Украинская литература 1920-1930 годов
Валерьян Подмогильный (1901-1937)
Любовь к жизни зажгла его,
и он носил везде с собой свет.
Он забыл, что есть тьма,
потому и ночи освещал блеском своей души.
(Валерьян Пидмогильный)
Валерьяну Підмогильному принадлежит одно из самых видных мест в литературе эпохи национального возрождения. Он - создатель украинских современных романов «Город», «Небольшая драма», повестей, новелл, переводчик произведений западноевропейских классиков. «Пидмогильный был яркой творческой индивидуальностью, полностью украинский талант, что чрезвычайные события после 1917 года умел наблюдать трезво, всесторонне и критически, - отметил литературовед Григорий Костюк. - Но за богатством общественных событий своего времени он не потерял человека. Он видел ее, понимал и творил ее образ во всей общественной, психологической сложности». В украинской прозе XX века писатель представляет интеллектуальную стилевое течение.
Всем сердцем служил Украине
Валерьян Петрович Подмогильный родился 2 февраля 1901 года в селе Цапли под Екатеринославом (ныне Днепропетровской области) в крестьянской семье. Формировался будущий писатель под влиянием семейного окружения, свободолюбивых односельчан - потомков запорожцев, величественной степной природы края. От матери он унаследовал любовь к мелодичного, отборного и богатства украинского слова. Увлекался литературой и историей Украины, в частности под влиянием своих учителей - известного историка Дмитрия Яворницкого и языковеда, литературного критика, переводчика Петра Ефремова. Отец Валериана работал конторщиком в экономии графа Воронцова - Дашкова, стремился дать детям образование, даже пригласил домой учителя французского языка для сына и дочки Насти. Парень учился охотно, окончил церковно-приходскую школу (1910) и Екатеринославское реальное училище, профилем которого было изучение точных наук (1918). Тяга к творчеству возник у Валерьяна под влиянием приключенческих произведений. Однако вскоре прозаик начинающий заинтересовался внутренним миром человека.
в 1918 году он написал рассказ «Добрый Бог», «Гайдамака» и «Пророк», а два следующих - «Ваня» и «Старец» - были опубликованы в 1919 году в екатеринославском журнале «Сич». Первый сборник рассказов «Произведения. Т.И» (1920) принесла молодому прозаику заслуженную славу. Название несколько претенциозное, ведь только произведения классиков выходят многотомными изданиями. И она оказалась пророческой: Підмогильному суждено стать классиком новейшей украинской литературы.
С 1918 года Валерьян Пидмогильный учился в Екатеринославском университете сначала на математическом, затем юридическом факультетах, но через гражданскую войну и материальные нужды несколько раз прерывал учебу, так и не получив высшего образования. Однако, работая учителем в родных краях, а с 1921 года в Ворзеле под Киевом, он все свое свободное время посвящал самообразованию: в совершенстве освоил французский, немецкий, английский языки, изучал западноевропейские литературы, переводил, интересовался новейшей философией и психологией. В этот период он написал повесть «Остап Шаптала» (1921), цикл «Повстанцы», что был опубликован в эмиграционном журнале «Новая Украина» (1923), который в Берлине издавал Владимир Винниченко, отдельной книгой вышли рассказы «В эпидемическом бараке» (Лейпциг, 1922). Это был вызов большевистской власти, которая начинала преследовать независимое украинское слово. Зарубежная пресса высоко оценила произведения молодого художника, отметив его талант и самобытную манеру письма.
Переехав в 1924 году с женой Екатериной Червінською до Киева, Пидмогильный активно включается в литературную жизнь. Он создает объединение «Звено», члены которого защищали традиции классической литературы, ориентировались на современные стили и отвергали политическую, заанґажовану литературу. Подмогильный работал редактором в издательстве «Книгоспілка», проявлял энциклопедические знания. Друзья в шутку называли его «университетом на дому».
