Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

МОГИЛА ПЕТР (31.12.1596, Яссы - 11.01.1647, Киев) - выдающийся религиозный, культурно-образовательный деятель.

Происходил из древнего шляхетского грецкого рода православной веры; отец его Симеон был хозяином (правителем) Валахии, а затем и Молдавии в начале XVII ст., на собственные средства построил церковь Успения во Львове, до сих пор зовется «Волошской». П. Могила - воспитанник Львовской братской школы, а впоследствии и латинских высших школ Западной Европы (слушал лекции в разных университетах за рубежом). Сначала стал «апостолом меча» - как шляхтич служил в армии польской короны, мужественно сражался под Хотином в 1621 г. Однако в эпоху упадка православия и раздора на Руси окончательно выбрал «меч духовный».

1628 г. П. Могилу избран архимандритом Киево-Печерской лавры, и он принялся строго укреплять послушание, «отвоевывать» утраченные Лаврой владения. Главное же - заботился об образовании, равную европейской, добивался внедрения латыни как языка преподавания, подбирал молодежь для обучения в Европе. Для Лаврской школы, открытой 1631 г., выбрал иезуитскую эффективную модель учебных дисциплин. 1633 г. при поддержке православной шляхты, короля Владислава IV и с благословения патриарха константинопольского сменил на престоле митрополита Киевского и Галицкого. Копинського, излишне благосклонного к Московии. Тогда же в результате объединения Лаврской и Киевской братских школ создано Коллегию, которая позже стала Академией, убрала имя реформатора образования в Украине. Основан П. Могилой очаг культуры православия - первая во всей Восточной Европе высшая школа. Митрополит - протектор заботился об эффективности заведения, значимость его функционирования на благо православия, политических потребностей украинства. Подобрана авторитетная профессура и одаренное студенчество из Украины, России, Белоруссии, Сербии, Румынии, Греции и т.д. (среди воспитанников - создатели казацкой государственности И. Выговский, П. Дорошенко, И. Мазепа, П. Орлик, П. Полуботок и др.) принесли славу заведению и всей Украине. Деятельность П. Могилы в области образования соответствовала задачам подъема национального самосознания украинцев, потребностям гражданского общества. Воспитанники Академии зажигали огонь знания, организовывали школы в Европе и Азии (до Сахалина включительно); уже после смерти П. Могилы (а он завещал заведения значительные средства и свою библиотеку) большинство профессоров, к сожалению, было переведено в Москву (до 100 человек за первые 60 лет XVIII в.), и это заведение обескровило.

Время, что звался «Могилянской сутками», обозначенный плодотворной деятельностью митрополита по организации православной церкви, культурнической работой (развитие книгопечатания в частности). П. Могила, будучи противником унии, добился у короля легализации православия в Украине, вернул Св. Софию (и реставрировал ее), Выдубицкий монастырь и т.д. Он интересовался деятельностью Киево-Печерской типографии, основал еще две в Длинном Поле и Яссах, где было выдано первое в Молдове книгу. В Печерской типографии выходили в то время кириллические литургические издания и книги на латинском и польском языках. П. Могила готовил почву для «универсальной унии», для достойного «сочетание Руси с Русью» с целью примирения и объединения разных церквей. Он был предтечей экуменического движения христианских церквей. Аналогично основные произведения митрополита, написанные совместно с богословами Лавры, - «Требник», «Катехизис», «Литос» - экуменического характера; они объединяют православную Украину с Западом, синтезируют западную и восточную церкви. А «Евангелие учительное» (1616), «Анфологион» (1636), «Евхологион» (1646) П. Могилы использовались как учебники в духовных школах до начала XIX ст. В теологических произведениях писателя «было сформулировано литургические, ритуальные и догматические нормы» (А. Жуковский). П. Могила - автор «Служебника», многочисленных проповедей; его писания издавались на разных языках в Украине и за ее пределами.

Оценивая деятельность митрополита - писателя, славист Ю. Венелин с полным правом отметил: «Это еще неизвестно, Петр осуществил важнейшие реформы и наиболее заслуживает имя «Великого»: Петр И Петр Могила». В декабре 1996 г. П. Могила канонизирован Украинской православной церковью.

Лит.: Жуковский А. Петр Могила - основатель Киевской коллегии-Академии и реформатор образования в Украине // Укр. слово. 1997. ЗО сечь.

В. Погребенник