Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Украинская драматургия и театр 70-90-х годов ХІХ века

 

Иван Франко

(1856-1916)

 

«Я сын народа, что вверх идет» (Иван Франко)

 

В сборнике «Мой Измарагд» Франко нарушает актуальные вопросы тогдашней жизни, соединив их с личностно-интимными переживаниями лирического героя, по-особенному подчеркивает художественное высказывание, делает его искренним и непосредственным. Гамма чувств поэта настолько широка, что охватывает гражданский пафос, реагируя на вызовы жизни и борьбы за лучшую долю народа.

Во времена Франко развивалось модернистское искусство, утверждаясь на принципах созидания современного искусства, которое искало новые средства художественного отображения действительности, культивировала субъективизм, образные и жанровые новации, отвергало его общественные функции, призывая творить воображаемый мир ради искусства. Таких художников называли декадентами (от франц. decadenc - упадок, а декадент - занепадник) с отрицательным значением.

Львовский критик Василий Щурат, анализируя сборник Ивана Франко «Увядшие листья», заметил в ней мотивы, характерные для модернизма, назвав их декаденськими, поскольку герой - пессимист выбирает смерть. Франко отрицал такой взгляд и в ответ написал поэзию «Декадент».

По жанру «Декадент» (1896) - полемическое послание, ответ Франко критику: «Я декадент? Это новость для меня! Ты взял один из моей жизни момент, /И слово темное отыскал и ученое, /И Движении возвестил: «Вот декадент!» Художественное повествование строится на інтонаціх удивление и возмущение, лирических признаниях и здравых рассуждениях, возражениях и утвердженнях. Франко возмутило отождествление биографического автора с лирическим героем. Поэт не разделял взгляды на искусство декадентов как антисуспільне явление, рассматривал литературу как оружие в борьбе за счастье народа и свободу Украины.

Франко показалось, что критик не понял главного в его художественном мире - боли за судьбу человека и отечества. Хотя иногда и преобладает журлыва тональность, хотя имеющиеся в его стихах «песни боль, и сожаление, и тоска - / Се только потому, что сложилась так жизнь. / И есть в ней, брат мой, еще нута вторая: / Надежда, воля, радостное чувство». Лирический монолог строится как дискуссия-отрицание эстетике декадентства с его «беспредметным тужінням», воспеванием «шума собственного слуха» (иронизирует он над художниками-декадентами). Художник живет настоящей жизнью, с его проблемами, тяжелыми испытаниями, но не опускает рук. Такая самохарактеристика, искренняя и правдивая, рисует образ духовно здоровой личности, закаленной, мужественной, трудолюбивой и жизнелюбивой. Поэтому Франко гордо заявляет: «Я не люблю беспредметно тосковать / Нет шума в собственных ушах слушать; / Пока жив, я хочу действительно жить, / А борьбы жизни мне не страх. // Который я декадент? Я сын народа, / Что вверх идет, хоть был закрытый в погреб. / Мой зов: труд, счастье и свобода, / Я есть мужик, пролог, не эпилог». Он гордится своим происхождением, сильным духом, устремлением в счастливое будущее, а не погружением в тяжелое прошлое, декадентские сожаленья.

Итак, сборник «Мой Измарагд» - значительное достижение Франко - поэта. Она обозначена художественным изяществом, свободолюбием и человеколюбием. Книга наполнила художественный мир украинской лирики важными философскими проблемами, вечными образами и мотивами, жизнеутверждающей мудростью.

Поэтический эпос

Видное место в творчестве Франка занимают поэмы. Среди более пятидесяти его стихотворений литературоведы выделяют следующие жанровые разновидности: социально-бытовые («Барские шуточки», «Сурка»), сатирически-политические («Ботокуди», «Лис Микита»), исторические («На Святоюрской горе»), философские поэмы («Смерть Каина», «Похороны», «Моисей»).

В 8 классе вы изучали поэму «Иван Вышенский», в которой художник создал духовный портрет патриота. Когда перед героем поэмы встала проблема выбора, аскет-монах осознал, что идея служения народу должна быть ведущей в жизни.

В философских поэмах Франко обращается к библейским образам. На этой почве возникла поэма «Смерть Каина» (1889),

главный персонаж которой изображен иллюзий скептиком, бунтарем-индивидуалистом.