1926 года «ланківці» переименовывают свое объединение на МАРС, группируются вокруг журнала «Жизнь и революция», в редакции которого работает Пидмогильный. Появление сборников новелл «Сын» (1923), «Военный летчик» (1924), «Третья революция» (1926), «Проблема хлеба» (1927) показала яркий талант художника как новеллиста. Он публикует также романы «Город» (1928) и «Небольшая драма» (1930). С 1929 года писатель живет в Харькове, тогдашней столице УССР. Однако в 1930 году его увольняют с работы в редакции, не печатают произведений. Причина такой опалы заключалась в том, что Подмогильный творил литературу элитарную, предназначенную для высокообразованных людей, которую большевистская критика относила к «буржуазной», «классово враждебной». Художник погружается в переводческую дело и осуществляет украинскую версию многих произведений Анатоля Франса, Ги де Мопассана, Оноре де Бальзака, Густава Флобера, Вольтера, Гельвеция, Дени Дидро, Виктора Гюго, Проспера Мериме, Жюля Верна и других. Литературовед Юрий Бойко нарисовал эмоциональный портрет Подмогильного: «Деликатный, но энергичное лицо, стройная фигура в легком пальто, крепко облегает фигуру, фетровая шляпа, в советских условиях вещь не совсем привычная для начала 30-х годов. Во всем облике было что-то изящное, не советское, его внешность свидетельствовала о внутренней культуре».
После убийства Кирова начались массовые репрессии интеллигенции. 8 декабря 1934 года Пидмогильного арестовали органы НКВД. Обвинения были надуманны: участие в контрреволюционной организации, которая стремилась образовать украинскую буржуазную республику. Подмогильного вместе с Григорием Эпиком, Александром Клюкой, Николаем Кулишом, Евгением Плужником, Валерьяном Полищуком и другими был приговорен к десяти годам лагерей. На печально известные Соловки писатели прибыли 9 июня 1935 года. Но сталинский террор продолжался: к двадцатилетию октябрьской революции 1917 года произошло массовое уничтожение политзаключенных. С ноября 1937 года писателя было расстреляно. До 1989 года творчество Подмогильного в Украине была запрещена.
Жизнь художника была подвижничеством, служением идее национального возрождения. Подмогильный продолжил традиции украинской классической литературы с ее гуманистическим пафосом, пристальным вниманием к человеку, его внутреннему миру. По мнению Валерия Шевчука, свою родословную как художник Подмогильный ведет от Владимира Винниченко, у которого научился искреннего и подробнейшего психологического анализа. Писатель обратился к урбанистической тематике, в частности к описанию людей «дна», проблемы отношений мужчины и женщины. Использовал он и художественные находки Михаила Коцюбинского, Антона Чехова, Леонида Андреева. «Уроки мастерства» дали ему французские классики, чьи произведения Подмогильный переводил. У них он научился и умение построения фразы, и искусства моделирования внутреннего состояния героев, и философского взгляда на действительность.
Роман «Город», опубликованный в Харькове в 1928 году, вызвал большой интерес у общественности. Одни критики восхищались новым произведением Пидмогильного, в котором отразилась философия «вітаїзму» эпохи, другие примитивно толковали роман в духе вульгарного соціологізму. Некоторые критики считали роман автобиографическим, главного героя отождествляли с автором, против чего Подмогильный предостерегал своих читателей. Хотя, конечно, были прототипы некоторых героев: в образе поэта Вигорського угадываются черты Евгения Плужника, в образе маститого критика познаем Николая Зерова.
Подмогильный создал модерный (франц. modeme - новейший, современный) роман, в котором, в отличие от традиционной крестьянской и социальной тематики, акцент переносится на урбанистическую проблематику, поднимаются философские вопросы бытия, анализируется психика героев, а конфликт разворачивается между людьми с разными мировоззрениями. «Город» - первый урбанистический роман в украинской литературе, с новыми героями, проблематикой и манерой повествования. Юрий Шевелев назвал его «одной из вершин украинской прозы и указателем для ее дальнейшего развития». Произведение не был подобен традиционной народнической прозы XIX века, ибо его автор ориентировался на романистику Оноре де Бальзака, Ги де Мопассана, Анатоля Франса, Джека Лондона, Агатангела Крымского, Владимира Винниченко. Это дало Підмогильному возможность создать оригинальное художественное полотно, искусно построить сюжет и использовать новую для украинской прозы розповідну организацию текста.
