И семестр
ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА
АВТОРСКИЕ СТИХИ И МАЛЫЕ ЖАНРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Урок 20. ПОЭТИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА. МАРИЙКА ПИДГИРЯНКА. ПРИШЛА ОСЕНЬ
Цель: формировать у учащихся навыки правильного выразительного чтения стихотворного текста; расширять представления о красоте природы осенью; развивать связную речь, творческое воображение и фантазию; воспитывать любовь к природе.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА
- Начнем наш урок с гимнастики, которая поможет подготовить органы речи к работе в течение урока.
1. Упражнения для глаз, губ и языка
• Быстро открыть и закрыть глаза;
• круговые обороты глазами;
• взглянуть вдаль;
• помочь перышке подлететь;
• облизать вкусное варенье;
• достать язычком носа и подбородка;
• улыбнуться открытым и закрытым ртом.
2. Артикуляционные упражнения
- Как поет соловей? (Фить-фить-фить!)
- Как жужжит жук? (Жу-жу-жу!)
- Как шумит ветер? (Ш-ш-ш!)
- Как жужжит комарик? (Дз-дз-дз!)
3. Расспросы по составляющей таблицей
4. Заучивание скороговорки
Ты, малый, скажи малому,
Хай малый малому скажет,
Пусть малый теленка привяжет.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Выставка-презентация рисунков к стихотворению Марийки Пидгирянки «Лес».
Учащиеся демонстрируют свой рисунок, зачитывают строки стихотворения, что они проиллюстрировали.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Отгадайте загадку.
• Когда это бывает,
Что клен загорится?
А морозец прихватил
И повеял ветерок,
Весь огонь на землю упал,
Совсем клен без листьев стал. (Осенью)
- Какие приметы осени упомянуто в загадке?
- Какие приметы приближающейся осени замечаете вы?
- Отправимся в небольшое путешествие в осень с помощью фотоиллюстраций. (На иллюстрациях изображена природа ранней, золотой и поздней осени.)
- Какое время года изображено?
- Какие цвета преобладают? Какое настроение вызывают эти рисунки?
- О красоте осенней природы написано много поэтических произведений. Мы сегодня познакомимся со стихотворением Марийки Пидгирянки «Пришла осень».
Физкультминутка
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
ПРОРАБОТКА СТИХОТВОРЕНИЯ МАРИЙКИ ПИДГИРЯНКИ «ПРИШЛА ОСЕНЬ» (с. 22-23)
1. Выразительное чтение стихотворения учителем
- Где наступила осень?
2. Словарная работа
Справочное бюро
Бархат - ткань с густым коротким ворсом.
Чтение слов «эхом» за учителем
Позолотила осень-мальовничка, помалювала, завывала, украсила, на потеху.
3. Чтение стихотворения учащимися «цепочкой» по строфами
- Какие слова придают віршеві нежной расцветки?
- Прочитайте выделенные строки. Как вы их понимаете?
4. Игра «Земля - небо»
По команде «земля» - дети наклоняются к книге и читают стихотворение. По команде «небо» поднимают головы вверх, убирая указания от текста. Опять - «земля» - ученики глазами находят, где они прекратили читать.
5. Игра «Подбери словечко»
Сливы... (завивала).
Груши... (позолотила).
Садик... (украсила).
Яблочки... (помалювала).
- Почему осень можно назвать золотой, щедрой, оранжевой, багряной золотокосою?
6. Игра «Подбери рифмы»
Милая - позолотила;
потеху - тихую;
малая - помалювала;
мальовничка - личика;
поглядывала - завывала;
делать - аксамитов;
ходила - украсила;
тихую - потеху.
VI. ИТОГ УРОКА
- Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
- Чему учат стихи Марийки Пидгирянки?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выполнить рисунок к стихотворению Марийки Пидгирянки «Пришла осень».