Межпредметные параллели. Произведение «Смерть Каина» возник под влиянием одноименной поэмы Джорджа Байрона, которую Франко перевел на украинском языке. В ней поэту импонировали философская и религиозная проблематика, а также трагическая бунтарская фигура Каина. Дискуссионный характер произведения Байрона обусловил появление поэмы Франко. Английский художник И определил жанр поэмы как мистерии, а украинский - как легенды.

Духовное завещание украинскому народу

Философская поэма «Моисей» (1905) - выдающееся явление украинской литературы в эпоху модернизма. Автор в посвящении назвал поэму «великим даром» украинскому народу. Литературовед Юрий Шевелев назвал ее «вторым «Завещанию» украинской литературы, в котором художник сквозь призму общественно-политической аллегории нарушил главную проблему времени: освобождение нашего народа из рабства, обретение независимости. С этой целью Франко использовал известную библейскую легенду о Моисее, который вывел еврейский народ из египетского рабства. Сорок лет бродил Моисей в пустыне, ища землю Обетованную, а приведя свой народ к ней, погиб, изгнанный евреями. Поэт написал оригинальное произведение, раскрыв свой замысел: «Основной темой поэмы я сделал смерть Моисея как пророка, не признанного своим народом. Сия тема в такой форме не библейская, а моя собственная, хоть и воспета на біблійнім рассказе». Библейскую историю о Моисее Франко проецирует на украинскую историю и борьба народа за свободу и государственность. По словам Дмитрия Павлычко, «гениальность Франко проявляется прежде всего в том, что он изображает дорогу древних евреев в Ханаан как к их заветной, обещанной Богом национального государства и свободы. Это же очевидная аналогия с украинской нацией и ее путем - путем не сорока лет, а целых веков, - к своей свободе и государственности».

Источниками сюжета поэмы стали библейские сказания о жизни древних евреев, общественно-политическая атмосфера начала ХХ века. На воплощение идейного замысла поэмы оказали влияние произведения мирового искусства.

Жанровое своеобразие поэмы. По жанру «Моисей» Франко - философская лиро-эпическая поэма. Философская поэма рассчитана на длительную рассказ, в котором осмысливаются мир, прогресс человечества, общие закономерности жизни, природы, сущностные проблемы бытия, времени и пространства. Известные философские поэмы: «Книга скорбящих песнопений» армянского поэта Х века Нарекаці, «Бустон» персидского поэта XIII века Саади, «Найденный рай» английского поэта Джона Мильтона. В Украине известными философскими поэмами есть «Мария», «Неофиты» Тараса Шевченко, «Моисей» Ивана Франко. Философским осмыслением бытия отмечаются поэмы Николая Бажана, Юрия Клена, Бориса Олийныка.

В поэме «Моисей» нарушаются историософские проблемы бытия личности и нации, вождя и народа, свободы и рабства, жизни и смерти. В произведении органично сочетаются лирическое и эпическое начала. Пролог - это лирическая часть поэмы (монолог), а разделы - эпическая, однако они перемежающихся лирическим началом: эмоционально окрашенными монологами и молитвам Моисея. Поэт применил третьоособового всезнающего рассказчика, который все замечает, проникает в душу пророка, раскрывает его потаенные мысли и переживания. Внутренний конфликт Моисея важнее внешний, ибо раскрывает диалектику души вождя, его уверенность в правоте своего дела и сомнения, веру и безверие. Однако всегда побеждает его искренняя любовь к своему народу. Как заметил Дмитрий Павлычко, центральной драматической коллизией произведения Франка является «борьба двух фундаментальных взглядов на природу человека и мира». Материалистический взгляд защищает противник Иеговы - Азазель, выразитель идеи приземленности, человеческой смертности. Он считает, что управлять народом из-за пределов существования не способна никакая сила. Идеалистический взгляд защищают Моисей и Иегова, которые побеждают, потому что ставят превыше всего человеческий дух. По мнению Дмитрия Павлычко, « только одаренный духом, совмещенный с Богом народ способен в тяжелейших условиях выстоять, победить врага... Человек смертен, но она способна победить смерть, присоединяя свою душу к вечной души своей нации, а через нее - и к бессмертию души человечества».