Построение романа. Европейский роман конца XIX - начала XX веков имел два основных варианта построения повествования. Автор мог не вмешиваться в события, а рассказывать о них нейтрально, словно наблюдая со стороны, как Эмиль Золя в своих натуралистических романах. Вторая стратегия предусматривала авторское вмешательство в повествование, когда всезнающий автор вел за собой читателя, комментируя события, не скрывая своей оценки. Мастерства в этом достиг Оноре де Бальзак. Однако Підмогильному был ближе опыт Ги де Мопассана. В романе «Город» использована персонажна розповідна стратегия, которая заключается в том, что читатель ориентируется на суждения и оценки героя. Повествование в романе «Город» ведется от третьего лица, но читатель воспринимает мир глазами Степана Радченко. Рассказчик идентифицируется с внутренней жизнью персонажа, воссоздающая его мысли и чувства: «Теперь он познал бессмысленность своих намерений. Писатель! Кто, коварный, ему это слово подсказал?» Такая розповідна стратегия является последовательной на протяжении всего действия романа. Читатель не найдет в романе оценки поступков главного героя другими персонажами, ибо все события преломляются через сознание Радченко. Эта викладова форма романа обусловлена стремлением автора, с одной стороны, дистанцироваться от взглядов героя, подать их беспристрастно, а потому с этой целью использована третьоособова форма повествования, с другой - представить внутренний мир героя целостно и исчерпывающе. Как и Мопассан, Пидмогильный нигде не одобряет и не осуждает своего героя. Новая розповідна форма давала возможность отойти от народнической традиции в обрисовке событий, ярче воссоздать внутренний мир героя.
Сюжетная структура романа. Роман «Город» построен на основе распространенной в мировой литературе фабульной модели: молодой парень из провинции приезжает в большой город, чтобы здесь реализовать себя. Как Париж притягивает честолюбивых Растіньяка и Жоржа Дюруа, так и Киев становится для Радченко месту, где должна измениться его судьба. Общим для этих персонажей является то, что они подвержены влиянию города, подчиняя его себе. В этих соревнованиях с городом их взгляды и характеры меняются, деформируются, что зависит не столько от влияния общества, сколько от собственного выбора героем жизненного пути. Сюжетными мотивами произведение Пидмогильного напоминает западноевропейский «роман карьеры»: в этом жанровом разнообразии романа герой из низших слоев пробивается в высшие. Однако рост и эволюция Радченко изображаются в трех сюжетных измерениях: социальной плоскости, внутренний сфере, творческой сфере.
Радченко приехал в город учиться, чтобы потом вернуться в село, неся ему образование и прогресс. В начале произведения герой созерцает город как крестьянин, а потому в его воображении город предстает чужим, а то и враждебным: его жители - это «лавочники, бессмысленные учителя, неунывающие из глупостей куклы в пышных уборах», то есть лентяи, к которым он испытывает презрение. Поступив в университет, Степан быстро разочаровывается в обучении и благодаря настойчивости находит работу. Как и герои Бальзака и Мопассана, которые искали успеха в области журналистики или литературы, Радченко так же идет этим путем: устраивается работать на курсы украинизации, потом в редакцию; стремясь утвердить себя, издает первый сборник рассказов. Если Мопассан проникает за кулисы парижской прессы, то Подмогильный изображает украинская литературная жизнь 20-х годов XX века, окрашивая рассказ иронией: «Литература состоит из творчества, жизни литературное - из разговоров литераторов. И на их устах каждый факт из жизни писателя чудесно становится литературным фактом, анекдот про него - литературным анекдотом, галоши его - литературными гало - шамы, как будто члены их тела имеют волшебное свойство придавать вещам своим прикосновением литературной ценности...» Художественная жизнь продолжается в разных формах: это и литературные вечера, на которых поэты декламируют свои стихи, и дискуссии, в которых происходит соревнование между различными литературными группировками, даже разговоры литераторов в редакции создают творческую атмосферу, в которой вращается Степан Радченко. Литературная деятельность приносит Степану общественное признание и материальное благополучие. Следовательно, таким образом герой реализует себя в социальном плане.
