту и бессмертие человеческого духа.