Сюжетно-композиционная организация поэмы. Структурно поэма Франка состоит из пролога и двадцати песен (разделов). Она осложнена реалистичными описаниями быта кочевого народа, вставной притчей о терен, мифом о Ориона, диалогами, монологами-обращениями Моисея («Израиль!»), его молитвами. Сюжет поэмы экстенсивный, то есть разворачиваются события внешнего и внутреннего бытия героя и народа, объединенные мотивом поиска земли Обетованной, путешествия и испытаний. События развиваются напряженно, динамично, моделируя мир и персонажей, в частности центральный образ Моисея, с помощью которого воплощается философское измерение поэмы: « Сорок лет проблуждав, Моисей, / По арабской пустыне, / Приблизился с народом своим / О предел к Палестине». Эпическую глубину рассказа подчеркивает анапест с женским римуванням, что подчеркивает текучесть времени, передает драматический характер древней истории.

Художественная действие в поэме начинается от расстройства евреев с Моисеем, конфликт между которыми уже состоялся в прошлом. В палатке дремлет Израиль, а отчаявшийся народ не рвется на просторы земли Обетованной, которая виднеется на горизонте. Для него земля - «фата моргана». Разделы i-XI являются экспозиционными, воспроизводят возникновения и нарастания конфликта между пророком и народом, который, подстрекаемый демагогами Авіроном и Датаном, не понимает Моисея, не желает идти с ним к цели. Это составляет завязку сюжета. Вождь покидает лагерь и сам направляется к Обетованной земле. Развитие действия разворачивается в XII-ХVІІІ разделах. Внешний конфликт приобретает внутреннего измерения, воплощается в раздумьях Моисея над драматической судьбой народа и сорокалетним путем к заветной земли. Раздел ХІХ - кульминационный, воспроизводит разговор Моисея с Иеговой и смерть вождя. Сюжетная развязка воплощается в ХХ разделе. После смерти Моисея народ наказывает псевдовождів, выдвигает из своей среды нового поводыря - Иегошуа. Это энергичный предводитель, вышел из социальных низов, представитель нового поколения, что родился и рос в условиях свободы, преодолел комплекс рабской неполноценности, пассивности. Он призывает народ к походу за новую жизнь. Идеалы, за которые боролся Моисей, воплощаются в общество. Его образ олицетворяет идею, что настоящим вождем является тот, кто выражает самые заветные идеалы народа, его мечты и желания. В его лице физическая сила, по словам Дмитрия Павлычко, вращается в духовную, героическую, интеллектуальную силу восставшей нации.

Важную смысловую и композиционную роль играет пролог, написанное терцинами. Как известно, он был создан после написания поэмы. Пролог - это своеобразный ключ к пониманию идейно-эстетической концепции произведения, он воплощает символический, украинское измерение поэмы. В нем Франко очертил национально-духовный код народа в его историческом развитии и синтезировал личные экзистенциальные переживания с общечеловеческими измерениями бытия. Поэт выразил свои размышления, боли и надежду на воскресение украинцев как государствообразующей нации. Он осмысливал вопрос, почему свободолюбивый народ с большой историей стал у соседей «тяглом в поездах их бистроїздних», «навозом», то есть ферментом для укрепления их государств. «Неужели тебе лишь не суждено было дело, / Чтобы проявляло твоих сил безмерность? / Неужели даром столько сердец горело / К тебе святейшей любовью?» - обращается художник к «измученного и разбитого» народа. Автор развивает главную идею поэмы: освобождение украинского народа из-под колониального гнета. Как апофеоз звучат строки о неизбежно моральное оздоровление нации: «придет время - и ты огнистим видом / Засияешь у народов вольных кругу, / Труснеш Кавказ, впережешся Бескидом, / Покотиш Черным морем гул свободы /И глянешь, как хозяин домовитый, / По своей хате и по своим поле».