Однако Пидмогильный не ограничился изображением рост Степана Радченко на пути карьеры. Роман насыщен событиями внутренней жизни, которые возникают вокруг любовных перипетий героя. Степан сначала встречается с односельчанкой Надежной, далее - с пожилой мещанкой Мусінькою, потом - с городской девушкой Зоською, а в конце романа знакомится с балериной Ритой. Герой общается с женщинами разного социального статуса, а поэтому его любовные похождения так же двигают сюжетное действие, и сквозь эти перипетии раскрывается внутренняя жизнь Степана. В начале знакомства каждая из женщин заинтересовывает Степана какой-то новой гранью, его чувства свежи, и он находится в гармонии с любимыми. Но со временем наступает разрыв, который только в случае с женщиной купца был спровоцирован извне. Степан - не беспринципный и ловкий негодяй, как Жорж Дюруа, что менял женщин из карьерных соображений и жил за счет любовниц. Герой Пидмогильного постепенно растет как личность и разочаровывается в своих подругах. Он познает их глубже, и выявленные недостатки препятствуют ему поддерживать дальше отношения. В частности, Надежная превращается в «деревенскую девку», чей образ не соответствует его идеалу. Отношения с Зоською разрываются, когда речь идет о женитьбе, и гордый и независимый Степан опасается, что в браке он потеряет личную свободу, погрязнет в мещанском быту, даже поставит крест на творчестве. Но такие мотивы не оправдывают эгоизма Радченко, чей необдуманный поступок приводит к самоубийству Зоськи. Если в романах Бальзака персонаж встречается с жестокостью города, то в романе в Пидмогильного сам герой бессознательно совершает зло.
Степан Радченко не становится отрицательным героем, как действующие лица «романа карьеры». Наоборот, происходит его рост как человека и художника. Именно в городе расширяется его мировоззрение, он уже не мыслит пропагандистскими лозунгами, как в начале произведения. Перед ним открывается широкая панорама литературы, отсюда - осознание своей неопытности как художника, потребность в самосовершенствовании. Знакомство Степана с поэтом Вигорським, самоанализ ускоряют рост творческой личности. Дискуссии героев в романе происходят вокруг идеи человека. Эпиграф, взятый из романа Анатоля Франса «Таис»: «Как можно быть свободным, Евкріте, когда имеешь тело?» - выдвигает тезис о двоякий характер человека. Телесное начало не раз будет руководить Степановими поступками, в то же время герой осознавать важность духовного начала человека. Когда Радченко спросили, о чем он пишет, юноша отделался простой фразой: «Пишу рассказ о... людей». Позже, в разговоре с Вигорським, Степан, уже как прозаик, заявляет: «Людей знать не можно» - и слышит возражения. Открытием для него становится осознание неповторимости человеческой личности. Именно человек, со своими интересами, стремлениями, заботами и радостями, стоит того, чтобы о ней писать художественные произведения.
Финальная сцена романа перекликается с подобными произведениями мировой литературы. В романе Бальзака «Отец Горио» герой после кульминационного момента бросает вызов городу. У Мопассана Жорж Дюруа чувствует триумф за победу над городом. Степан Радченко также обращает свой взгляд на город. Он осознает силу и величие мегаполиса, но победа его лежит в другой сфере. Развязка проблемы человека подсказана эпиграфом из Талмуда - человек подобен животному, но и до ангела, ибо «священной языке разговаривает». Литературное творчество дает возможность реализоваться Степану как личности, духовное начало становится доминирующим и гармонизирует внутренний мир героя. Известный критик Юрий Шевелев подчеркнул, что в романе Пидмогильный «с беспощадной правдивостью показывает рождение человека и писателя Радченко». Автор изображает «один из путей к свободе. Этот путь ведет через правду, знания человека и себя - к творчеству. Цене предыдущей жизни, ценой духовного опустошения, ценой одиночества герой Пидмогильного купил себе право и возможность быть человеком. Человеком среди людей».
