И семестр
ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА
АВТОРСКИЕ СТИХИ И МАЛЫЕ ЖАНРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Урок 21. ПОЭТИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА. НАТАЛЬЯ ЗАБИЛА. ПОТЕШКИ
Цель: продолжить ознакомление учащихся с творчеством Натальи Забилы; учить правильно, выразительно читать поэтические произведения, анализировать их; обогащать словарный запас учащихся; развивать мышление, смекалку, связную речь; воспитывать любовь к родному слову.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Запомните за учителем
БЕСКОНЕЧНАЯ ПЕСЕНКА
Был себе журавль
И журавушка,
Наносили сенца
Полные ясельця.
Наша песня хороша, -
Начнем ее, братцы, снова!
Был себе журавль
И журавушка...
О. Пчилка
2. Послушайте и доскажіть!
Да-Да-Да - стоит в кувшине... (вода).
Ди-Ди-ди - дай напиться... (воды).
Жа-жа-жа - мы нашли... (ужа).
Жи-жи-жи - ты мне... (помоги).
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Выставка-презентация рисунков к стихотворению Марийки Пидгирянки «Пришла осень».
Учащиеся демонстрируют свои рисунки, зачитывают строки стихотворения, что они проиллюстрировали.
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Нашу поэтическую ящик продолжает детская писательница Наталья Забила.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Биографическая справка
Родилась в дворянской семье с большими художественными традициями.
Среди ее предков - поэт-романтик Виктор Забила. Дед поэтессы - Пармен Забелло - скульптор. Родители Натали учились в художественном училище Штиглица.
Девочка росла в атмосфере увлечения художественным словом, музыкой, живописью, что повлияло на ее развитие, художественные вкусы. Она много читала, в частности, произведения Тараса Шевченко, и уже в детстве пыталась писать стихи.
в 1917 году семья переезжает в Украину и поселяется в небольшом поселке Люботине (ныне Харьковская область). Отец остался в Петербурге, поэтому старшим детям пришлось работать, чтобы как-то выжить.
Наталья заканчивает ускоренный курс гимназии, работает на разных должностях, несколько лет учительствует в селе Старый Люботин (ныне часть Люботина) под Харьковом. Годы учительства много дали будущей писательницы - она получила немало непосредственных впечатлений об ученическое жизни, научилась видеть в каждом малыше личность.
Еще в студенческие годы Наталья пишет произведения для детей, прозу и поэзию.
2. Проработка потешки «Ладушки, ладушки, ладушки» (с. 24)
1) Игра «Рыбки». Самостоятельное чтение потешки учениками молча.
2) Анализ содержания потешки с элементами выборочного чтения.
- Какими словами начинается развлекаловка?
- Какие ласкательные слова употребляет поэтесса?
- Чем угощала детей бабушка?
- С чем были оладьи?
- Где брали медок?
- Как зовут девочку?
- Прочитайте вопросительные предложения.
3) Работа в паре.
- Разыграйте забаву.
Физкультминутка
3. Проработка потешки «Ой чук-чуки, чуки - на!» (с. 24)
1) Игра «Пчелки».
Самостоятельное напівголосне чтение потешки учениками.
2) Анализ содержания потешки с элементами выборочного чтения.
- Для кого поэтесса написала забаву?
- Какой вы представляете доченька?
- Что у нее на головке? шее?
- С чем поэт сравнивает листок фасоли? лопушок?
- Вспомните народные потешки. Какими словами они начинаются?
- Какими словами начинаются потехи Натальи Забилы?
3) Игра «Волна».
Ведущий задает тон и темп игры. Стихотворение читает так, будто волна прибивается к берегу и отходит от него: тихо - громче - громко - тише - тихо - громче и т.д.
4) Игра «Внимательный читатель».
Учитель читает текст потешки, не дочитывая строка. Учащиеся вспоминают слова, дополняют их.
5) Игра «Подбери словечко».
Молочком... (сладким).
В садике... (зеленом).
Под кленами... (обильными).
Доченька... (чепурная).
Бархатцы... (желтые).
Листок... (широкий).
Лопушок... (зеленый).
6) Работа в группах.
- Опишите свой рисунок, что можно было бы выполнить за содержанием забавок.
VI. ИТОГ УРОКА
Игра «Продолжи предложение»
- Сегодня на уроке я узнал...
- Наиболее меня заинтересовало...
- Я запомнил...
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить наизусть одну из выходок.