Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

И семестр

 

ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА

 

АВТОРСКИЕ СТИХИ И МАЛЫЕ ЖАНРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

Урок 21. ПОЭТИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА. НАТАЛЬЯ ЗАБИЛА. ПОТЕШКИ

 

Цель: продолжить ознакомление учащихся с творчеством Натальи Забилы; учить правильно, выразительно читать поэтические произведения, анализировать их; обогащать словарный запас учащихся; развивать мышление, смекалку, связную речь; воспитывать любовь к родному слову.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

1. Запомните за учителем

БЕСКОНЕЧНАЯ ПЕСЕНКА

Был себе журавль

И журавушка,

Наносили сенца

Полные ясельця.

Наша песня хороша, -

Начнем ее, братцы, снова!

Был себе журавль

И журавушка...

О. Пчилка

2. Послушайте и доскажіть!

Да-Да-Да - стоит в кувшине... (вода).

Ди-Ди-ди - дай напиться... (воды).

Жа-жа-жа - мы нашли... (ужа).

Жи-жи-жи - ты мне... (помоги).

 

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Выставка-презентация рисунков к стихотворению Марийки Пидгирянки «Пришла осень».

Учащиеся демонстрируют свои рисунки, зачитывают строки стихотворения, что они проиллюстрировали.

 

IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Нашу поэтическую ящик продолжает детская писательница Наталья Забила.

 

V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Биографическая справка

Родилась в дворянской семье с большими художественными традициями.

Среди ее предков - поэт-романтик Виктор Забила. Дед поэтессы - Пармен Забелло - скульптор. Родители Натали учились в художественном училище Штиглица.

Девочка росла в атмосфере увлечения художественным словом, музыкой, живописью, что повлияло на ее развитие, художественные вкусы. Она много читала, в частности, произведения Тараса Шевченко, и уже в детстве пыталась писать стихи.

в 1917 году семья переезжает в Украину и поселяется в небольшом поселке Люботине (ныне Харьковская область). Отец остался в Петербурге, поэтому старшим детям пришлось работать, чтобы как-то выжить.

Наталья заканчивает ускоренный курс гимназии, работает на разных должностях, несколько лет учительствует в селе Старый Люботин (ныне часть Люботина) под Харьковом. Годы учительства много дали будущей писательницы - она получила немало непосредственных впечатлений об ученическое жизни, научилась видеть в каждом малыше личность.

Еще в студенческие годы Наталья пишет произведения для детей, прозу и поэзию.

2. Проработка потешки «Ладушки, ладушки, ладушки» (с. 24)

1) Игра «Рыбки». Самостоятельное чтение потешки учениками молча.

2) Анализ содержания потешки с элементами выборочного чтения.

- Какими словами начинается развлекаловка?

- Какие ласкательные слова употребляет поэтесса?

- Чем угощала детей бабушка?

- С чем были оладьи?

- Где брали медок?

- Как зовут девочку?

- Прочитайте вопросительные предложения.

3) Работа в паре.

- Разыграйте забаву.

Физкультминутка

3. Проработка потешки «Ой чук-чуки, чуки - на!» (с. 24)

1) Игра «Пчелки».

Самостоятельное напівголосне чтение потешки учениками.

2) Анализ содержания потешки с элементами выборочного чтения.

- Для кого поэтесса написала забаву?

- Какой вы представляете доченька?

- Что у нее на головке? шее?

- С чем поэт сравнивает листок фасоли? лопушок?

- Вспомните народные потешки. Какими словами они начинаются?

- Какими словами начинаются потехи Натальи Забилы?

3) Игра «Волна».

Ведущий задает тон и темп игры. Стихотворение читает так, будто волна прибивается к берегу и отходит от него: тихо - громче - громко - тише - тихо - громче и т.д.

4) Игра «Внимательный читатель».

Учитель читает текст потешки, не дочитывая строка. Учащиеся вспоминают слова, дополняют их.

5) Игра «Подбери словечко».

Молочком... (сладким).

В садике... (зеленом).

Под кленами... (обильными).

Доченька... (чепурная).

Бархатцы... (желтые).

Листок... (широкий).

Лопушок... (зеленый).

6) Работа в группах.

- Опишите свой рисунок, что можно было бы выполнить за содержанием забавок.

 

VI. ИТОГ УРОКА

Игра «Продолжи предложение»

- Сегодня на уроке я узнал...

- Наиболее меня заинтересовало...

- Я запомнил...

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить наизусть одну из выходок.