Следовательно, такая сюжетно-композиционная структура предопределяет жанровую природу произведения. «Город» является центробежным романом, поскольку его действие развивается вокруг персонажа, вместе с каждой страницей повествования в нем изображается широкая панорама духовного бытия общества.
Образ города. Литературоведы преувеличивали значение образа города в произведении Пидмогильного, в частности, обвиняли автора в «враждебном отношении к городу» (Андрей Музычко), его искаженном изображении. Киев в романе, мол, изображается как город мещан, нэпманов, «разложенной декадентской интеллигенции» (Леонид Новиченко). Литературовед Григорий Костюк считал, что произведение Пидмогильного - роман о киеве: «Описания знакомых когда-то и уже, возможно, забытых улиц, переулков, парков, Днепра, пляжей, университета, академии, многих исторических и архитектурных памятников красноречиво свидетельствуют об этом». Однако произведение Подмогильного не только романом о Киев, ведь и «Отец Горио» Бальзака или «Милый друг» Мопассана не являются произведениями о париже. Писатели изображают жизнь героев в определенных местностях не для того, чтобы предложить топографические исследования, а чтобы осветить фон бытия героев, предложить свое видение действительности. Киев не стал главным персонажем романа в. Пидмогильного. Его образ оттеняет духовную эволюцию главного героя - Степана Радченко. Образ города репрезентируется через восприятие героя и так же претерпевает эволюции. Действительно, Степан, приехав в город, взрывается ненавистью к мещан, но и
Сухер Бер Рыбак. Город. 1917
доходит мнения о том, что «не надо ненавидеть город, а получить... Ему виднелись безграничные перспективы. Таких, как он, тысячи приходят в город, незаметно подтачивают его гнилые устои, чтобы положить новые и непоколебимы. Такие, как Степан, должны «завоевать и сделать своим зрусифіковане украинский город, влить в него свежую крестьянскую кровь, ликвидировать антагонизм между украинским городом и деревней» (Григорий Костюк). Радченко постигает величие и значимость столицы, в «бесконечно строкатом в шуме» слышит ее голос, очень биение могучего сердца города, познает «его потайную существо», стремится подчинить.
Во второй части романа (раздел IV) герой видит город «как мощный центр притяжения, что круг него крошечными планетами вращаются села, вечные спутники его движения, и частички их, попав в раскаленную атмосферу этого солнца, должны приспосабливаться к новым условиям давления и погоды». Радченко даже чувствует, что «город своим разгоном и шумом трогает человека без меры острее, чем лоно природы нежностью пейзажей».
Финал романа Пидмогильного перекликается с «Отцом Горио» Бальзака и «Дорогим другом» Мопассана: «Парень распахнул окна в темную бездну города. Оно покорно лежало внизу волнистыми брилями скал, обозначенное огненными точками, и простягало ему из тьмы холмов острые каменные пальцы. Он замер от собственного созерцания этого величия новой стихии и вдруг широким движением роняет вниз зачарованный поцелуй. Тогда, в тишине лампы над столом, писал свою повесть о людях».
Образ Степана Радченко. Новаторство писателя проявилось и в создании образа главного героя. Тогдашняя советская литература изобиловала шаблонными фигурами, которые четко делились на положительных и отрицательных. Персонажи не изображались в развитии, даже герой с большим спектром чувств и мыслей представал перед читателем уже сформированным, статичным. Это явление было характерно и для классической украинской литературы XIX века. Зато мировая литература знала другого героя, который словно «создавался» во время развертывания романной действия, история эволюции которого была частью сюжета. Такой прием положен в основу многих французских романов. Подмогильный тоже изображает Степана Радченко в развитии, что придает образу динамики, пластичности. Главный герой не является ни положительным, ни отрицательным. «Дьявольское» и «ангельское» прихотливо сочетаются в натуре Степана. С помощью контраста автор сопоставляет эпизоды, иронизирует над своим героем.