Неоромантична поэтика. Поэма «Моисей» написана в русле неоромантической стилевого течения в украинском модернизме. Франко по-новому трактует проблему свободы и рабства, которая занимает политические и психологические вопросы бытия нации, приобретает философского измерения. Осознавая социальное и физическое рабство своего народа, Моисей почувствовал призвание мессии - вывести его из неволи. Однако времена, когда пророк был со своим народом, «как душа их души, піднімавсь многие разы До самых высоких піднебних высот», прошли, и его уже никто не слушает: «Те слова об обещанном край / Для их духа - это сказка. / Мясо стад их и масло, и сыр - / Вот найбільшая пожалуйста». Рассказчик убедительно изображает, что физическое рабство не настолько страшное, как духовное порабощение. Хоть и блуждали сорок лет евреи по пустыне, и не избавились от комплекса психического и морального рабства. Одичавшая толпа стала упрямой и высокомерной, потеряв достоинство и цель - прийти к богатому краю, дарованного им Богом. Толпа ненавидит пророка, потому что он сильнее их духом, побуждает к духовному возрождению, стремясь поднять рабов с колен. Бездуховная масса безразлично относится к собственной будущности, бездумно идя за теми, кто обещает сытый покой, на самом деле впрягая народ в новое ярмо.

Символическими персонажами, олицетворяющими идеологическое и психическое рабство, есть «народные радетели» Авирон и Дафан. Слабый духом народ верит их спекулятивным лозунгам: они сумели навязать массе свою волю, возбуждая ненависть к пророку. Драматическое положение Моисея особенно обостряется, когда неблагодарный народ выгоняет его из лагеря.

Образ Моисея в поэме Франко, как и на скульптурном портрете Микеланджело, изображена величественной монументальной фигурой, исполненной внутренней духовной силы и энергии: «в глазах его все что-то горит, / Словно две молнии в облаке». Рассказчик подчеркивает могучую волю пророка, акцентирует на его человечности, любви к порабощенного народа, вболіванні за его будущее. На образе Моисея сказалась поэтика неоромантизма. Неординарность героя подчеркивает притча о терен, что выполняет благородную роль защитника деревьев. Через аллегорию в притче изображается пламенный образ борца за народное дело, скромного проводника на ниве человеческого прогресса, каким был и сам Франко.

Образ вождя раскрывается в сложных ситуациях и противостояниях общине, освещается мужество и сила его убеждений. Вопреки запрету Авирона и Дафана проповедовать правду общине, он поднимается на вечевой камень и говорит к народу, кляня дух рабства, животное прозябание. Художник возвеличивает вождя и пророка, наполняет его образ націє - творческими озарениями. Он стремится оживить творческие силы и дух свободы у народа, призывая его к упорной борьбы за счастье и достижение цели. Поэтому Франков Моисей предстает как человек, осознает историческую необходимость народных борьбы за свободу и государственную независимость. Деятельность вождя может раскрыться тогда, когда он неразрывен с народом, однако Моисей находится в конфликте с массой и стоит над ней. Неоромантична поэтика отчетливо воплощается в драматических эпизодах двенадцатой песни, когда Моисей вынужден покидать лагерь. Вместо гнева и проклятий из его уст звучат слова, наполненные родительской любовью к своему народу, сердечной тоской и болью, что народ его не понимает. Это словно сам Франко выражает любовь к своему краю: «Если бы знал, как люблю я тебя! / Как люблю несказанно!.. Я без выбора стал твой слуга, / Лишь из любви и тоски».

Моисей испытывает серьезных испытаний в пустыне в поединке с демоном Азазелем. Таким образом моделируется сложный психологический образ пророка, который испытывает сомнений и разочарований после того, как люди его оттолкнули. В русле неоромантической поэтики изображается Моисей во время молитвы на горе. Автор применяет внешнюю фокалізацію, глядя на героя глазами людей из лагеря в долине. Утреннее солнце отбросило тень вождя в долину. В этом солнечном освещении Моисей кажется титаническим героем. Изображены люди замерли, созерцая эту величественную фигуру, которую они не поняли. Под вечер, когда солнце заходит, снова ложится тень пророка на людей в долине, словно в последний раз прощаясь с ними.

Поэма Франка вселяла веру в непобедимый дух народа в его движении к свободе, побудила многих украинцев к борьбе за государственную независимость. В конце ХІХ и ХХ веках это был наиболее читабелен произведение поэта, который помогал возродиться душам людей, сеял веру в победу. «Моисей» своей общечеловеческой и национальной проблематикой, художественным мастерством поднялся до величайших произведений мировой литературы.