Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Украинская драматургия и театр 70-90-х годов ХІХ века

 

Иван Франко

(1856-1916)

 

Бальзак галицкого жизни

 

Художественная проза Ивана Франко преподнесла украинскую прозу до европейского уровня. Он издал восемнадцать сборников, содержащих сто двадцать рассказов, новелл, очерков, повестей и десять романов. Эпические произведения прозаика делятся на циклы о рабочих, крестьян, интеллигенцию, жизни заключенных, сатирические памфлеты о австрийские правопорядки. Выделены рассказы о детях «Отец - юморист», «Горчичное зерно», «Карандаш», «В кузнице», «Малый Мирон» и др., в которых раскрыты неповторимый мир детства.

Писатель расширил проблематику произведений, типаж героев, изобразил жизнь не только украинцев, но и представителей других национальностей, проживавших в Галиции. Творческим ориентиром для него были эпические полотна французских писателей - «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака, «Ругон-Маккари» Эмиля Золя, «мадам Бовари» Густава Флобера. Под их влиянием молодой художник увлекается идеями реализма и натурализма. На этой почве возник бориславский цикл произведений, написанных сквозь призму натуралистической поэтики. Это эпический цикл, в который вошли рассказы («Ріпник», «Яць Зелепуга»), новеллы («На работе»), повести («Boa constrictor»), роман («Борислав смеется»). Автор бориславских произведений глубоко проанализировал общественные явления, разоблачил убожество и аморальность представителей мира чистогану. Франка можно назвать Бальзаком галицкого жизни, настолько хорошо разбирался он в деталях жизни всех слоев и прослоек населения, ценах на землю и нефть, экономических отношениях и порядках в крае.

Натурализм (лат. natura - природа) - литературное направление, возникшее во Франции в 70-е годы XIX века и распространился в искусстве Европы и США. Его представителями были Эдмон и Жюль Гонкури, Эмиль Золя, Ги де Мопассан, Гергарт Гауптман, Генрих Ибсен и другие. Возник как реакция на полноту форм реализма и его принцип социальной обусловленности человеческого характера. Зато натуралисты толковали характер лица биологическими, наследственными особенностями и социально - нравственным средой, бытие героев показывали в свете достижений науки, в частности биологии, социологии, экономики.

Иван Франко как яркий представитель натурализма в украинской литературе считал, что на основе данных науки художник улавливает скрытые пружины и закономерности социальной действительности. Цель художественного произведения - указывать «недостатки общественного устройства там, где не может добраться наука», пробуждать в читателях «охоту и силу к устранению тех недостатков».

Характерными признаками украинского натурализма являются: 1) принципиальный объективизм, за которым писатель в художественном произведении, как Бог в природе, является незримым усезнавцем: он находится повсюду и нигде не проявляет себя; 2) ориентация художественного мышления на научное; 3) пантеизм, который заключается в единстве человека с природой, воспроизводстве биологических, физических аспектов жизни; 4) життєподібність, что опирается на документальность.

Важную эстетическую роль в изображении мира натуралисты отводили описаниям. С их помощью изображали тяжелые условия жизни трудящихся, например, рабочих нефтяных приисков в рассказе «Ріпник» Франко. Рассказчик даже портреты работниц моделирует в свете поэтики натурализма: «исхудавшие, грыжей вспаханы лица», «пожелтевшие по нужде», с «зажигательными глазами», показывая разрушительное шествие новых экономических отношений, которые ломают человеческие судьбы. Физическая и духовная деградации стали их безталанням. Автор художественно выразительно подает образы работницы Фрузі и ріпника Ивана, рисуя их внутренний мир, выдвигая на первый план любовь.

Межпредметные параллели. «Ріпник» Ивана Франко перекликается с мотивами «Западню» Эмиля Золя. Оба произведения заканчиваются мрачным финалом - смертью. Несчастье Жервези, героини французского автора, заключается в том, что и она оказалась в «ловушке». В уродливую сетку предпринимателей чужаков, арендаторов, этих неситих пауков, попали ропники Иван и Фрузя, обречены на каторжный труд, голод, болезни и внезапной смерти.