В начале произведения Степан - один из многих сельских парней, которые прибывают в Киев. Первое знакомство с городом, как уже отмечалось, вызывает в его душе острая боль, чувство отчужденности. Отсюда - нелюбовь его к города и села, не вооружило его, не научила, как бороться с этим чужим и жестоким миром. Однако его отличают черты характера, присущие будущему завоевателю города. Он решителен, настойчив, умеет сосредоточиться на поставленной цели. Не хватает ему и способностей к обучению, а позже - к литературному творчеству. Благодаря своей наблюдательности и умению анализировать Степан избавляется от навязанных извне тогдашней идеологией плакатних лозунгов и стереотипов. Герой, утверждаясь в жизни, быстро отбрасывает задание, которое было первоначально перед ним поставлена: получить образование, чтобы потом вернуться в села. Постепенно его захватывает величие города. Дальнейший выбор он делает, исходя из собственных предпочтений и меркантильных интересов. Для автора новеллы «Бритва» литературное творчество - не только способ получить славу, утвердиться в городе, а еще и возможность заработать деньги. Таким образом проявляется индивидуализм героя.
Отношения его с женщинами так же демонстрируют эту характерную черту персонажа. Биологическое начало преобладает над духовным; инстинкты, с одной стороны, освещают безрассудство поступков героя, с другой - дают ему жизненную энергию. Как и поэт Вигорський, Степан стремится наслаждаться жизнью, но, в отличие от поэта-скептика, который томится и презрительно относится к обществу, Радченко интересуется людьми, их внутренним миром. Именно это спасает его от мещанского прозябания, дает толчок к развитию личности. Таким образом, эволюция героя изображается как борьба разных начал в его душе: интеллектуальное начало одерживает победу, что дает толчок для роста Степана как человека и писателя. Однако неизвестно, будет ли этот баланс окончательный, потому что хоть автор завершает роман на оптимистической ноте, сама логика развития характера подсказывает, что впереди - новые испытания.
На сложных путях своего развития Степан в одном был определенным и последовательным: «Он не лгал перед собой ни в мыслях, ни в поступках, в жизни не переставало быть пахучим, хоть и горьким миндалем». К нему приходит чувство ответственности и долга, а вместе с ним открытие: «Люди - разные! Безумно отличные несмотря на поразительное внешнее сходство!., каждое лицо сохраняло свою загадку - загадку человека». Он понял, что в жизни нашел самую большую награду - творчество. Нежиттєвими видятся ему теперь его старые рассказы, в которых «человек исчезла под давлением вещей и идей». Человек должен стать главным предметом его произведений.
Роман «Город», как утверждал Григорий Костюк, импонировал молодежи 20-х годов. Она в его «идеях, образах, ситуациях и конфликтах находила себя, свои чувства, свои идеи и стремления. Идеи романа... говорили к ее душе, намечали перспективу и вдохновляли цель... В этом историческом походе новейших аргонавтов воскресшей «Степной Эллады» по золотое руно далекой и недосягаемой когда Колхиды было величие новой миссии поколения украинской молодежи 20-х годов».
Итак, Валерьян Пидмогильный модернизировал украинскую прозу в новом русле, обогащая ее актуальной проблематикой, героями, философскими идеями, жанровыми формами. Художественный мир писателя отличается богатством типажей и идей. Но главное в нем - психологизм, мир человеческой души, которую художник рассматривал словно под микроскопом, подмечая тончайшие реагирования ее на добро и зло, замечая невиданное, но «крупным планом» освещал ее боли, страдания, восторг, разочарование, радости и победы. В то же время проза художника характеризуется интеллектуализмом, что было доминантой модернизма первых десятилетий XX века.