Во времена Франко французские и немецкие натуралисты считали, что новелла по своим жанровым признакам приближается к драме, ведь воспроизводит своеобразную психограму героя в определенной ситуации. За этой моделью написаны новелла Франко «Службе» и одна из лучших натуралистических повестей той эпохи в европейских литературах «Boa constrictor». Повесть отражает философию накопления богатства как критерия человеческой морали и поведения, что ярко воплотил главный герой произведения - Герман Гольдкремер. Франко смоделировал психологически точный образ жестокого предпринимателя-хищника, прибегая к аллегорического образа Boa constrictor (змея-полоза). Образ змея ассоциируется с образом капитализма, который питается кровью своих жертв: рабочих, вдов, сирот. Внутренний конфликт Германа с самим собой становится одним из решающих в этой структуре психологической повести. В ней прозаик достиг интересных обобщений, создал проникновенные образы, что и обеспечило повести прочное место среди читателей.

«Борислав смеется» (1882) был одним из первых в мировой литературе «забастовочных романов», то есть роман, в котором описываются новый конфликт - взаимоотношения между трудом и капиталом. Иван Франко стремился изобразить новоявленную чудовище, порожденный индустриализацией, чудовище в образе капитала, что пожирает рабочих, однако в то же время в среде пролетариев порождает «новых людей», способных гордо стать на поединок со страшилищем. Роман дышит подлинной страстностью, пониманием рабочего вопроса.

Жанровым признаком романа «Борислав смеется» является панорамность в обрисовке мира. Рассказчик-усезнавець рисует бориславские промыслы, строительство новых фабрик и нефтяных приисков, работу ріпників возле нефтяных ям. Воссозданы натуралистично, как индустриализация наступает на патриархальное село, как толпы обездоленных и голодных крестьян в поисках работы бродят по Бориславу, а предприниматели-за массовой безработицы снижают плату и еще более жестоко эксплуатируют вчерашних крестьян. Текстовая картина мира складывается из оппозиционных пар: работодатели - работающие, рабочие - предприниматели. В общем действуют две фундаментальные оппозиции: добро - зло, «свои» - «чужие». Они выполняют смысловую и сюжетотворчу функции.

В воображаемом мире романа важным смысловым центром является образ Борислава, который приобретает конструктивного и символического звучания, становится героем нового времени. Эта персонификация отражена в метафорической названии произведения - «Борислав смеется». Его образ объединяет все компоненты коллизий, мотивы, сюжетные и позасюжетні структуры романа, определяет его урбанистический характер и колорит.

В романе изображается образ «нового человека» - Бенедя Синица. По замыслу автора, он должен был воплотить идею «робитницькои общности и взаимности» в борьбе против «несправедливости народной». Образ Бенедя показаны в развитии, поисках выхода из тяжелого положения. Выход он находит в идее объединения рабочих в «большое побратимстве», бескровной войны с капиталистами. Художник по-новому интерпретирует обязанность «нового человека» - Бенедя Синица, подчеркивая его высокую нравственность и духовность, способность персонажа гордо и открыто сделала вызов галицком чудовище, что пожирает рабочих и фабрикантов. В романе «нового человека» из рабочей среды наделен индивидуальными чертами характера. Это достигается через портрет. Нужда ріпників глубоко поразила Бенедьову душу, он ходил как в горячке, «похудів и поблід, только довгообразне его лицо еще сильнее растянувшееся, только глаза, как два раскаленные углики, неспокойно, лихорадочно горели глубоко в ямах». Синица действует в коллективе и через коллектив, его человечность не ограничивается кругом родных и близких. В уста предводителя рабочих автор вложил лозунг Михаила Драгоманова: «Чистое дело чистых рук нуждается!» Но его добродушием воспользовались коварные фабриканты, похитив общественную кассу взаимопомощи, поэтому забастовка прекратилась. Однако триумф капиталистов мнимый и шаткий. Наступает время разрушения, погружение в хаос и стихию. Рабочее движение снова возвращается в стихийное русло: в финале романа пожар Борислава - это показания и предостережения, и поражения, и отчаяния, и разочарования в тактике организованной борьбы. Такая ситуация соответствовала исторической правде.